Проект «Чудо — фантики»
- Хрущенко Елена Викторовна и Казаринова Анна Николаевна Воспитатели ЧОУ “Лицей” Надежда” * г. Москва
Вид проекта: информационно-творческий, экологический
Срок реализации проекта: долгосрочный (ноябрь – март)
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников
Цель: организовать совместную деятельность детей и взрослых, направленную на решение проблемы по экологически грамотному использованию мусора (фантиков) в современной жизни
Задачи:
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде
- Заинтересовать окружающих возможностями создания из фантиков множества интересных и полезных вещей
- Познакомить детей с историей создания фантиков
- Развивать любознательность, фантазию, познавательную активность
- Расширять словарный запас, развивать внимание, память, связную речь через рассматривание, описание, сравнение фантиков
- Развивать мелкую моторику пальцев рук при обучении изготовлению различных поделок из фантиков
Предполагаемый результат:
- выставка поделок, изготовленных из фантиков
- коллекция фантиков “Сказки в фантиках”
- итоговое мероприятие “Праздник фантика”
Реализация проекта включала в себя несколько этапов:
Первый этап проекта предусматривал определение уровня сформированности представлений дошкольников о фантиках.
Сбор фантиков детьми совместно с родителями и воспитателями.
Использовалась модель двух вопросов: "Что я знаю?" и "Что я хочу узнать?". Таким образом, были определены главные вопросы исследовательской деятельности: «Что означает слово "фантик"?»; "Какими были первые фантики?"; "Каких видов бывают фантики?"; "Какие есть способы обёртывания конфет?», «Что происходит с фантиком, который попадает мимо урны.»
На втором этапе определялся алгоритм исследовательской деятельности, обсуждались варианты поиска информации, продукты деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта. Так, в результате, педагоги и дошкольники подготовили способы обёртывания конфет в фантик, подобрали материал о видах фантика, систематизировали образцы по цвету, размеру, структуре и форме, читали познавательную литературу, сказки о фантиках. Таким образом, на данном этапе дошкольники узнали интересные факты из истории фантика.
Третий этап строился на основе интеграции образовательных областей. Образовательная деятельность осуществлялась в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов деятельности.
Полученные знания закреплялись в ходе игровой деятельности.
- Игры на развитие математических представлений. Рассыпаем фантики на полу. «Ой, сколько у нас выросло грибов, цветов… Давайте соберём их». Собрали, например, цветы. А потом считаем, кто сколько собрал. Беседуем. Сколько собрали зеленых, синих, красных цветов? У кого больше?
- Игра на внимание и сравнение. В ряд раскладываем фантики (3 шт.) Дети закрывают глаза. В этот момент ведущий убирает какой-то фантик. На заранее заготовленном образце с фантиками, дети находят тот фантик, который был убран.
- Упражнение на развитие мелкой моторики руки «Разгладим золотце». Ребёнок получает скомканный фантик и разглаживает. В группе проводили соревнования, кто быстрее.
- Игра на развитие мышления «Заплатка». Помоги бабушке найти заплатку на коврик. На коврике (фантике) заранее сделан вырез какой-то определённой формы. Также подготовлены «заплатки» различных форм из фантиков. Ребёнок подбирает «заплатку» бабушке подходящей формы и соответствующего рисунка.
- Игра «Найди себе пару». Ребёнку даётся от 3-6 различных фантиков. Он среди множества фантиков для своих фантиков находит второй идентичный, подбирает пару.
- Игра «Найди половинку» (развитие коммуникативных навыков). Создаём ситуацию общения. Половинки фантиков разложены вниз рисунком, например, как при игре в лото. Дети разбирают половинки фантиков. Затем ищут половинку с одинаковым рисунком. Игры "Найди пару", "Какой лишний?" позволили детям запомнить, из каких материалов изготавливают фантики, какими бывают фантики по структуре.
Дидактические игры: «Фантики на ветер», «Дорожка из фантиков», «Найди пару», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери по узору», «Нарисуй свой фантик», «Название сказок в фантиках», «Повтори узор».
Сюжетные игры: «Магазин», «Мастерская «Умелые ручки»».
В ходе самостоятельной деятельности дошкольники рассматривали коллекцию фантиков и пришли к выводу, что они очень различаются по рисунку, материалу.
На этапе продуктивной деятельности воспитанники вместе с педагогами и родителями изготовили разные поделки: закладки из фантиков, оформили коллекцию”Сказки в фантиках”, коллаж “Жар-птица”, изготовили кукол с помощью фантиков, украсили стенгазету к 8 марта, выполнили различные аппликации, сделали цветы из фантиков и фольги.
Оказалось, что из фантиков можно сделать массу красивых вещей.
Экспериментально-поисковая деятельность: Дети совместно с воспитателями рассматривали фантики под лупой, знакомились с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны фантики.
Из разных источников узнали о том, что ученые провели эксперименты и доказали, что для разложения бытового мусора нужно определенное время. Бумага, например, разлагается от 2 до 10 лет. Полиэтиленовые пакеты – 200 лет. Таким образом, дети задумались о важности проблемы утилизации отходов и о поиске разных способов применения фантикам.
Речевая деятельность: Составляли описательные рассказы о фантиках, придумывали сказки и истории с использованием изображений на фантиках.
Игра «Опиши свой фантик» (развитие внимания, памяти, речи). Ребёнок получает фантик, 1 минуту разглядывает его, затем фантик переворачивается вниз картинкой, а ребёнок по памяти описывает фантик (цвета, изображение на фантике и т.д.)
Составление коллекции фантиков по мотивам сказок ( «Назови сказку», «Расскажи, что интересного произошло с героем?»)
Четвёртый этап Презентация проекта
- Представление коллекции фантиков
- Выставка совместных с родителями поделок из фантиков
- Проведение мероприятия “Праздник фантика”
Формы и методы работы с родителями
- Беседы с родителями о важности данной проблемы
- Привлечение родителей к созданию совместных творческих работ для участия в выставке
- Консультация «Фантик. Красота и польза»
Итог проекта: Создание коллекции позволило не только представить разнообразие видов фантиков, определить их принадлежность, но и узнать, из каких материалов их делают и понять какой вред могут принести брошенные на землю фантики. В своей работе мы доказали, что у фантика может быть «вторая жизнь».
На Празднике фантика вместе со сказочным героем-Шапокляк дети активно играли в игры с фантиками, читали стихи о фантиках и конфетах, отвечали на вопросы, тем самым показывая знания и умения, приобретённые в ходе реализации проекта.
Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием. Проект оказался интересным для всех его участников. История фантиков настолько захватила детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции фантиков.
Участвуя в проекте мы убедились, что мелочей в нашей жизни не бывает! Даже маленькие фантики, брошенные на землю могут принести природе большой вред.
Использованная литература:
ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИК:
«История ФАНТИКА» (http://allim-lip.livejournal.com. http: //www. fantik. su
- М.А. Ступницкая «Что такое проект? «Первое сентября» 2010
- Большой толковый словарь. Под редакцией С.А. Кузнецова – Санкт-Петербург.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Давыдова О.И., Майер А.А. Проекты в работе с семьей. -ТЦ Сфера, 2012.
- Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. Виноградова Н.А., Е. П. Панкова-М.: Айрис-пресс, 2008.
- Е. Коротеева «Весёлые друзья – фантики», издательство Ниола – Пресс.
- Т.Н. Проснякова «Школа волшебников» Издательство «Учебная литература» 2012
|