для реализации образовательной области «Познавательное развитие»
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
- Познавательные интересы – стремление ребёнка познавать новое,
- Познавательные действия – активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знания, умения и навыки.
- Познавательное развитие – совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.
Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.
скачать конспект
В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа «Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами.
В основной образовательной программе нашего учреждения в раздел Образовательная область «Познавательное развитие» включены следующие подразделы:
- Формирование элементарных математических представлений
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности
- Ознакомление с предметным окружением
- Ознакомление с социальным миром
- Ознакомление с миром природы
Остановимся на таком аспекте развития детей как «Познавательное развитие, через ознакомление с миром природы».
Данная тема была выбрана не случайно.
Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они сейчас находятся. Работу в этом направлении необходимо начинать с первых лет жизни, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.
Использование традиционных пособий, в полной мере, не решает задач основной образовательной программы. Исходя из этого, было разработано интерактивное дидактическое пособие «Путешествие в мир природы».
Целью данного пособия является формирование экологической культуры и развитие у детей познавательных интересов.
Задачи:
- Формировать представление детей о природе;
- Развивать у детей любознательность, познавательную мотивацию, формировать познавательные действия;
- Формировать коммуникативные навыки, партнерское взаимодействие;
- Воспитывать самостоятельность.
При разработке пособия учитывались, требования ФГОС ДО.
Пособие включает в себя игровое поле и мультимедийные дидактические игры. Данное пособие универсальное, многофункциональное. Привлекает внимание детей световыми, звуковыми эффектами. Пособие может быть использовано как совместно со взрослым в деятельности, так и в самостоятельной. Каждую игровую зону ребенок может взять и перенести в любой уголок группы.
В основе пособия лежит игра-ходилка, путешествие по которой осуществляется с помощью кубика и фишек, которые передвигаются по игровым зонам с экологическим содержанием. Дети по очереди бросают кубик и перемещают фигурки по игровой дорожке.
Игровая зона «Огород». Попадая на «Огород» ребенок с помощью музыкальных часов выбирает овощ, достает его из домика и одевает на пальцы, определят его форму и цвет, и передвигается по грядке огорода, выбирая цвет и форму «своего» овоща.
Игровая зона «Домики домашних животных и птиц». Ребенку предлагается отгадать загадки «Кто живёт в домике». Проверить отгадку можно открыв замочек на дверке домика. Ребенок находит там не только изображение самого животного, но и его детенышей. Вкладыши можно заменять.
Игровая зона «Лес». Игровая зона леса расположена на магнитной доске. Ребёнок выкладывает картинки с признаками времени года и составляет рассказ по картинке. Здесь же ребенок закрепляет знания правил поведения в природе. Проверить правильность ответа можно, нажав на цветок. При правильном ответе слышится звуковой сигнал.
Игровая зона «Водоём». Детям предлагается классифицировать обитателей водоема, собрать мусор из водоёма в контейнер. Таким образом, решаются и задачи природоохранной деятельности. Вокруг пруда располагаются островки с звуковыми лягушками. Ребенок выбирает лягушку и ищет ей пару по звучанию наполнителя внутри лягушек.
Игровая зона «Детская площадка». Игровая зона — электронная игра-викторина, где ребенок классифицирует разные группы растений и животных, признаки времен года. При правильном ответе зажигается световой индикатор.
В игровой зоне «Гора с пещерой». Находится сундук. В сундуке может находиться любая дидактическая игра. Я вложила игру «Чей хвост?».
Попадая на красный цвет на игровой дорожке с изображением монитора, игра продолжается с выполнением заданий на экране.
Мною разработаны мультимедийные дидактические игры, включающие в себя четыре раздела: «Времена года», «Живая природа», «Неживая природа», «Охрана природы». Ребенку предоставляется право выбора раздела, при помощи воздушной струи, направленной на вертушку, которая находится на вершине горы.
Игра заканчивается, когда пройдены все игровые зоны.
Эффективными для развития детей являются не только бумажные варианты игр и пособий. Как показала практика, очень эффективны электронные игры и задания.
|