образовательная область «Коммуникация»
учителя-логопеда МДОУ ДСКВ №21 «Аист» Орловой О.Г. гп. Запрудня, Талдомский р-он, МО
Цель:
Расширение представлений и активизация словаря по теме «Дикие животные нашего леса».
Задачи:
- Пополнить и активизировать словарь по теме путем отгадывания загадок.
- Формировать навыки словообразования при назывании детенышей диких животных.
- Развивать у детей умение подбирать слова по заданной инструкции и де-лить их на слоги.
- Формировать умение в подборе прилагательных для составления элементов описательного рассказа.
- Закреплять навык понимания предложно-падежных конструкций.
- Развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- Развивать фонематический слух и слуховое восприятие.
- Учить координировать речь с движением.
- Расширять представление детей об окружающей среде и воспитывать у них заботливое отношение ко всему живому.
Оргмомент:
- «Дорога в лес»
«Мы сегодня отправимся с вами в лес, но дорога нам предстоит сложная. Когда вы услышите «камушки», нужно сделать так … (руки в «замок», стучат), когда вы услышите «песок», нужно сделать так … (хлопки в ладоши), а когда я скажу «лед», нужно сделать так … (трут руками по коленям)»
«Камушки»
«Песок»
«Лед»
…
На экране появляется изображение зимнего леса.
- Загадки о животных:
«Давайте отгадаем загадки, чтобы узнать, кто же живет в этом прекрасном лесу»
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много
А нитки ни одной.
(Еж) слайд
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
(Волк) слайд
Он других не обижает.
Ест траву, в лесу гуляет,
Но ветвистыми рогами
Может справиться с волками!
(Олень) слайд
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Заяц) слайд
Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт.
(Лиса) слайд
Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт.
(Белка) слайд
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры) слайд
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос.
(Медведь) слайд
- Обобщение
«Давайте вспомним, про кого были задки. Ёж, волк, олень, заяц, лиса, белка, бобры, медведь. А как одним словом мы можем назвать обитателей леса?» Звери или дикие животные.
- Артикуляционная гимнастика:
1) Медведь по лесу бродит, (упр. Часики)
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед (упр. Вкусное варенье (по кругу))
И в рот себе кладет. (упр. Чашечка)
Облизывает лапу (упр. Вкусное варенье (верхняя губа))
Сластена косолапый
2) Зайцы прыгают вверх-вниз,
Повтори-ка, не ленись. (упр. «Качели»)
3) Собирала белочка прямо на дорожке
Крупные грибочки на высокой ножке. (упр. «Грибок»)
- «Кто где живет?» (показ слайдов)
У лисы в лесу глухом
Есть нора – уютный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней коры
Хатку делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло уютно в нём.
- Упражнение «Теремок»
«С наступлением холодов дикие животные ищут себе жилище. А у нас готов для них домик – теремок. В него мы будем заселять животных. На первом этаже поселятся животные, в названии которых один слог. На втором этаже поселятся животные, в названии которых два слога. А на третьем этаже поселятся животные, в названии которых три слога».
Логопед раздает детям картинки с изображениями животных. Каждый ребенок, определив количество слогов в слове, определяет, где будет жить тот, кто изображён на картинке.
- Физкультминутка «Еж и елка»
Ёж и ёлка спорят долго,
Долго спорят Ёж и ёлка
У кого длинней иголки,
У ежа или у ёлки…
Мимо проходил как раз
Их приятель дикобраз.
Подмигнув Ежу и ёлке
Он поднял свои иголки.
Бедный Ёжик на мгновенье
Онемел от удивления
Ой, ё – её! – сказал он ёлке,
Вот иголки, так иголки!
- «На водопой» (Доскажи словечко)
Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – лосихой топал лосёнок,
За мамой – лисицей крался лисёнок,
За мамой – ежихой катился ежонок,
За мамой – медведицей шёл медвежонок,
За мамою – белкой скакали бельчата,
За мамой – зайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят.
- Упражнение «Помоги детенышам отыскать своих мам» (бланк упраж-нения)
- Массаж ладоней колючим шариком с произнесением текста.
К нам на ладошку прыгнула рыжая белочка.
Дети выполняют упражнение, сопровождая словами:
Белка, белка, рыжий бок,
По деревьям скок, да скок
Живой порхает огонек. (катают между ладонями)
Прыгни на мою ладошку,
Угощу тебя немножко. (сжать одной рукой)
Прыгни ты еще разок -
Хлеба дам тебе кусок. (сжать другой рукой)
- Дидактическая игра «Парочки»
К появившемуся на экране изображению животного нужно подобрать пару из представленных ниже изображений и составить предложение.
Бобер – хатка
Волк – зубы (луна)
Белка – орехи (дупло)
Еж – листья (грибы)
Олень – кормушка (рога)
Лиса – хвост (курица)
Медведь – мед (зима)
Заяц – волк (кора)
- Подведение итогов занятия, «возвращение» в группу.
|