Составили:
- учитель-логопед Васильева А.Ф.
- педагог-психолог Ведерникова А.Е.
Цель: закрепление речевых знаний, умений и навыков по пройденной теме посредством игры-путешествия.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Закреплять представления детей о рыбах; активизировать словарь; продолжать формировать умение обобщать и классифицировать; совершенствовать грамматический строй речи (продолжать формировать умение образовывать притяжательные прилагательные, упражнять детей в согласовании существительных с прилагательных, навыки словообразования-подбор родственных слов к слову «рыба»); совершенствовать навыки звукового анализа, умение дифференцировать звуки [Д]-[Т]
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух; развивать наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения; развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать самостоятельность, усидчивость, интерес к окружающему миру, умение доводить начатое дело до конца, воспитывать доброжелательное отношение, умение прийти на помощь в трудную минуту.
Материалы и оборудование: записанное видео с обращением русалочки и речными обитателями; водоросли, жемчуг, шкатулка, сундук с замком, две картины (одна с изображением речного дня, вторая с изображением аквариума) изображением аквариумных и речных рыб на магнитах; синяя ткань; удочка и речные рыбки; массажные дорожки; контейнер с сухим наполнителем (сухой бассейн), ключ от замка, картинка «сухого бассейна», картинка частей рыбы, карточки для схемы слов, карточки с движениями (для веселой зарядки), веселая музыка для зарядки, два стола, магнитная доска
Ход игры:
Логопед: ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь в детском саду, чему вы уже научились, что нового будете узнавать. И сегодня мы с вами поиграем в нашу любимую игру «Квест».
Психолог: Но сначала, давайте встанем в круг. И поздороваемся необычным способом: я буду вам показывать, а вы повторять. Сначала прикоснитесь аккуратно ладошками друг к другу, теперь коснитесь стопами ног своего соседа, коленями, прикоснитесь плечами к своим соседям, дотроньтесь рукой до лба своего соседа. Как хорошо у вас получается.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по речному миру и поздороваемся с его обитателями?
Вокруг себя два раза обернись
В речное царство окунись.
Психолог: ребята, где мы оказались? (На экране подводный мир)
Посмотрите, дно речное!
Красочное, голубое!
Камни серебром блестят
Красотой своей манят.
Ракушками ослепляют
Всех в своё царство приглашают!
На экране появляется русалочка и говорит о том, что она приплывала в гости к своим речным друзьям и когда проплывала мимо водорослей, зацепилось ожерельем и оно рассыпалось и некоторые жемчужинки потерялись. Возможно их разнесли речные жители. Она не знает какие, но знает, что надо рассказать о них и выполнить задание, которое они предлагают. И если вы выполните все задания и правильно соберёте жемчужины, то оно снова обретёт волшебную силу». Помогите пожалуйста найти.
Психолог: Ну что, ребята, поможем найти Русалочке потерявшиеся жемчужины?
Дети: Конечно поможем
Логопед: посмотрите, а вот и порванное ожерелье. Действительно, нескольких жемчужин не хватает.
Психолог: Ребята, вы готовы помочь Русалочке и справиться с заданиями, которые приготовили для вас речные обитатели. Тогда вперед. (дети идут по речному дну и подходят к дому Окуня.)
1. Логопед: Может быть здесь находится одна из жемчужин? Для того, чтобы узнать кто здесь живет, отгадайте загадку.
Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный цвет у плавников! Окунь (дети отгадывают)
У окуня для вас первое задание. Если вы его правильно выполните, то получите первую жемчужину.
Задание 1 игра «Аквариум»: Посмотрите, перед вами аквариум с рыбками, но это необычные рыбки, а рыбки речевички. Вам нужно поймать рыбок, посмотреть какие картинки у них и распределить по аквариумам. Рыбок, у которых в названии картинок есть звук Д поместите в коричневый аквариум, а рыбок, у которых в названии картинок есть звук Т поместите в зеленый аквариум
Появляется картинка окунь и он отдает первую жемчужину
2. Психолог: Для того чтобы узнать у кого находится вторая жемчужина отгадайте загадку.
С серебристой чешуёй,
Не плотва. Какой большой!
