Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Значение чувашских узоров»
Образовательные области «Познавательное и художественно-эстетическое развитие»
Подготовила: Воспитатель Комиссарова Н. П. Чебоксары – 2018 г. МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики, МБДОУ «Детский сад № 122»
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым.
- Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.
- Развитие познавательных умений; выделять общие и существенные признаки значения чувашских узоров.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Познакомить детей с орнаментальными образами – символами солнца, дерева, дома, животных, через чувашское декоративно – прикладное искусство.
- Учить детей созданию художественно – выразительных образов: солнца, дерева, дома, животных на основе элементов чувашского декоративно – прикладного искусства.
- Учить использовать нетрадиционную технику рисования на ткани контурными красками.
- Упражнять детей в сочетании цветового соотношения в рисовании чувашских узоров;
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения;
- Учить отвечать на вопросы полными ответами, продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Стимулировать самостоятельность в своей работе, поощрять творческий подход.
- Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашской вышивки.
- Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.
- Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.
Материалы и атрибуты: компьютер, проектор, экран, презентация «Значение чувашских узоров», чувашский национальный костюм, рамочки с тканями, контурные краски для ткани
Предшествующая работа:
Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства.
Чтение сказок, мифов и легенд из чувашского устного народного творчества.
Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.
Методы и приемы:
- Художественное слово (разыгрывание музыкальное сопровождение – чувашская мелодия);
- Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров;
- Отгадывание загадок и рассматривание слайдов;
- Физкультминутка «Выполни задание»;
- Ситуация «Творческая мастерская»;
- Самостоятельная деятельность детей и индивидуальная помощь воспитателя;
- Совместный анализ детских работ;
- Составление выставки чувашских узоров.
Ход НОД:
Воспитатель вместе с детьми под чувашскую мелодию заходит в группу и встает в круг.
1. Художественное слово.
Здравствуйте, дорогие друзья. У нас сегодня необычный день, но для начала я вам предлагаю пожелать друг другу хорошего настроения:
(Пожелания по кругу, сопровождаемые самомассажем).
Я желаю, чтобы уши слушали внимательно.
Я желаю, чтобы глаза все видели.
Я желаю, чтобы голова думала правильно и не ошибалась.
Я желаю, чтобы рот говорил красиво.
Я желаю, чтобы руки писали аккуратно.
Я желаю, чтобы тело было здоровым.
Я желаю всем счастья!
2. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров
Ребята посмотрите, пожалуйста, как необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд? (чувашский национальный костюм). Я хочу вам показать и рассказать про свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне? (фартук, платье, шапочка). Моя шапочка называется по-чувашски — тухья, а белое платье – шура кепе. Посмотрите, сколько у меня поясочков. Называются они писихи, а полотенце у нас называется – алшали.
Все что вы видите это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка – это достояние и гордость чувашского народа. Ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка.
Вся моя одежда вышита чувашскими узорами. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегают руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают злой силе подобраться снизу.
Красивый узор на одежде называется орнамент. Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений. В цветовой гамме чувашского национального орнамента наиболее распространенными являются красный, белый и черный цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь.
3. Отгадывание загадок и рассматривание слайдов.
В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл. Давайте, рассмотрим с вами узоры. Рассматривать будем необычно, отгадывая загадки. Пройдите к ноутбуку и послушайте внимательно, если вы правильно отгадаете загадку, то образ — символ появится на экране:
1-й слайд
Золотое блюдечко Понебу катается, Людям улыбается Что это? (солнышко)
– Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце. Про него они говорили так:
Солнце красное восходит, красотою мир сияет.
Стоит солнцу закатиться, красоту и мир теряет.
Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля. И человек.
Таким же узором чуваши вышивали звезду. У каждого человека, пологали чуваши, есть своя звезда. В старину верили: когда умирает человек, звезда падает, она спускается с неба на землю. С рождением человека на небе загорается новая звезда. Но среди великого множества звезд, из которых одни падают, другие только что загораются, есть основные, которые всегда существуют: Венера, Большая Медведица, Млечный путь и др.
