Составила: Учитель-логопед Кожегачева Валентина Ивановна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Богашево» Томского района
Цель: совершенствование лексико-грамматической и произносительной сторон речи по теме «Дикие животные наших лесов».
Задачи:
Образовательные;
- систематизировать знания детей о диких животных
- учить размышлять, решать проблемные ситуации
- развивать творческие способности через сценические образы
Коррекционные:
- Развивать фонематический слух, автоматизировать звук (Р) в словах
- обогащать и активизировать словарь детей всеми частями речи
- отрабатывать использование притяжательных прилагательных, антонимов
- упражнять в образовании единственного и множественного числа существительных
- развивать логическое мышление при отгадывании загадок
- продолжать учить навыкам диалогической речи с движениями
- продолжать использовать методы ритмопластики в сценических видах деятельности
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение работать в коллективе, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.
- формировать чуткое, доброе отношение к окружающему миру
Предшествующая работа:
- отработка материала на занятиях воспитателя и логопеда по теме.
- рисование детьми животных и изготовление поделок по теме
- подбор иллюстративного материала для создания презентации по теме.
- чтение произведений о животных и рассматривание иллюстраций по теме
- работа над сценическим образом (отработка диалогов и реплик; ритмопластика и выразительность движений героев сказки)
- привлечение родителей к изготовлению атрибутов и пошива костюмов с спектаклю.
1. Вводная часть
Дети входят в зал, здороваются и становятся в круг.
2. Коммуникативная игра «Здравствуй друг»
Здравствуй, друг! Здравствуй, друг! Выходи смелей на круг! Поведем мы хоровод
Там, где солнышко встает, Выше руки поднимай, Солнце красное встречай! Поздоровайся с березкой,
С небом, лесом и травой, Ну, а ветру – забияке Покачаем головой: «Уходи, нам не мешай, Иди тучи обнимай!»
Логопед: — Ребята, а Шумок-Ветерок не унимается. Он принес нам веселые игры и упражнения.
3. Отгадывание загадок (Слайдовая презентация на каждый ответ детей).
1. Вот речные мастера: Строят дом без топора. Из бревен да из тины Возведут за день плотину.
(Бобер)
2. У кого смешные щечки, На спине полосок пять. А за щечками – мешочки, Чтобы семечки таскать.
(Бурундук)
3. Роет норы он умело Знает, любит это дело. Потому кроту и друг, А зовут его…
(Барсук)
-Ребята, скажите, как одним словом можно назвать этих животных?
Дети: -Это дикие животные.
4. Игра «Найди свою маму» (Дети надевают шапочки животных и их детенышей. Затем меняются масками).
Логопед: -Ребята, что за плач стоит в лесу? Потерялись малыши. Маму деткам отыщите и семью соедините.
(Проводится речевая работа: -Ты кто? — Я лисенок. -Кто у тебя мама? Ты кто? Я медведица. Как зовут твоих детей? – Медвежата. И т.д.)
5. Игра «Один-много».
Логопед: -Дети, скажите, диких животных в лесу много или мало? Я буду называть одно животное, а вы много: одна белка – много белок.
6. Игра «Чья морда, чей хвост?» (Слайды)
Логопед: — Ветерок сфотографировал диких животных. Просит узнать, где чей портрет.
7. Разрезные картинки
Логопед: — наш Шумок-Ветерок никак не успокаивается, он разбил фотографии в стеклянных рамках. Вы портреты соберите и надписи прочтите. (Дети собирают картинки и читают названия животного)
Логопед.
Ребята, послушайте, а наш то Ветерок – Шумок успокоился и приглашает нас на полянку посмотреть спектакль «Лесная школа».
8. Театрализованное представление (роли исполняют дети)
Учительница — ворона Карка Ивановна
Ученики: Бобр. Барсук, Бурундук, Медведь
Учительница — ворона Карка Ивановна:
-Поздоровайтесь, ребята! Улыбнитесь всем вокруг. Руку дайте другу слева И скорей вставайте вкруг.
А теперь соседу справа Мячик ты передавай. Друга называй по имени, Утра доброго желай.
