Конспект открытого занятия по рисованию в старшей дошкольной группе воспитателя Бурдиной М.Н. «Гжельские узоры»
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельской росписью. Расширять и обогащать словарь детей за счёт использования в речи наиболее употребительных прилагательных, глаголов. Совершенствовать отчётливое произношение звуков в словах и словосочетаниях.
Изобразительные задачи: Учить выделять знакомые элементы узора гжель на посуде. Самостоятельно называть их. Познакомить с новым элементом узора гжельской росписи «роза». Развивать чувство цвета, умение составлять композицию узора, выделять её главную часть.
Технические задачи: Познакомить с новой техникой рисования «мазок с тенью». Учить работать широкой, плоской кистью. Воспитывать аккуратность. Побуждать проявлять фантазию, самостоятельное творчество в создании узоров по мотивам гжельской росписи.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к народному творчеству, умение видеть прекрасное. Развивать эстетическое отношение к творчеству народных мастеров.
Коррекционные задачи:
Побуждать детей участвовать в беседе, описывать предмет, используя в речи знакомые слова и фразы. Отвечать на вопросы: «Какой по цвету?», «Какой по форме?», «Что ты сделал (а)?», проговаривать выполненные действия. Закрепить произношение звука «с» в словах и фразах.
Оборудование: Наборное полотно с элементами узора, выставка гжельской посуды, игрушек, гуашь белая и синяя, кисточки разных размеров, салфетки, палитра, плоские заготовки тарелок, вода,
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель: (за экраном) Поздоровайтесь.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Будем слушать и говорить.
Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет?
(Ответы детей)
2. Фонетическая ритмика.
Воспитатель: Будем говорить хорошо звук «С»
АСУ_АСУ_АСУ ПОСУДА
АСКИ_АСКИ_АСКИ КРАСКИ
СТА_СТА_СТА КИСТОЧКА
3. Основная часть.
Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдём на выставку. Подойдите и посмотрите, что я для вас приготовила. Посмотрите, какие красивые вещи. Они вам нравятся?
Дети: (рассматривают гжельскую посуду, восхищаются, отвечают) Да.
Воспитатель: Вещи очень красивые. Посмотрите, здесь есть чайник, тарелки, ложки. А всё вместе это …?
Дети: Посуда.
Воспитатель: А это игрушки, полотенце, вышитые картины. Все эти вещи красивые потому, что они украшены красивым узором. Посмотрите, какой по цвету узор на этих вещах?
Дети: Синий, голубой.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, посуда белая, а узор синий и голубой, игрушки белые, а узор синий и голубой. Как называется этот узор?
Дети: Гжель.
Воспитатель: Правильно, гжель. Гжельский узор состоит из отдельных элементов. Мы с вами уже знакомились с некоторыми из них. Давайте повторим. (Работа с наборным полотном, называем первые пять знакомых элементов.)
Воспитатель: А теперь давайте найдём эти элементы на посуде.
(Дети рассматривают посуду, задумываются, находят знакомые элементы узора.)
Воспитатель: Посмотрите, на посуде в самом центре есть ещё один элемент узора (показывает на розу). Как вы думаете, что это?
Дети: Цветок.
Воспитатель: Правильно цветок, а называется он — роза. (Прочитывают табличку, ставят новый элемент узора на наборное полотно). Розу всегда рисуют в середине. Она большая и очень красивая, а по краям рисуют мелкие элементы: точки, сеточку, волны и другие. Сегодня мы с вами будем учиться рисовать розу. Садитесь.
Дети садятся на свои места. Раздаётся громкий плач. В гости приходит кукла. Дети здороваются с ней, знакомятся, спрашивают, почему плачет кукла. Кукла разговаривает с детьми и объясняет, что плачет она от того, что у неё разбилась посуда.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что разбилось у Кати. (Достают из сумочки конверты).
Дидактическая игра: «Собери картинку».
Воспитатель: Так что разбилось у Кати?
Дети: Тарелки.
Воспитатель: Разбитыми тарелками пользоваться нельзя. Давайте пожалеем куклу и нарисуем для неё новые тарелки. Возьмите заготовки, краски. Посмотрите, у нас есть белая и синяя краска. А голубая краска у нас есть?
Дети: Нет.
Воспитатель: Подумайте, как можно получить голубую краску, если есть синяя и белая?