Чуваши любили солнце и изображали его по разному. Показ вариантов узоров солнца. (Показ 2-го слайда) Что общего в узорах солнц? (солнце вышито как бы в сияющем состоянии, с лучами). Чем отличаются узоры? (узоры разные по внешнемуоформлению, лучи у каждого узора разной формы: в виде треугольников, ромбов, полосок). Какой из узоров нравится больше всего?
Теперь, ребята, послушайте внимательно следующую загадку.
3-й слайд
Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки
Но зимние метели В меха его одели (дерево)
- Это, символ дерева, как проявление рождающей силы земли. Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель и др. Обратите внимание, ребята, на расположение ветвей дерева: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу. Почему? Потому что деревья растут так: корни их далеко в земле, откуда они получают сок, который питает их. И появляются у деревьев листья. Но чтобы расти, нужно тепло, которое деревья получают от солнца».
Послушайте, ребята, следующую загадку?
4-й слайд
С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком (собака)
-А, это, новый символ чувашского узора – собака. Узоры изображающие собаку, народные мастера вышивали, потому что в давние-давние времена собаки охраняли зеленые посевы, отгоняли животных от них, чтобы они не поедали их.
Чуваши считают, что образы животных, олицетворяют силу природы и связывают человека с космосом. Рассмотрим изображения узоров, обозначающие животных. (Показ 5-го слайда) Похожи эти чувашские узоры на животных? Чем похожи узоры на животных? А чем отличаются? У одного как бы две головы, или может быть, на голове закрученные рога с одной и с другой стороны. У кого такие же рога? Чуваши таким узором изображали козу. А вот еще узор животного с длинными рогами. А чем еще отличаются животные? Сколько у них ног? Что они делают? Одни остановились, а другие идут. Как вы узнали об этом?
Ребята, послушайте пожалуйста, последнюю загадку.
6-й слайд
В нем живет моя родня, Мне без нее не жить ни дня В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, теплый … (дом)
Это символ дома, как мироздания, сооружения, уют. Дома раньше были небольшие. В одном из углов избы устраивали печь. В избе было одно или два маленьких окошка. Каждый живущий в доме занимался своим делом. Мужчины плели лапти, короба для хранения продуктов, выдавливали из дерева ковши и ложки. Женщины ткали и вышивали, передавая узорами красоту земли, на которой жили.
4. Игра «Выполни задание» (Физкультминутка)
Ребята, а вы знаете чувашский язык? Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Выполни задание» и посмотреть как вы знаете чувашский язык. Я буду говорить слова на чувашском, а вы выполнять действия по значению этого слова:
Ала супар – хлопают в ладоши; Ала секлер – поднимают руки вверх; Весер – движения определяющие полет птиц; Ишер – плавательные движения;
Ларар – приседания; Тарар — встают Сикер – прыжки на двух ногах; Чупар – бег на месте юрлар, весер, ташлар,
5. Ситуация «Творческая мастерская».
Ребята, сейчас я вас приглашаю в свою творческую мастерскую, где мы с вами станем необычными художниками. Будем рисовать чувашские узоры на ткани, волшебными красками. Для этого я предлагаю вам подойти к столу, выберать понравившийся узор и занять свои места. На столах лежат контурные краски для ткани. Подумайте, каким цветом, вы украсите свой чувашский узор и можете приступить к работе.
6. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.
7. Совместный анализ детских работ.
Заканчиваем рисовать, наводим порядок на столе. Какие вы молодцы, поработали на славу! А теперь скажите пожалуйста, какие узоры вы выбрали для рисования? Почему ты выбрал этот узор? Какой цвет ты выбрал? А что означает этот узор? (индивидуальное обращение к детям).
8. Составление выставки чувашских узоров.
Ребята вы настоящие художники, мастера и умельцы. Ваши узоры получились яркие и очень красивые. Возьмите, пожалуйста, свои работы отнесем их на выставку сушиться. Посмотрите, ребята, какая красивая выставка чувашских узоров получилась.
Литература:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – издание 3-е, исправленное и дополненное — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г. — 88с.
- Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г. – 144с.
- Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О.В. Драгуновой. — Ч.: Чуваш. кн. изд –во, 1995.
- Трофимов А. А. «Орнамент чувашской народной вышивки» Комплект открыток – Л.: Аврора, 1977
|