(Ты- бобер, с добрым утром тебя! ты – бурундук, здравствуй, мой друг!)
Все зверята сели ровно, Начинается урок. Кар-кар! Не грызи бревно, бобер! Ты куда его попер?
Бобр:
Я-то?! В школу, на урок, Погрызу еще чуток. Карка Ивановна: Бурундук! Ты отвечай, Что такое – каравай?
Автор:
Бурундук сказать не может. Щеки, как мешки висят. Там орехи… Целый короб! Вдруг, да на пол улетят!
Карка Ивановна.
Ну, а ты, барсук, чего? Тычешь в книжку лапой. Что увидел там, скажи, Завтра в школу с папой.
Значит так!
Придется двойки Всем поставить за урок. Без родителей, вас, завтра Не пущу и на порог:
Кар-кар-кар…
Автор:
Перемена, перемена, Рада, рада детвора! Всем, конечно, непременно Хочется кричать «УРА».
Танец «На лесной полянке»
Автор:
Но учительница снова Каркает: «Пора! Пора!» 2 урок. Звук (Р). Карка Ивановна:
Сегодня мы с вами научимся говорить звук (Р).
Слушайте внимательно, как надо говорить звук (Р):
Язычок мы подготовим
Блинчик на губе лежит.
Вдруг он в чашку превратился,
Мы подуем на чаек.
Дуем- воздух теплый, сильный.
Вдруг – моторчик загудел
Р-р-р-р…
Молодцы ребята. Язычки у вас послушны. Продолжаем мы урок.
Ра-ра-ра — вы послушайте слова
Рада- рама- рак- рука — кар
Четко слышим мы звук р
Кар-кар-р-р-рррррр…
Каркуша, кар-кар-р-р-рррр…
Кар-р-р-р-ка Ивановна!
Понятно?
(зверята кивают головами.)
Скажем вместе: Карка Ивановна!
Правильно произносим:
Бурундук: ра-ра-ра –заниматься нам пора.
Басук: ру-ру-ру – ручку в руку я беру.
Бобер: ро-ро-ро – вот, пишу я хорошо!
Карка Ивановна:
Хорошо, тогда скажите, кто может так рычать?
Р-р-р-рррр- медведь, лев, тигр, собака.
Вместе рычим: р-р-р-р-рррррр.
До чего хороший рык
Мы пропели хором.
Даже Миша косолапый
Просится к нам в школу.
(Входит Медведь, топчется с ноги на ногу и припевает)
Медведь:
Хорошо в лесу живется,
Есть орехи и грибы.
Птицам весело поется.
Все деревья, как столбы.
Ты, бобер, зачем сегодня
Вон, то дерево погрыз?
Ты, барсук, зачем так много
Кукурузы в поле сгрыз?
Бурундей, ты, бурундей,
Что же, ты, меня жадней?
Сам вон маленький, какой,
Щеки видно за спиной.
Карка Ивановна:
Молодец, Миша! Очень верно ответил на вопрос: что такое хорошо и что такое – плохо. Садись, пять тебе ставлю.
Всем пора домой, зверята.
Скажем громко все – «Ура!»
Говорим все р-р-р-р отлично,
Но и отдохнуть пора!
Герои прощаются со зрителями
Используемая литература:
- Р. И. Лалаева, Н.В. Серебрякова Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников «Союз» С-Петербург 1999
- Коноваленко Конспекты фронтальных занятий для детей с ОНР С-Петербург, изд-во «СОЮЗ» 2001
- Ничинская Н.М. Стихи для детей
- Н.В. Микляева Развитие языковой способности у детей с ОНР Творческий центр «сфера» М2012
- Е.В. Васильева Развиваем речь ребенка с помощью речи и движений Творческий центр «сфера» М2013
- Г.А. Ванюхина Экстернат речевой культуры для дошкольников Творческий центр «сфера» М2009
- Л.С. Дмитриевских Обучение дошкольников речевому общению. Занятия и игры для детей с ОНР Творческий центр «сфера» М2011
|