Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе Тема: Игра-путешествие «Сказочный, загадочный подводный мир…»
Составители: воспитатели подготовительной к школе группы Волычкина А.В. Серпухов, 2018 г. МДОУ – детский сад комбинированного вида № 10 «Капелька»
Задачи:
- Способствовать активизации познавательной, исследовательской деятельности, логического мышления через интеграцию образовательных областей.
- Закреплять представления детей об обитателях подводного мира, понимание того, что море – среда обитания многих живых существ, а также особенностях их приспособления к жизни.
- Развивать память, речь, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.
- Закреплять умение передавать свое отношение к природе в речи и продуктивных видах деятельности.
- Воспитывать желание и умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за ней, не нанося вреда).
Способы организации детей:
- стоя в кругу, сидя полукругом, работа в подгруппах стоя, сидя за столами.
Оборудование:
- ноутбук, телевизор для презентации, пазлы с сюжетами из сказок «Золотой ключик», «Сказка о царе Салтане», «По-щучьему велению…», материалы для рисования в технике «Эбру» (скатерти на столы, лоток с загустителем, веерные кисти, шпажки, краски разных цветов, салфетки, листы альбомной бумаги), фартуки, нарукавники.
Словарная работа:
- клешня, жабры, панцирь, осьминог, кроссворд, техника «Эбру».
Предварительная работа:
- рассматривание презентаций «Обитатели моря»
- беседы на тему: «Богатства дна морского», «Какого цвета море?», «Вода вокруг нас»
- дидактические игры на логическое мышление: «Четвертый лишний», «Угадай, кто это?»
- рассматривание семейных фотографий «Отдых на море»
- заучивание стихотворений о морских обитателях.
Ход:
1. Открытый вход детей в деятельность (1 мин.).
(Дети входят в группу).
В: Дети, сегодня у нас в детском саду гости, поприветствуем их.
(Дети здороваются).
2. Вводно-организационный момент (2 мин.).
В: Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга.
(Дети встают в круг, подают друг другу ладони).
Мы ладошку к ладошке сложили,
И друг другу дружить предложили,
Будем мы заниматься, играть,
Чтобы умными, добрыми стать.
3. Мотивация на деятельность (2 мин.).
В: А сейчас присаживайтесь на стулья. (Дети садятся на стулья).
- Отгадайте, ребята, загадку:
Здесь куда ни кинем взор,
Водный, голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь,
Вы, смогли его узнать? (Море)
(На экране телевизора появляется картинка – море)
В: На дне морском тоже есть жизнь.
(Выходит ребенок и читает стихотворение).
По морскому дну плывем,
Изучаем, познаем.
Вот кораллы и медузы,
Вот морской конек плывет.
Здесь морской народ живет.
Морская звезда, осьминоги, рыба – скат,
Ежик морской и морская звезда -
Это большая морская семья.
(На экране телевизора – морские обитатели в море).
В: Все девчонки и мальчишки
Знаю, очень любят книжки.
Любят сказки про моря,
Про подводного царя.
(На экране появляется «Золотая рыбка» в море).
Р: Здравствуйте, ребята (Рыбка говорит человеческим голосом).
- Вы меня узнали? Из какой я сказки? (Ответы детей).
- Я жила со своими друзьями в красивом подводном дворце. Мы плавали, вместе играли, любовались красотой подводного мира. И вдруг начался сильный шторм. Морские волны поднимали песок, камни, ракушки, водоросли с морского дна. Кругом всё потемнело, и я потерялась. Помогите мне, пожалуйста, найти дорогу в мой дворец. Вы мне поможете? (Ответ детей).
4. Расширение и закрепление имеющихся знаний (10 мин.).
- Но для этого вы должны выполнить 3 задания.
(На экране появляется карта-маршрут с 3 остановками. Рыбка на 1 остановке).
Р: Слушайте первое задание: По описанию вы должны назвать морских обитателей.
1. «У нее есть жесткий панцирь и ласты» …
(Морская черепаха – картинка на экране).
2. «Умеет ползать и плавать» …
«Живет на коралловых рифах» …
«У него мягкое тело и восемь длинных щупалец – рук» …
(Осьминог – картинка на экране).
3. «Может быть разного цвета» …
«Живет на коралловых рифах» …
«Любит есть моллюсков и устриц» …
«Мягкое тело и пять лучей – «рук» …
(Морская звезда – картинка на экране).
В: Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием.
(На слайде появляется карта-маршрут. Рыбка на 2- ой остановке).
