Конспект НОД в старшей группе «Песочная лаборатория»
Воспитатель: Бабасиева Н.А. Москва 2018-19 уч. г. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа №1467
Цель:
- Развитие познавательной активности детей путём расширения их представлений о пустыне
Задачи:
Обучающая:
- закрепить и уточнить знания детей о почве, растительном и животном мире пустыни;
Развивающая:
- развивать через экспериментальную деятельность мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;
Воспитательная:
- формировать умение выслушивать друг друга при обсуждении проблемных вопросов; способствовать воспитанию самостоятельности;
Речевая:
- совершенствовать диалогическую речь
Оборудование:
- ёмкость с песком; песочница, совочки
- сюрприз «Конфета с кроссвордом»
- 3 стола с надписями: «Исследователи пустыни», «Исследователи растений», «Исследователи животных»
- поддоны с песком; палочки разной длины; круглые крышечки; коробка с миниатюрными игрушками «Животные»
- макет пустыни, муляжи кактусов; перчатки
- цветы для рефлексии.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Как же я рада вас видеть! Я хочу вам загадать загадку:
Он у реки – на берегу, В реке, но не вода И босиком я по нему бегу, И строю замки, города.
Дети: Это песок
(На полу в кабинете стоит ящик с песком.)
Педагог: Ребята, какого он цвета? Какой он? Кто что интересного может рассказать о песке?
(Дети отвечают на вопросы, рассказывают о песке из личного опыта.)
Педагог: Песок – это природный материал, из него можно построить замки, башни и мосты, а ещё на песке можно отпечатать следы.
Педагог: Проходите к песочнице и рассаживайтесь поудобнее.
(Дети подходят к песочнице.)
Педагог: Ребята, как вы думаете, при помощи чего мы можем сделать следы?
Дети: Кулачками, пальцами, ладошками, ребром ладони...
(Затем дети «оставляют следы» на песке.)
Педагог: Что вы почувствовали? Какой песок?
Дети: Песок мягкий, рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий...
Педагог: Прохладный он или тёплый, сухой или сырой? Как вы это определили?
(Ответы детей.)
Педагог: Песок хранит в себе много тайн и сюрпризов. Сейчас погрузите ладони поглубже, пальчиками ловко перебирайте песчинки, может, что и найдёте необычное.
(Дети, играя, находят конфету с секретом.)
Сюрпризный момент «Конфета с кроссвордом»
Педагог: Что вы нашли?
Дети: Конфету!
Педагог: Какое странное послание! Как вы думаете, что там? Вам интересно узнать? Давайте развернём и посмотрим!
(Педагог вместе с детьми разворачивает конфету, внутри которой находится кроссворд.)
Педагог: Дети, это кроссворд. В кроссворде есть ключевое слово. Попробуем его разгадать?
(Дети расшифровывают слово «песок».)
Педагог: О каком именно песке идёт речь? Непонятно... Ведь песок можно увидеть везде. Ребята, где вы встречали песок?
Дети: На берегу моря, реки, озера, в карьере, в песочнице, на участке
Педагог: В кроссворде есть подсказка, посмотрите внимательно, вам подскажет животное, нарисованное на странице кроссворда.
(внизу страницы нарисован верблюд)
Дети: Этот песок из пустыни.
Педагог: Как вы догадались?
Дети: Верблюд – это житель пустыни. Ему не страшна жара, он очень выносливый и сильный.
Педагог: Ребята, я знаю, что песок в пустыне движется с помощью ветра, а что он ещё делает?
Дети: Песок нагревается, охлаждается, кружится, несётся, движется, перемещается.
Педагог: Это можно проверить, кажется, я знаю как! Сейчас мы силой мысли превратимся в учёных. Для этого нужно взяться за руки, закрыть глаза и сильно – сильно этого захотеть, но сделать это надо обязательно всем вместе, иначе ничего не получится.
Игра – превращение «Исследователи»
(Дети встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Педагог раскладывает перед ними бейджики. с изображением картинок. Открыв глаза, дети выбирают их. Игра, поможет детям разделиться на подгруппы для работы в лаборатории.)
Педагог: Здорово, мы с вами попали в научную лабораторию. Теперь вы исследователи!
У каждого из вас есть бейджики, на которых условные обозначения. Подойдите к столам так, чтобы картинки на них соответствовали вашим бейджикам. Педагог предлагает задание каждой группе:
- «Исследователей песка» — совместно с педагогом изучают песок.
- «Исследователей растений» рассмотреть и выбрать те растения, которые растут в пустыне (обосновать выбор).
- «Исследователей животного мира» — рассмотреть и выбрать тех животных, которые обитают в пустыне (обосновать выбор).