А копчёный – это вещь!
Догадались? Это — (Лещ) (дети отгадывают)
Задание 2: Игра «Место обитания».
Логопед: (Лещ говорит, что все рыбы перепутались и не могут попасть к себе домой, и просит их помочь, за это она отблагодарит и отдаст жемчужину)
Посмотрите, на что изображено на картинках. Это река. Как называются рыбы которые живут в реке? (речные). Это аквариум. Как называются рыбы которые живут в аквариуме? (аквариумные) Вам нужно распределить рыб и поселить в подходящий водоем. И при этом сказать, как называется выбранная вами рыба и где она обитает.
Молодцы! Вы отлично справились с заданием. (Появляется лещ и отдает 2-ю жемчужину) и предлагает поиграть.
3. Физкульминутка. Игра «Веселая зарядка»
Психолог: Сейчас мы с вами поиграем в веселую игру, где вам нужно будет показать те движения и позы, которые изображены на картинке. Играть в игру нужно по очереди, сейчас мы с вами определимся, кто будет первый, и начнем играть. Будьте внимательны и точны. (Показываем карточки по очереди, которые заранее перемешаны и перевернуты изображением вниз). Как здорово у вас получается, все сделали правильно и быстро! Отправляемся дальше!
4. Логопед: Отгадаете еще одну загадку?
Ах, какой же ты колючий!
Плавники и хвост-липучки!
Ты меня не проведешь! -
Я тебя поймаю (Ерш) (ответы детей)
Задание 3: Игра «Родственные слова»
Ребята, Ершу очень интересно, а есть ли у слова «Рыба» родственные слова? Как вы думаете? Давайте попробуем подобрать родственные слова к слову рыба. А поможет нам стихотворение.
Сейчас я буду читать его, а вы мне поможете закончить стихотворные строчки, подобрав слова в рифму.
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как… (рыбы).
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно … (рыбка).
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая… (рыбешка).
Выплывает, корм ища.
Пребольшая… (рыбища).
«Эх, сорвался мой улов! -
Рассердился … (рыболов).
Рыба не клюет никак,
Видно я плохой… (рыбак)».
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день … (рыбачит).
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась … (рыбалка).
Молодцы! Давайте вспомнить все слова, родственные слову «рыба», которые мы произносили.
Ерш отдает жемчужины.
Ребята, как много жемчужин мы собрали! Но нам еще не хватает. Вперед!
5. Задание 4. «Найди ключ» (Отправляемся дальше натыкаемся на сундук)
Психолог: Ребята, посмотрите, что это? (Сундук). Как вы думаете, может там есть жемчужины? Проверим? А как же мы его откроем? Нам нужен ключ. Может быть он спрятан тут? чтобы открыть ее, надо найти ключ в бассейне. (киндер яйца, в одном из них ключ). Находим еще одну жемчужину.)
Логопед: Интересно, а кто же спрятал жемчужину в сундук? Сзади сундука есть подсказка. Это загадка.
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом) (ответы детей)
Задание 5. Игра «Составь слово»
Ребята, мы с вами знаем, что слова можно не только написать, но еще и изобразить с помощью схемы. Составим схему слова СОМ? Для того чтобы начать составлять схему, нужно четко произнести слово и определить какой первый звук в слове? Какой второй звук, какой третий. (Составляем схему слова сом)
Молодцы! Посмотрите, сом отдает вам еще одну жемчужину.
7. Задание 5 Игра «Чей? Чья? Чьи?».
Ребята. Нам не хватает еще одной жемчужины!
Хвостом виляет
Зубаста, а не лает (Щука)
У щуки для вас еще одно задание
Посмотрите внимательно на картинки, которые я вам буду показывать. Назовите правильно часть тела и скажите так, чтобы мы поняли, что они принадлежат рыбе.
Это рыбьи плавники.
Это рыбий хвост.
Это рыбья голова.
Это рыбье тело.
(Щука отдает последнюю жемчужину)
Итог. Ребята, мы собрали все жемчужины. (Русалочка радуется. (видео) Ожерелье собрано, теперь она может вернуться домой. Русалочка нас благодарит)
Прощание. «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять! ”.
|