Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида Детский сад № 39 «Ягодка»
Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе
Цель:
Познакомить детей со свойствами песка и камня: песок — сыпучий, сырой, сухой, лепиться, когда влажный, меняет цвет от воды; камень – твердый, тяжелый, бывает разного цвета и разной формы, из него можно строить различные сооружения.
Предварительная работа:
Рассматривание камней и песка на улице.
Материал:
- Игрушка черепаха – машинка с кузовом, наполненным песком и камешками;
- Тазики для песка (сухого и влажного);
- Тазики с водой;
- Камешки маленькие и большие;
- Детские ведерки;
- Фартучки и салфетки для детей
Ход занятия;
Воспитатель предлагает детям послушать сказку про черепашку Агашку. Она очень любила строить домики из песка и камней. Но когда стала старенькой бабушкой Агашушкой, ей уже не по силам такое занятие. Она хочет попросит вас помочь ей построить домики из песка и камней, что бы укрываться в них от дожей и холод.
(воспитатель обращается к детям)
Поможем Агашке! Мы с вами умеем строить. Построим черепашке домик из камней и песка.
(Выезжает черепашка – машина с песком и камешками.)
В: А вот и сама черепашка Агаша.
(Дети рассматривают черепаху)
В: А что ты нам привезла?
Ч: Песок, камни для домика. Устала, стара я стала. Помогите дом построить от ветра и дождя.
В: Конечно, дети тебе помогут. Где же наш песок?
(Высыпают из машины песок в тазик).
В: Посмотрите, как сыплется песок. Почему песок сыплется?
Д: Он сухой.
В: А какого цвета сухой песок? Желтого. Я попробую его насыпать в воронку. А вы, ребята, возьмите песок в руки. Сыплется?
Д: Да.
В: Попробую набрать песок в сито, что получилось?
Д: Песок просыпался.
В: Правильно он сыпучий, потому что он сухой. Можно из него построить домик для черепашки? Нет. Ничего не получается. Давайте еще попробуем собрать его горкой.
(Вместе с детьми пробует собрать его горкой, он рассыпается.)
В: Не получается. А что нужно сделать что бы из него можно было строить?
Д: Полить песок водой.
(воспитатель поливает песок и пробует снова построить горку, уточняет, что песок не сыплется и цвет его стал темным)
В: Давайте насыплем песок в воронку. Не сыплется? Почему? Потому что он стал сырой. А если через сито попробовать. Не сыплется? Почему?
Дети: Потому что он сырой!
В: Черепашка наши дети все знают и сейчас из сырого песка построят тебе домик.
(Дети вместе с воспитателем строят из песка домик для черепашки. Черепашка благодарит их за прочное жилище)
В: Домик крепкий, не рассыплется. А еще ребята, нам черепашка Агашка камешки привезла. Их очень много. Мы ведерочко возьмем, по дорожке пойдем и все камни для домика соберем.
(Дети берут ведерки, подходят к камням 9камни лежат на ковре).
- Вот один, другой и третий
Собирайте – ка их, дети.
(дети набирают камешки в ведра)
В: А сейчас давайте сядем на ковер и покажем всем, какие у нас камушки.
(Рассматривают камешки. Дети вытаскивают из ведра по одному и рассказывают, какие камни по цвету, по величине, по размеру, на что похожи и т. д.)
В: дети возьмите в одну руку камешек, а в другую я дам вам губку. Определите, что легче, а что тяжелее. Давайте проверим.
(Воспитатель предлагает подойти к тазику с водой и опустить в него камень, за тем губку.)
- куда упал камень?
Д: На дно?
В: А где губка?
Д: Плавает!
В: Камень на дне потому, что он тяжелый. А губка – легкая, поэтому она не тонет. Камни тяжелые, твердые и не бьются. Возьмите в руки и постучите камень о камень.
(Стучат)
В: В руки камешки мы взяли, Друг о друга постучали. Наши камешки стучат, Вот так, вот так. Не разбить нам их никак.
Постучите еще раз: тук-тук. А теперь положите камни на дорожку и попробуйте топнуть ножкой. Вот, так, вот, так – не разбить нам их никак. Значит, прочный будет домик из камней. Давайте построим для черепашки Агашки домик из камне.
(Дети строят на коврике домик из камней.)
В: Степа, какого цвета у тебя камушек? Злата, а у тебя прочный камень? Леша, а у тебя – большой? Вместе мы справились с трудным делом. Построили прочный домик из камней для черепашки.
Ч: Спасибо вам, ребята. А за то, что вы мне такие прочные домики построили из песка и камней, я вам подарок сделаю.
(Исполняет песню. Слова С. Козлова, музыка Г. Гладкова)
Я на солнышке лежу, Я на солнышко гляжу, Все лежу и лежу И на солнышко гляжу.
Крокодил – дил –дил плывет, Носорог – рог – рог идет, Только я все лежу И на солнышко гляжу.
Рядом львеночек лежит И ушами шевелит, Только я все лежу, И на солнышко гляжу.
Малыши под музыку выполняют движения, соответствующие тексту песенки. Вместе с ними львёнок и черепашка.
|