КОНСПЕКТ открытого занятия по экспериментальной деятельности в разновозрастной группе детей с заиканием «В мире песка»
Воспитатель: Туманова И.И.
Программное содержание:
- Познакомить детей с понятием пустыня, ее растительным и животным миром.
- Продолжать знакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней.
- Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путем показать, какими свойствами, особенностями и разнообразием обладают песок и глина.
- Скачать конспект
Коррекционная работа:
- Развитие самоконтроля детей за собственной речью.
- Планирование, построение и оформлению самостоятельных речевых высказываний.
- Употребление в речи глаголов в прошедшем времени;
Образование и употребление прилагательных, согласование их с существительными.
Ход занятия:
Традиция приветствия:
Здравствуй, небо голубое, здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, вольный ветерок, здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, матушка земля, здравствуйте, мои друзья.
В: Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу здоровья, хорошего настроения.
Дети стоят в кругу. Слышится стук в окно. Воспитатель находит конверт.
В: Что это за конверт?
Кто- то бросил нам в оконце.
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может это воробьишко?
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку.
На окошко заманил?
В: Ребята, от кого же пришло письмо? Вам хочется узнать? И мне интересно. Только вместо имени отправителя и обратного адреса – загадка.
Загадывание загадки про пингвина.
Вразвалочку хожу, как моряк,
Розовый галстук, серый фрак.
В Антарктиде среди льдин
А зовут меня … п и н г в и н.
В: Правильно отгадали. Письмо действительно пришло от Пингвина. Вот, что он пишет:
«Дорогие ребята! Я живу в Антарктиде. Я устал от холода, а мне так хочется переехать жить туда, где всегда жарко. Помогите мне узнать хоть что-нибудь о самом жарком месте на Земле. С нетерпением жду ваших рассказов и фотографий".
В: Посмотрите, Пингвин свою фотографию нам прислал.
- А где у нас самое жаркое место на Земле? (Пустыня)
- Почему она так называется? (Потому что там пусто)
- Действительно ли там пусто? (Дети рассказывают, находят соответствующие картинки
Называют:
Деревья: саксаул белый и черный,
Растения: верблюжья колючка, заразиха, осока
Животные: джейраны, земляные зайчики, тонкопалый суслик, варан, перевязка, дикий степной кот, верблюды, черепашки, ежи, стрела змея, жук полосатик, тарантул.
Птицы: саксаульный воробей, сыч, соловей тугайный.
В: Все эти фотографии складываем в конверт, чтобы послать нашему любознательному Пингвину. (Воспитатель складывает картинки в конверт)
- Ребята, чего больше всего в пустыне? (Песка)
- Как вы думаете, откуда взялось столько много песка? Как образовалась пустыня?
- Есть версия, что… (воспитатель загибает палец, а дети продолжают предложение)
…на месте, где образовалась пустыня много лет назад было море, которое отступило или высохло.
- Еще считается, что… (дети продолжают) большая часть песка нанесена в пустыню ветром.
В: Ученые считают, что пустыня могла образоваться в результате разрушения гор.
- А вам чего бы хотелось узнать о песке? (Дети задают вопросы воспитателю)
- Какого цвета бывает песок?
- От чего зависит цвет песка?
- Одинакова ли форма песчинок у песка?
- Отличаются ли песчинки по размеру?
В: Чтобы ответить на них, я предлагаю вам отправиться в нашу лабораторию..
(Дети встают парами и вместе с воспитателем идут в Зимний сад.
(Перед входом в лабораторию воспитатель напоминает детям правила поведения в лаборатории).
Дети подходят к рисунку, на котором изображены горы.
В: Посмотрите на этот рисунок, такие горы давным-давно занимали большую часть земной суши. Закройте глаза. Давайте представим, что мы с вами находимся в горах. Попробуйте почувствовать свежесть горного воздуха…
(Проводится дыхательная гимнастика «Скалы – горы»: вдох - скалы напряглись, выдох - горы расслабились.)
В: Ребята, перед нами камни. Возможно именно эти камни и были когда-то высокими скалами. Давайте рассмотрим их.
(Вначале дети рассматривают большие камни, берут их в руки, определяют на ощупь (гладкие, шершавые, круглые, остроконечные), затем рассматривают камни поменьше. Воспитатель обращает внимание на размер камней (совсем маленькие, крупный песок)
(Во время рассматривания камней, воспитатель поясняет):
В: Под воздействием ветров, дождей, холода и жары крупные глыбы разрушались, измельчались. В результате образовалась галька.
В: Как вы думаете, что происходит после разрушения гальки? (Получается песок)
Вывод: Правильно, песок это то, что осталось от скал и обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце разрушали горы, раздробили камни и превратили их в миллионы мелких песчинок.
В: Ребята, в нашей лаборатории оборудован мини-музее песка. Здесь мы как настоящие исследователи проведем опыты с песком и узнаем о нем много интересного, а заодно ответим на вопросы нашего Пингвина.
- Надевайте спецодежду.(Дети надевают фартуки)
- Вы знаете, что песок бывает разным? (да)
- А какие виды песка вам известны? (речной, морской, карьерный)
- Чем отличается речной песок от карьерного? На первый взгляд они все одинаковы.
Опыт 1. Давайте рассмотрим вначале речной песок под лупой. А, помните вы мне задавали вопросы про песок , сейчас мы найдем ответы на них.
- Какого он цвета? (речной песок серый)
- Одинакова ли форма у песчинок? (есть песчинки овальные, а есть с острыми кончиками)
- Отличаются ли песчинки по размеру? ( речной песок крупный)
В: А теперь рассмотрим карьерный песок.
(У каждого ребенка разноцветный песок)
- Какого цвета песок? (инд. опрос.)
- Как вы думаете, от чего зависит цвет песка? (от цвета глины, которая находится над песком в земле)
- Какая форма у песчинок? (круглая)
- Песчинки карьерного песка какие по размеру? (мелкие)
Вывод: Речной песок отличается от карьерного по цвету, форме, размеру.
В: Обратите внимание на многообразие песка в нашем мини-музее.
(Воспитатель берет в руки контейнер с глиной.)
- Как вы думаете, что это такое? (глина)
- Вы уверены? Уж очень похоже на песок… (показывает на контейнер с песком похожего цвета)
- Проверим? (дети соглашаются) Чем же песок отличается от глины?
Опыт 2: возьмите стаканчики с песком и аккуратно насыпьте немного песка на поднос.
- Легко ли сыплется песок? (легко) (дети дуют на песок из трубочек).
- Что происходит с песчинками? (они легко двигаются, сдуваются)
- А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. (глина слиплась в комочки и ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.)
- Затем подуем на комочек глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так быстро, легко, как песчинки? (нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются.
Вывод: Песок рыхлый, песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.
В: А в чем вы еще видите отличие между песком и глиной? (песок пропускает воду, а глина нет) давайте убедимся в этом
Опыт 3. В воронку положите кусочек (губки) и заполните сначала песком, а затем и глиной.
(Дети в вдвоем работают, один кладет песок, другой глину. Наливают воду.)
- Из какой воронки вода быстрее исчезла? (из той, где находится песок)
Вывод: быстрее всего вода пробегает сквозь песок. Глина не пропускает воду, ее частички слиплись, и вода не может найти себе место среди них.
В: Ребята, мы с вами уже немало знаем о песке и глине.
- Где используют глину и песок? (из глины делают глиняную посуду, стеклянные и керамические вазы, тарелки.) (речной песок применяют в строительстве, а карьерный употребляется при изготовлении бетона, стекла, наждачной бумаги, фильтров для очищения воды и в песочных часах)
В: А, еще песком рисуют картины. Представьте, что мы с вами художники и будем рисовать картины, только вместо красок у нас будет песок.
Перед вами пейзажи давайте украсим их песком.( Дети по 2 человека встают около столов песок 3-х цветов приготовленный, рисуют. Алсу и Руслан используют еще и коктельные палочки. Инд.опрос.)
В: Ребята, мы ответили на все вопросы, которые интересовали Пингвина. А ехать ему в пустыню или нет, пусть решает сам. Мы собрали для него много информации и даже фотографии положили в конверт.
- Как вы считаете, сможет ли Пингвин, привыкший жить в холоде, жить в самом жарком месте на Земле? Почему?
В: Ребята, вы молодцы, показали себя настоящими исследователями. А на память о нашем занятии, мне хотелось наградить вас значками «Юный исследователь».
|