(Дети размышляют, высказывают свои предположения.)
Воспитатель: Нужно взять немного синей краски и добавить её в белую. Помешайте и посмотрите, какая по цвету краска у нас получилась.
Дети: Голубая.
Воспитатель: Теперь можно рисовать. Покажите, где середина вашей тарелки. (Дети показывают.) В середине мы будем рисовать розу. Так как роза большая, рисовать её мы будем толстой, широкой кистью. На одну сторону кисти мы наберём голубую краску, а на другую синюю. (Воспитатель объясняет и показывает на своём образце.) Какой элемент узора у нас получился?
Дети: Роза.
Воспитатель: А теперь вы нарисуйте розу.
(Самостоятельная работа детей. Дети проявляют самостоятельность и инициативность. Украшают края тарелки по желанию, рисуя знакомые элементы узора.)
Воспитатель: Какие красивые тарелки у нас получились! А пока краска ещё не высохла, мы с вами немного отдохнём.
Физкультминутка.
(Звучит медленная, спокойная музыка. Дети выполняют движения по тексту с синими и голубыми лепестками.)
Наши синие цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветы закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
(После физкультминутки, воспитатель из лепестков собирает большую гжельскую розу.)
Воспитатель: Какой элемент гжельского узора у меня получился?
Дети: Роза.
Итог занятия.
Воспитатель: Посмотрите, наша посуда высохла. Давайте посадим Катю за стол и подарим ей новые тарелки.
(Кукла смеётся и благодарит детей.)
Воспитатель: Что мы делали сегодня?
Дети: Мы рисовали узоры гжель.
Воспитатель: Сегодня вы занимались хорошо. Попрощайтесь с гостями.
Самоанализ открытого занятия по рисованию «Гжельские узоры».
Данное открытое занятие проводилось подгруппой с детьми старшего дошкольного возраста 5-6лет в количестве 3-х человек. Конспект к занятию составлен самостоятельно в соответствии с задачами рабочей программы, разработанной на основе Программы (для специальных дошкольных учреждений) «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», Москва «Просвещение» 1991 год, авторы Головчиц Л. А., Носкова Л. П., Шматко Н. Д., Салахова А. Д., Короткова Г. В., Катаева А. А., Трофимова Т. В., и Примерной общеобразовательная программа до школьного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Волгоград, издательство «Учитель», 2015 г., в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования и соответствует данному возрасту детей. В занятии были интегрированы моменты из следующих образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Для реализации каждой задачи были подобраны интересные и занимательные приёмы, обучающие наглядные пособия, которые активизировали и стимулировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В водной части занятия дети слушали, активно отвечали на вопросы, работали над чётким произношением звука «с». Затем, дети посетили выставку гжельской посуды, где познакомились с творчеством народных мастеров, любовались красивой посудой, расписными игрушками, гжельскими картинами. Они с удовольствием рассматривали и находили на экспонатах выставки знакомые элементы узора, а после рассмотрели новый элемент гжельской росписи «розу». Дети активно участвовали в беседе, отвечали на вопросы, старались поделиться своими впечатлениями.
Приход куклы в красивом гжельском наряде повысил интерес к занятию и обозначил проблемную ситуацию (у куклы разбились тарелки). Каждый ребёнок сопереживал кукле и захотел ей помочь. Я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Во второй половине основной части мы работали над техническими задачами, дети познакомились с новым способом рисования «мазок с тенью». Сначала они действовали очень не уверенно, не решались начать рисовать, но поддержка и одобрение со стороны воспитателя помогли справиться с нерешительностью.
Использование спокойной музыки и плавных движений во время физкультминутки, помогли детям расслабиться и снять напряжение. Итог занятия был организован в виде игровой ситуации: дети подарили кукле новые красивые тарелки, накрыли на стол. Здесь мы ещё раз могли полюбоваться работами детей, похвалить всех за красивые тарелки.
Я считаю, что на данном занятии поставленные задачи были полностью решены. Дети научились выделять знакомые элементы узора на гжельских изделиях и называть их, познакомились с новой техникой рисования «мазок с тенью», проявили самостоятельность и творчество в создании узоров по мотивам гжельской росписи, обогатили свой словарь новыми словами. Необходимо и дальше продолжать знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством, совершенствовать изобразительные навыки и умения, совершенствовать диалогическую форму речи.
|