Костромина Лидия Александровна. Юным любителям природы

Юным любителям природы

У каждого времени года — весны, лета, осени, зимы — свои особенности: в природе происходит непрерывная смена одних явлений другими. Каждый год весной прилетают, а осенью улетают перелетные птицы; каждый год в свое время зацветают рожь и пшеница и в свое время созревают зерна в их колосьях; каждый год желтеют и опадают осенью листья липы, и каждую весну на ее ветвях набухают почки и распускаются молодые листочки.

Изучением закономерностей сезонного развития природы занимается особая наука — фенология. Наблюдения над сезонными явлениями природы — так называемые фенологические наблюдения — не требуют специального оборудования и сложных приборов. Они доступны всем, и они неисчерпаемы. У каждого года есть свои особенности, и сезонные явления одного года не бывают вполне схожими с другими годами: всегда окажется хотя бы маленькая разница в сроках наступления того или иного явления.

 

Фенологические наблюдения имеют не только чисто научный интерес: он» необходимы для многих отраслей нашего хозяйства.

Наблюдения над сезонными явлениями природы позволяют установить наилучшие сроки для сельскохозяйственных работ и тем повысить урожайность колхозных и совхозных полей. Так, под Москвой, например, по данным агробиостанции имени К. А. Тимирязева, лучший урожай огурцов получается при посадке их во время зацветания лиловой сирени и желтой акации; лучший урожай ранней свеклы и репы — при посеве во время цветения осины.

Как выяснить это время для каждого года, для каждой местности? Ответ может быть только один: наблюдать за ходом развития природы, сравнивать и сопоставлять различные ее явления, искать явления, совпадающие во времени.

Большую пользу приносят фенологические наблюдения и лесному хозяйству. Работы по посадке молодых деревцев связаны с известными сроками. Так, весенняя посадка саженцев (с обнаженными корнями) возможна, лишь пока саженцы не распустили листьев. Изучение весеннего развития деревьев и кустарников позволяет установить и крайние и средние сроки появления на них листвы. А это дает возможность планировать время посадки.

С известными сроками связана и заготовка семян деревьев и кустарников.

Жизнь животных так же неразрывно связана с условиями окружающей их среды, как и жизнь растений. В природе нет животного, безразличного для человека: каждое из них полезно или вредно, правда в разной степени. Изучение жизни любого животного позволяет выяснить его значение для хозяйства. Наблюдая за жизнью большой синицы, мы узнаем, как и чем питается эта птица, как изменяется ее питание в разные сезоны, при разных условиях, чем она кормит птенцов. Зная все это, мы сможем наилучшим образом использовать эту полезную птицу для охраны садов и иных древесных насаждений.

Начало пушного промысла, время рыболовных путин зависят от сезонного развития природы. Фенологические наблюдения и здесь помогают выяснять и уточнять сроки.

Многие насекомые — опасные враги сельского и лесного хозяйства. Знание особенностей их жизни необходимо для проведения успешной борьбы с ними. Эта борьба проводится различными способами, но при любом из них необходимо заранее знать, когда появится вредитель, в какие сроки протекает его развитие. Наблюдения в природе позволяют найти «сигналы» и для этого случая. Среди насекомых немало и полезных. Так, большую пользу приносят опылители цветков, в особенности шмели и пчелы. Изучение жизни шмелей и диких пчел, наблюдения над их повадками, над тем, какие цветки они чаще посещают, не просто интересны. Знание взаимосвязей растений и опыляющих их насекомых имеет огромное значение для борьбы за высокие урожаи. Ведь урожай многих культурных растений зависит от насекомых-опылителей.

Хорошо разработанный календарь явлений дикой природы — огромная помощь календарю сельскохозяйственных работ и всех других работ, так или иначе связанных с природой.

