Конспект НОД по познавательному развитию «Квест-путешествие по континентам» старшая группа
Образовательная область: познавательное развитие
Раздел: формирование целостной картины мира
Интеграция областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тема:
Цель: расширять представления детей о животном мире нашей Земли
Задачи
Образовательные:
- познакомить детей с животными нашей планеты Земля;
- закреплять знания о том, на каком материке живут разнообразные животные
Воспитательные:
- Учить детей понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к окружающему миру;
- Воспитывать основы экологического сознания.
Развивающие:
- Развивать навыки общения (взаимодействия), в том числе коммуникативные;
- Развивать диалогическую речь детей;
- Развивать любознательность и кругозор
Предварительная работа
Рассмотрение географического атласа «Мир вокруг нас». Редактор И.К. Жданова; рассматривание картинок с изображением животного мира континентов; чтение рассказов о животном мире континентов
Ход деятельности
1. Организационная часть
Психогимнастика.
(дети встают в круг перед воспитателем)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Доброе утро!
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Под одною голубою
Общей крышей мы живём.
Дом кружиться возле солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло… (Это наша земля)
Воспитатель: Как можно путешествовать по нашей земле, не выходя из группы? (появляется глобус из сундука) Что такое глобус? (макет земного шара)
На протяжении многих веков знаменитые географы совершали кругосветные путешествия для того, чтобы составить карту нашей Земли. А для того, чтобы представить себе не только ее поверхность, но и форму, ученые изобрели модель Земли — глобус.
Воспитатель: Как вы думаете, почему глобус такой разноцветный?
Правильно, на нашей планете есть и леса, и горы, и моря и океаны. Какого цвета больше всего на глобусе (голубого). Почему? (ответы детей). Да, наша планета из космоса кажется голубой из-за множества морей, океанов, рек и озёр.
Воспитатель: Ребята, совсем забыла вам сказать, нам сегодня пришла посылка. Интересно, от кого она. Здесь есть письмо
Он то беден, то богат,
Ищет он все время клад.
Отвечайте поскорей
Кто же он. (Джек Воробей)
Подсказка – иллюстрация на конверте
«Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки. Захотелось мне сделать для вас доброе дело. Спрятал я клад. Чтобы найти его, надо собрать карту. А карту я разделил на части и спрятал их на разных материках. Соберете карту – найдете клад. Для начала я вам дам небольшую подсказку» (воспитатель достает часть карты – Австралия)
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что это такое? Материк. Какой? Давайте узнаем с помощью глобуса. (Австралия)
Ребята, что же мы с вами будем делать? (предположения детей) Отправимся на поиски клада? Что нам надо сделать, чтобы найти клад? (ответы детей) Правильно, нам сначала надо отыскать карту. Как мы ее найдем? (предположения детей) У нас есть подсказка. Какой материк здесь изображен? (если дети затрудняются, то сверяются с глобусом)
Австралия
На чем же мы с вами отправимся в Австралию? (ответы детей) Удобнее и быстрее всего на самолете.
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Полетел наш самолет.
Левое крыло вперед,
Вот и сел наш самолет.
Вот мы и в Австралии. А вы знаете, что Австралия со всех сторон омывается морями. Здесь очень богатый разнообразный животный мир. А вы знаете какая самая большая птица в Австралии? (ответы детей — страус). Правильно-это страус Эму. А очень быстрое животное это кенгуру. Ещё в Австралии есть коалы, попугаи и т. д.
Игра в парах «Собери картинку»
Африка
Молодцы, вот вам следующая подсказка. Куда мы с вами отправимся? В Африку.
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Полетел наш самолет.
Левое крыло вперед,
Вот и сел наш самолет.
Воспитатель: Ребята, что вы можете рассказать про Африку? На этом материке в основном преобладают пески. Здесь не богатый растительный мир. Живут в основном животные, которые любят тепло. Ребята, какие это животные? (Жираф, зебра, лев)
Игра «Правда или нет»
У жирафа самая длинная шея. (да, правда, у жирафа самая длинная шея) Слон – самое большое животное. (Да, правда, слон самое большое животное Львы питаются травой. (Нет, ложь, львы не питаются травой, они хищники)
У крокодила острые зубы. (Да, правда, он – хищник, для его питания нужны острые зубы)
Обезьяны сами учат детей писать и читать. (Нет, ложь, животные не умеют читать и писать)
Антарктида
Молодцы. Куда нас приведет следующая подсказка? В Антарктиду. Слайд 7
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Полетел наш самолет.
Левое крыло вперед,
Вот и сел наш самолет.
Воспитатель: Ребята, в Антарктиде нет растительности, потому что там очень холодно. А живут ли на таком материке животные? (ответы детей) А какие животные? (ответы детей)
ОПЫТ
Когда белый медведь вылезает на льдину из воды, почему его шерсть не покрывается льдом? Ведь он мокрый, а на сильном морозе вода превращается в лёд. Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, предлагаю проделать опыт.
В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите на неё внимательно. Рука мокрая, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и смажьте их жиром (детским кремом). Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили. Вода собралась каплями, аккуратно стряхните руку. Что, получилось, попробуйте объяснить. (Шерсть у медведя покрыта жирной смазкой, которая не дает воде пропитать шерсть, вода стекает, не успев замёрзнуть).
Северная и Южная Америка
Молодцы. Куда нас приведет следующая подсказка? В Северную и Южную Америку
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Полетел наш самолет.
Левое крыло вперед,
Вот и сел наш самолет.
Животный мир этого материка Северная Америка схож с нашим.
Игра «Да или нет».
Если воспитатель называет животное, которое живёт и у нас, и в Северной Америке, то дети говорят «Да-да-да», если нет, то «Нет-нет-нет».
Перечень животных:
заяц пингвин
волк лиса
слон лев
бегемот лось
жираф медведь
Южная Америка – самый дождливый материк. В Южной Америке есть самая маленькая птичка колибри, которая умеет летать хвостом вперед. В реках водится рыба пиранья, зубастая и опасная. Какие еще животные живут в Южной Америке? (дети с помощью иллюстраций называют животных)
Евразия
На каких материках мы с вами побывали? Вспомним их. (Африка, Антарктида, Австралия, Северная и Южная Америка) Нам остался один материк. Вот и подсказка. Это Евразия.
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Полетел наш самолет.
Левое крыло вперед,
Вот и сел наш самолет.
Игра «Рассели животных»
Евразию разделяют на 4 части: юг, север, запад, восток. Климатические условия здесь разные, и животные отличаются. Наша задача расселить животных по материку
Воспитатель предлагает детям подумать, как расселить животных. Какие животные выносят морозы? (Снежные барсы, белые медведи, северные олени, волки.) А какие животные живут в северных морях? (Моржи, морские котики.) Какие животные живут в южной части? (Верблюды, вараны, змеи, ящерицы, дикие козы и др.)
Мы с вами живем в средней части Евразии, и вы быстро выберете животных нашей местности. (Волк, заяц, лиса, кабан, медведь и др.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, все части карты у нас есть. Осталось собрать карту. (дети собирают карту) Интересно, где же обещанный клад. (ребенок замечает на другой стороне карты большую фотографию детского сада и маленькую – объекта в группе. Дети находят клад)
3. Заключительная часть
Вот мы и побывали на всех 6 материках нашей планеты. Понравилось ли вам наше путешествие? Что нового узнали? Что понравилось делать больше всего?
|