Р: А вот следующее задание: Нужно собрать пазлы. И по собранным картинкам сказать, как называется сказка.
5. Динамическая пауза (5 мин.).
В: Ребята, подойдите к столам и приступайте к работе.
(Дети подходят к трём столам, собирают пазлы-картинки. Затем по очереди называют сказку).
( «По щучьему велению»; «Сказка о Царе Салтане»; «Приключение Буратино»).
В: Присаживайтесь.
(На экране – карта-маршрут, рыбка на 3 остановке).
Р: Молодцы, и с этим заданием вы справились.
- А вот и самое сложное задание. Если вы его выполните, то я найду дорогу в свой подводный дворец.
(На экране появляется кроссворд).
В: Нам с вами надо постараться отгадать кроссворд.
- А кстати, вы знаете, что это такое? (Ответы детей).
- Да, в эти пустые клеточки вставляются буквы, из которых получаются слова-отгадки. Начинаем отгадывать кроссворд. Первая загадка:
1. По волнам гуляет зонтик,
Если встретите – не троньте.
Вот так чудо, вот так диво.
Зонтик жжется, как крапива. (Медуза)
(После ответов детей на экране заполняются клетки кроссворда).
2. Я и тучка, и туман
Я река и океан
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода)
3. Он живет на дне морском.
Носит панцирь крепкий он.
Сам подобен пауку
Ходит боком по песку.
Что ни повстречает,
Клешнями хватает. (Краб)
4. Рыбка в воде живёт.
Без воды пропадёт.
А в воде дышать не сможет,
Только это не поможет. (Жабры)
5. Вот так чудо, вот так диво!
Рыбка плавает красиво!
Как увидит червячка,
Открывает, что она..? (Рот)
В: Какие вы молодцы, заполнили все клетки в кроссворде.
- А теперь прочитаем слово выделенное красным цветом.
(Дети хором читают слово – ДОБРО).
(Появляется слайд – рыбка во дворце).
Р: Спасибо вам, ребята, за помощь, отзывчивость и доброту. Ведь не зря во всех сказках добро побеждает зло!
- Ой, а я здесь одна! Где же мои друзья?
6. Практическая работа Рисование «Рыбка» в технике «Эбру» (12 мин.).
П: Ольга Анатольевна, я думаю, что дети обязательно помогут Золотой рыбке.
В: Дети, подумайте и скажите, что нам сделать, чтобы помочь рыбке? (Нарисовать, слепить).
- И правда, можно ведь нарисовать друзей рыбки и они снова будут вместе.
П: Сегодня я предлагаю нарисовать морских животных в технике Эбру. Дети, вы согласны? (Ответы детей).
- Что представляет собой техника Эбру? (Рисование на воде специальными красками).
- С чего мы начинаем работу? (Начинаем с оформления фона).
- Затем мы делаем круглую радугу. Используя шпажку, рисуем морского животного, которого вы выбрали.
- Что нужно сделать, чтобы рисунок сохранился? (Нужно перенести его на бумагу).
- Для этого мы аккуратно опускаем лист бумаги на поверхность воды, затем осторожно поднимаем его за краешки и ведём по краю лотка, чтобы удалить лишнюю воду. Рисунок готов!
- Подойдите к своим рабочим местам, наденьте фартуки и нарукавники. Устраивайтесь поудобнее, и начинайте свою работу.
- Во время работы я вам буду обязательно помогать. Выполняйте задание аккуратно, не толкая друг друга и не мешая, и у вас получатся красивые работы.
Самостоятельная деятельность детей.
(Звучит тихая, спокойная мелодия).
П: Кто закончил свою работу, подойдите к магнитной доске и закрепите их на ней.
- Посмотри, Рыбка, сколько у тебя новых друзей!
Р: А вот и мои друзья! Спасибо вам, ребята, за помощь! Они получились такие красивые и яркие! Я по ним очень соскучилась. Ведь всегда бывает веселее, когда рядом добрые друзья! До свидания, ребята! (Дети прощаются с Золотой рыбкой).
7. Заключительная часть (3 мин.).
П: Дети, встаньте, пожалуйста, полукругом и послушайте стихотворение.
Любите, дети, природу
Реки, озёра, моря.
О ней проявляйте заботу,
Будут тогда чудеса.
П: Наша игра-путешествие подошла к концу, повернитесь к нашим гостям, скажите: «Спасибо за внимание и до новых встреч!».
- А мы приведём в порядок рабочие места и оформим выставку работ для ваших родителей.
|