Итак, у нас есть группа «Исследователей песка», группа «Исследователей растений» и группа «Исследователей животного мира».
(дети занимают места за столами)
Опытно – экспериментальная деятельность
На столах у первой группы детей стоят поддоны с песком, лежат палочки и круглые крышечки.
Педагог: Вопрос к «Исследователям песка»:
Ребята, скажите, в пустыне много песка? Как вы думаете, хорошо это или плохо?
Я утверждаю, что песок в пустыне – это плохо, ведь по нему ходить тяжело, трудно, неудобно. Почему?
Дети: Потому, что песок рассыпчатый, ноги в него проваливаются.
Педагог: Давайте подтвердим это опытами. Выберите себе палочку, представьте, что это нога, и попробуйте «пройтись» по песку. Что произошло?
(дети ставят эксперимент и убеждаются, что палочка — нога провалилась)
Педагог: А сейчас возьмите крышечку и представьте себе, что это дом. Поставьте «дом» на песок. Что произошло?
Дети: Дом оставил след, но не провалился.
Педагог: Какой вывод можно сделать из нашего эксперимента?
Дети: Узкие предметы проваливаются в песке, а широкие просто оставляют след.
Педагог: Да, всё дело в том, что у ваших предметов разная ширина и величина. А теперь продолжим наш разговор о песке. Предположим, что сейчас я считаю, что песок в пустыне – это хорошо! Почему?
Дети: Многие животные пустыни прячутся в песок. Там днём прохладнее, а ночью теплее.
Педагог: Ребята, так какой можно сделать вывод – нужен песок или не нужен?
Дети: Песок нужен. В пустыне песок является основной почвой.
Педагог: Теперь я вам предлагаю взять совки и насыпать песок в лоток. Мы вместе с вами сделаем макет пустыни.
Дети создают почву из песка.
Педагог: А теперь я приглашаю вас пройти к исследователям животного мира. В этом нам поможет ветер. Превратимся в лёгкие песчинки и, кружась, перелетим в другую лабораторию.
(под музыкальное сопровождение дети и педагог, кружась, перемещаются к другой группе детей.)
На столе лежат наборы с фигурками животных.
Педагог: Здравствуйте, уважаемые исследователи животного мира! Расскажите, каких животных вы выбрали?
(предполагаемые ответы детей)
Как они приспосабливаются к жаре? Какую пищу едят?
(предполагаемые ответы детей)
Давайте поселим этих животных в нашу пустыню (ставят выбранные фигурки животных в макет)
Педагог: Ребята, а как вы думаете, есть ли в пустыне растения? Я предлагаю вам отправиться к исследователям растений и получить ответ на наш вопрос.
Педагог приглашает всех детей на релаксационное упражнение.
Релаксационное упражнение – импровизация «Путь в пустыне»
(Под музыкальное сопровождение дети выполняют имитационные действия в соответствии со словами педагога.)
Огромная пустыня, солнце высоко, Дети встают на цыпочки и тянутся как можно выше.
Жарко светит. Садятся на пол, закрывая голову руками.
Тяжёлые ноги в песок Дети медленно поднимают ноги от пола,
проваливаются «стряхивают песок»
Хочется присесть и отдохнуть...
(Педагог с детьми подходят к «исследователям растений», на столе лежат муляжи кактусов, перчатки)
Педагог: Ребята, как интересно в вашей лаборатории! Послушайте загадку:
Они живут только в прохладное время года,
Когда в пустыне больше влаги,
Ранней весной или поздней осенью.
Что это?
Дети: Растения пустыни — это кактусы.
Педагог: На что похожи кактусы, с чем или с кем можно их сравнить? И ещё – для чего вам перчатки?
(Предположительные ответы детей.)
Педагог предлагает детям посадить кактусы в песок.
Педагог: Я хочу рассказать вам кое-что о кактусах. Оказывается, кактусы – это настоящие деликатесы. Профессиональные повара готовят из них варенье, кактусы жарят, пекут, тушат, варят из них суп. Но бывают кактусы и ядовитые, поэтому относиться к ним надо с особой осторожностью.
А кроме кактусов в пустыне есть и другие необычные растения.
Педагог предлагает детям рассмотреть макет и составить рассказ о пустыне.
Педагог: А вы знаете, что кактусы цветут.
(Педагог предлагает детям выбрать по одному цветку и прикрепить на муляж кактуса).
Список используемой литературы:
- Комплексная программа «Детство»
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. СПб., 2007
- Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2004
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СП б., 2006
- Журнал «Дошкольная педагогика» №8 — 2009
|