С каждым годом все больше и больше в нашей стране развертываются работы по преобразованию природы. И тем больше и больше знаний потребуется от ее преобразователей. Недалеки те годы, когда и вы начнете эту работу. Позаботьтесь о том, чтобы приобрести нужные знания и навыки, главное — уменье наблюдать жизнь природы. Идите в лес, на поле, на луг, на пруд или озеро. Наблюдайте жизнь растений и животных. Помните, что нельзя наблюдать жизнь какого-нибудь растения или животного вне условий его существования, вне окружающей его обстановки. Почва, условия погоды, место — все это сказывается на растении, и, следя за ним, помните об этом: изучайте его, в связи со Средой. Чем подробнее будут ваши наблюдения, тем больше вы узнаете.

У каждого вида растений и животных свои особенности жизни, свои приспособления. Изучая их, вы поймете природу этого растения или животного. А понять это означает получить возможность управлять жизнью животных и растений.

Жизнь природы очень сложна, и человеку необходимо разобраться в сложной взаимосвязи всех ее явлений: только познав законы природы, учитывая их и опираясь на них, человек сможет обратить разрушительные силы природы на пользу общества.

Пионеры и школьники всегда должны помнить слова великого преобразователя природы И. В. Мичурина:

«Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача».

Костромина Лидия Александровна

Просмотров: 293
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Бикмухамбетова Тасмиля Наиловна. Методические рекомендации по оборудованию уголка природы и оформлению календарей природы.
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект дифференцированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с задержкой психоречевого развития. «Скоро лето! Явления природы. Рыбы.»
  • Моисеева Наталья Анатольевна. Презентация. Загадки. Небо. Явления природы.
  • Завьялова Юлия Анатольевна. Конспект занятия-экспериментирования по природе в подготовительной группе На тему: «Жизнь растений»
  • Моргунова Надежда Александровна. 'Уголок природы как средство развития речи'
  • Вандышева Валентина Леонидовна. Методическая разработка развлечения для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Красота природы в разные времена года»
  • Ирина Петракова. Консультация для родителей «Наблюдения в природе»
  • Юрьева Елена Михайловна. Наблюдения в природе-как средство воспитания дошкольников
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Фоменко Лидия Михайловна. Конспект проведения весенней прогулки в подготовительной группе «Тайны и сюрпризы природы». Методическая разработка.
  • Булатова Эльвира Юрьевна. Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы.
  • Ольга Капитанская. Система работы в ДОУ по охране природы
  • Матвеева Олеся Александровна. Мастер-класс по работе с календарем природы (Опыт работы) собственная разработка
  • Афанасьева Ирина Степановна. УГОЛОК ПРИРОДЫ В НАШЕЙ ГРУППЕ
  • Бойчук Татьяна Витальевна. Интегрированное занятие для детей средней группы «Подарок для Осени» (сезонные наблюдения)
  • Ольга Давыдович. Примерный план образовательной работы с детьми 1,5 — 3 лет «Мир природы»
  • Григорьева Нина Павловна. Презентация 'Уголок природы в нашей группе'
  • Копцова Галина Александровна. Тема: «Мы друзья природы»
  • Давыдович Ольга Владимировна. Примерный план образовательной работы с детьми 1,5 — 3 лет «Мир природы»
  • Короед Светлана Викторовна. Экологическая квест-игра «На помощь Фее Природы»
  • Хлебникова Ольга Владимировна. Дневник наблюдений за изменениями природы весной. Исследовательская работа.
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Ермолаева Ирина Александровна. Развлечение в средней группе «Праздник природы»
  • Елена Головина. Занятие по ознакомлению с природой в старшей группе. Тема: «Мы – Друзья природы».
  • Евгения Гусельникова. Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных экологических представлений, знатоки природы «Поле чудес»
  • Малинина Татьяна Александровна. Использование авторского интерактивного дидактического пособия «Путешествие в мир природы»
  • Елена Быкова. Конспект НОД 'В гостях у природы'
  • Девяткин Вячеслав Георгиевич. Дитя природы
  • Кузнецова Таиса Ивановна. Уголок природы
  • Севрюкова Оксана Яковлевна. Уголок природы в ДОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь