Воспитатель: Бакушкина Светлана Александровна МАДОУ ЦРР-д/с№18 города Кропоткин, Краснодарского края.
Образовательная область: познавательное развитие.
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Программное содержание
Образовательные задачи: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.
Развивающие: развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать уважение к человеку труда.
Предварительная работа:
Словарная работа: узелковые счеты, Абак, ячейка, счеты, калькулятор, компьютер, компьютерные игры, компьютерные программ, математические знаки, сложение, вычитание, умножение, деление.
Материалы и оборудование: макеты счетных, устройств, карточки-схемы (с изображением счетных устройств, д/и «Узнай предмет, соединяя точки», набор математических задач, набор компьютерных игр, набор предметных картинок, д/и «Что было, что будет».
Ход деятельности: (воспитатель с детьми сидит за столом)
Воспитатель: Ой, ребята! Что это за конверт и кто его принес?
Кто-то бросил мне в оконце, Посмотрите письмецо, Может это лучик солнца Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко, Пролетая обронил? Может, кто письмо, как мышку, На оконце заманил?
Читает письмо: Детям группы «Полянка» детский сад №18. Это письмо для нас. Ребята, нам приглашают, совершить увлекательное путешествие в волшебную страну «Математических исчислений». В этом путешествии мы узнаем о том, как возник математический счет и какую вычислительную технику придумали люди, чтобы усовершенствовать его. А чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо выполнить следующее задание.
(проводится д/и «Узнай предмет, соединяя точки»)
Воспитатель: Молодцы! С заданием мы справились. Посмотрите в конверте есть что-то еще.
(достает из конверта золотой ключик, звучит голос, фонограмма)
Запись голоса: Этот ключик не простой, этот ключик золотой.
Он откроет тайны дверь, отправляйтесь поскорей.
Воспитатель: Так вот же волшебный замок, который мы можем открыть нашим золотым ключиком.
(звучит музыка, открывается замок, ширма, за ширмой стоит Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я вас приветствую в стране математических исчислений. Я здесь самый главный, все знаю, все умею. Вот, например, недавно научился считать на пальцах до 10. Хотите посчитаю (считает).
Воспитатель: Молодец, Незнайка, до 10 считать умеешь. А наши ребята считают и до 50. А ты сможешь посчитать?
Незнайка: Эх, это я быстро. Раз-два и готово. (начинает считать, ему не хватает пальцев, считает и на ногах, на хватает опять, задумывается)
Воспитатель: Ну, Незнайка, что же ты остановился?
Незнайка: Я не знаю, как посчитать у меня не хватает пальцев.
(выходит Знайка)
Знайка: Незнайка, что здесь происходит? Здравствуйте, ребята, вы наверное из Д/с №18, я вас давно жду.
Незнайка: Да это же наш великий Знайка, он в нашей стране самый умный. Знайка ребята мне предложили посчитать до 50, а пальцев у меня не хватает.
Знайка: Это очень просто! В нашем музее счетных устройств, находятся разные предметы, с помощью которых считали в древности. Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног, как наш Незнайка. Это были первые счеты. Можно еще для счета использовать различный природный материал: камешки, кости и т. д. Затем быт человека развивался, стал усовершенствоваться счетный материал. Использовались узелки на веревке, и назывались они «узелковые счеты». Широко использовались семена сельскохозяйственных культур.
(задание детям: решить задачу с помощью узелковых счет)
Задача: Три пушистых кошечки Улеглись в лукошечке Тут одна к ним прибежала Сколько вместе кошек стало?
Дети: четыре. (завязывают четыре узелка на веревочке)
Знайка: Молодцы! Умеете пользоваться «узелковыми счетами».
Знайка: А это деревянная счетная доска – Абак. Она разделена на ячейки, в которые выкладывались мелкие предметы в количестве 10 штук (косточки, бабы, горох) затем их пересчитывали.
Незнайка: Интересно, что же это такое? (берет счеты). А я у ребят спрошу. Вы знаете, что это такое?
Дети: Это счеты!
Незнайка: А для чего они нужны?
Дети: Они необходимы, для того чтобы считать.
Знайка: А мы сейчас проверим умеете ли вы считать на счетах?
(Знайка дает карточку-задание, задача в стихах, ребенок выходит выполнять)
Задача: Сколько маленьких утят, Плавать и нырять хотят? Три уплыли далеко, Два нырнули глубоко?
Дети: пять (отсчитывают пять косточек на счетах)
Знайка: И с этим задание вы хорошо справились! Но, чтобы считать большие числа, на этих счетах человеку требовалось много времени. И поэтому он изобрел счетную машинку. Эту счетную машину вы наверное знаете (показывает). Как она называется?
Дети: Калькулятор.
Знайка: А что можно делать на калькуляторе?
Дети: На калькуляторе можно выполнять различные действия: складывать, отнимать, делить, умножать, решать сложные примеры и задачи. На кнопках калькулятора написаны математические знаки (показывают + —: * =) и цифры (от 0 до 9) Незнайка играет с калькулятором.
Знайка: А теперь подойдем к последнему экспонату. Как вы думаете что это?
Дети: Компьютер.
Знайка: Что можно делать с помощью компьютера?
Дети: Считать, играть в компьютерные игры, составлять программы, смотреть мультфильмы, слушать музыку, печатать тексты.
Знайка: Чем компьютер отличается от калькулятора?
Дети: На калькуляторе можно только считать, а компьютер это машина, которая может хранить и отыскивать огромное количество информации, а так же быстро решать множество сложных задач.
Знайка: Предлагаю вам познакомиться с работой компьютера.
(дети играют в обучающую игру «Найди предмет»)
Знайка: Ребята, и ты Незнайка теперь вы знаете, как люди считали раньше и какую вычислительную технику используют сейчас. В нашем цветочном городе есть необычные сладости, в форме счетных предметов. Мы с Незнайкой приготовили сладкий сюрприз. (Дети получают сладости, ширма закрывается)
Воспитатель: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в страну математических исчислений. А чтобы вы запомнили историю математического счета, я предлагаю вам игру «Что было, что будет»
(детям предлагается набор предметных картинок, дается задание разместить их в домики соответственно времени их создания человеком)
Надо все предметы эти, В нужный домик поселить: В первый мы отправим вещи, Что давно уже живут,
Тех, что созданы недавно
Во втором домишке ждут.
Воспитатель: Молодцы! С игрой справились и теперь можно попробовать необычные сладости.
|