Шевцова Оксана Евгеньевна. Экологический проект–как средство экологического воспитания дошкольников

Экологический проект–как средство экологического воспитания дошкольников

Шевцова Оксана Евгеньевна, Скокова Олеся Викторовна – воспитатели МБДОУ ДС № 123 «Тополёк» г.Старый Оскол Белгородской области.

«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».

Г.-Х. Андерсен.

Экологический проект – это прежде всего, решение определённых задач в процессе исследования – проведению опытов, наблюдений. Наш проект направлен на расширение знаний детей по уходу за «зелёными друзьями». В ходе проекта дети не только узнают названия цветов, их внешний вид, размножение и развитие, но и их полезные (лечебные) свойства. Для исследования мы взяли комнатный цветок – Вечноцветущую Бегонию. Проблема – отсутствие у детей экологического воспитания по отношению к растительному миру.

Цели нашего проекта:

  1. Установить правильный состав почвы для жизни растений, влияние качества на их рост и развитие.
  2. Расширить знания детей, как ухаживать за растениями.

Задачи образовательные:

  • Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
  • Дать понятие — комнатное растение.
  • Сформировать навыки исследовательской деятельности.

Задачи развивающие:

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования за растительным миром.

Развивать умение передавать свои чувства от общения с растениями в различных видах деятельности ребёнка.

Задачи воспитательные:

Воспитывать бережному отношению к природе.

Работа по проекту познакомила детей со многими видами деятельности: экспериментальной, творческой, познавательной, игровой. В реализации проекта использовали: беседы, ООД, чтение художественной литературы, дидактические и словесные игры, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки, сказкотерапию и классическую музыку, опытно-экспериментальную и трудовую деятельность, самостоятельную игровую деятельность детей.

Три этапа реализации проекта и задачи:

Подготовительный этап.

Создание предметно-окружающей среды в группе.

2. Исследовательский этап.

Началась работа с правил поведения в нашей мини-лаборатории:

«Не пробовать то, с чем экспериментируете!

Не сыпать песок в глаза, делать опыты аккуратно!

Слушать внимательно воспитателя!

Работать дружно!

Мыть руки после экспериментирования!»

А дальше началась работа. Взяли три контейнера с песком, глиной, землёй и в каждый посадили по отростку Вечноцветущей Бегонии с тремя листьями. До этого рассмотрели части цветка Бегонии.

Вывод: В контейнеры с песком и землёй легко посадить растение. В контейнер с глиной – тяжело было посадить.

Посадили и стали вести дневник наблюдения за цветками. Длительность нашего проекта три месяца. Четвёртый листик появился у всех растений, но в разное время. Рост хорошо шёл в земле. В песке рост прекратился на пятом листочке. А в глине после четвёртого листочка рост остановился и стал цветок портиться. Дети переживали, смотря на увядшие растения.

Вывод: Полив умеренный, светолюбивое, не требует частого опрыскивания – выносливое, требуется рыхление и протирание листьев.

Заключительный этап.

Какая была радость, когда зацвела Бегония в земле. Мы воспитатели и сами не ожидали такого подарка от природы. В очень хорошем микроклимате рос цветочек –была радость, доброта, ласка, тёплые разговоры в группе на разные темы, прослушивание классической музыки, которая играет хорошую роль для роста растения.

Окраска листьев растений была в трёх контейнерах разная. В земле – тёмно-зелёного цвета, в песке – светло-зелёного цвета, в глине – бледно-зелёного цвета.

Вывод: В земле растению хорошо, так как в ней много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух. В песке много влаги, но мало питательных веществ. Глина очень твёрдая – в неё плохо поступает вода и воздух, поэтому растению тяжело расти.

Помимо этой исследовательской работы мы проводили и другие опыты, которые помогли детям развить мышление, логику, наглядно показать связь живой и неживой природы.

Опыт 1. Через увеличительное стекло рассмотрели из чего состоит песок, глина, земля.

Вывод: Песок состоит из очень маленьких, круглых, белых, жёлтых, крохотных камешков. Глина состоит из маленьких частиц, которые слипаются в комочки. Также

рассмотрели землю и увидели маленькие камешки с песком.

Опыт 2. Мы взяли три пластиковые бутылки с отрезанным дном. В горлышко положили кусочек губки и насыпали на неё глину, землю, песок. В каждую бутылку наливали воду.

Вывод: Быстрее всего пробегает вода сквозь песок, земля пропускает воду хуже. Глина не пропускает воду вообще.

Опыт 3. Как растёт растение на свету и в темноте.

Вывод: Растению для активного роста и развития необходим свет. Без света растение погибнет.

Опыт 4. Нужен ли воздух растению?

Для проведения опыта мы закрыли растение прозрачным полиэтиленовым пакетом. Через некоторое время обнаружили, что на внутренней стороне пакета образовались капельки воды.

Вывод: Растение дышит кислородом, находящимся в воздухе с помощью листьев. При дыхании происходит увлажнение воздуха.

Результат: дети определили правильный состав почвы для Бегонии, установили влияние качества почвы на рост и развитие цветка. Также, расширили свои знания по уходу за комнатным растением.

Выводы:

  1. Дети обобщили знания о строении комнатных растений и сформировали навыки исследовательской деятельности.
  2. В процессе наблюдения за Вечноцветущей Бегонией у детей развилось воображение, мышление и способность передавать свойства окружающего мира в рисунках и поделках.
  3. У детей сформировались трудовые умения и навыки по уходу за растениями и желание общаться с живой природой.

Совместно провели экологическую работу и с родителями.

Цель: Получение информации об экологической культуре дошкольников в детском саду и её осуществление в семье.

Методы: Анкетирование «Экологическая культура в семье»

Папки-раскладушки о проделанной работе с детьми в детском саду.

Создание фото- альбома «Экологическое воспитание в семье».

Список использованной литературы:

  1. «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Н.Е. Вераксы.
  2. Аксёнова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. -М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Н,Н. Кондратьева «Формирование системы знаний о живом у детей старшего дошкольного возраста».
  4. Метод проектов в дошкольном образовании: метод пособие/авт. — сост. Н.А. Кочкина. — Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011.
  5. Л. Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. — М.: ВАКО, 2008.
  6. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. -М.: ТЦ Сфера, 2012.
  7. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Просмотров: 518
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Зембеля Ирина Александровна. Познавательно-исследовательский проект: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
  • Лисанова Елена Викторовна. Дидактических игр по познавательно-исследовательской деятельности (воздух, песок, вода, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло)
  • Зеленова Елена Павловна. Опыт работы по реализации проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова. Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ
  • Мадеева Надежда Борисовна. Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста».
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Фролова Ольга Юрьевна. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей подготовительной группы: «Самое удивительное вещество на Земле. Вода».
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Подпрятова Ольга Владимировна. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Гуляева Оксана Николаевна. Развитие патриотического воспитания дошкольников посредством проекта посткроссинг
  • Гульнур Валиуллина. Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду
  • Бескровная Светлана Михайловна. Родительское собрание «Развитие познавательно — исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»
  • Лыхина Александра Викторовна. Проект «В каждом семени прячется растение»
  • Морозова Елена Петровна. Экологическая викторина «В мире комнатных растений» для детей старшего дошкольного возраста
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Боклина Светлана Викторовна. Экологический проект «Мусор Земле не к лицу!» для детей подготовительной группы
  • Ревицкая Валентина Максимовна. Педагогический опыт: Тема опыта: Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения
  • Чубрикова Татьяна Николаевна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь