(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Одной из главных составляющих современной концепции дошкольного воспитания является экологическое воспитание, формирующее самосознание и самоощущение человека как неотъемлемой части природы.
В рамках экологического воспитания необходимо решение таких педагогических задач, как:
- формирование бережного отношения к природе
- формирование бережного отношения к себе и окружающим людям как части природы
- развитие познавательного интереса к окружающему миру, насыщение чувственных впечатлений каждого ребенка и, как следствие, обогащение его личностной картины мира.
Городская площадка ГБДОУ № 49 находится в исторической части Санкт-Петербурга, где озеленение просто недостаточное, несмотря на все усилия городских властей и экологов. Летняя дача ГБДОУ располагается в курортном месте — поселке Комарово Ленинградской области, на берегу Финского залива, поэтому считаем своим долгом использовать в работе предоставляющиеся возможности для экологического воспитания городских детей.
Многолетний опыт проведения летней оздоровительной кампании ГБДОУ показал, что для решения указанных задач эффективным может стать следующий комплекс организационных мероприятий в условиях дачи для осуществления экологической познавательной деятельности детей.
Познавательная деятельность.
Организация экскурсий в парк-дендрарий поселка Комарово, на мини-ферму домашних животных и манеж конно-спортивной школы. В качестве результата рефлексивной деятельности детей старшей группы — под руководством воспитателя ими был создан макет «Ферма» по впечатлениям от экскурсии.
Разработка познавательных маршрутов для экологической прогулки. Походы на Финский залив, к лесной речке. Исследование уникальных ландшафтов, разнообразной местной флоры. Наблюдение за дикорастущими ягодниками на территории дачи (черника, брусника, малина). Наблюдение за живой природой: за насекомыми (муравейники вокруг дачи, муравьиные дорожки и т.п.); за белками и птицами (гнездовья красноголового дятла и сойки) на территории дачи.
Дети ведут «Дневник наблюдения за живой природой», по мотивам наблюдений делают рисунки и выполняют творческие работы (аппликации, макетирование и т.п.) из природного материала. После созревания ягод ребята собирают урожай на территории дачи.
Трудовая деятельность.
Силами персонала ГБДОУ и родителей на территории дачи разбит небольшой огород (четыре грядки) с овощными культурами и лекарственными травами. Для удобства детей грядки шириной не более 40 см, с широкими проходами, так как дети старшей группы помогают ухаживать за огородными растениями: под руководством воспитателя поливают кусты, прищипывают растения, осторожно опыляют цветы при необходимости т.п. Также в зону трудовой деятельности детей попадают клумбы, цветник, уличные подвесные и комнатные растения из города — ребят заботятся о них тоже. Такая деятельность приучает ребят не только к труду, но и к заботливому и бережному отношению к живой природе.
Творческая деятельность.
На территории дачи дети старшей группы собирают природный материал (шишка, кору, ветки и пр.) для творческой деятельности. Кроме поделок и аппликаций, на площадке под руководством воспитателя дети строят наземные макеты «Волшебный город», «Дружные тропинки» и пр., мастерят настенные и наземные панно. Из зоны санитарной вырубки леса персонал ГБДОУ доставляет природный материал, в том числе пласты дерна, мха, а с берега Финского залива – гальку.
Стоит заметить, что все указанные направления экологической деятельности детей неразрывно связаны между собой — именно их интеграция позволяет в полной мере осуществлять экологическое воспитание. Например, прогулка по лесу имеет не только оздоровительное, но и познавательное значение, причем не только в области знаний о природы, но и в области безопасного поведения в лесу – дети учатся перешагивать корни, лесной ручей, муравьиные дорожки и т.п. Наблюдение за птенцом сойки учит детей осторожному обращению с живой природой: сойка – птица крупная, защищает птенца резкими криками, может проявить агрессию и т.д. Все это обращает внимание ребенка на бережное отношение к самому себе, помогает осознать себя и людей как части природы. Надеюсь, наш опыт и предложенный комплекс мероприятий будут интересны педагогическому сообществу.
Туфанова Анна Ивановна воспитатель высшей категории ГБДОУ № 49 Центрального района Санкт-Петербурга
|