Импровизация в музыкальной терапии

По материалам книги Rachel Darnley-Smith и Helen M Patey "Music therapy"

Условно можно разделить музыкальную терапию на пассивную (используется прослушивание заранее приготовленной музыки) и активную (музыка рождается в процессе работы. 

Так как пассивная музыкальная терапия, на мой скромный взгляд, не представляет особого интереса (хотя это рабочий метод, использующийся в GIM-подходе), остановимся на активной музыкальной терапии.

У многих клиентов возникает некий ступор/тревожность, когда я предлагаю им участвовать в музыкально-терапевтическом процессе. Связанно это с ошибочными установками, утверждающими, будто процесс музицирования - удел специально обученных музыкантов. Первые попытки изменить это утверждение делал еще Дж. Л. Морено, сейчас это дело продолжают музыкальные терапевты. В рамках МТ не ставится художественно-эстетическая цель, направленная на создание произведения искусства. Наоборот, искусство выступает инструментом, служащим терапевтической цели. 

Прежде чем двинуться дальше, давайте введем определение понятия "музыкальная импровизация". Это есть исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время ее исполнения. Современные авторы трактуют импровизацию как комбинацию звуков и тишины, спонтанно созданную, имеющую начало и конец. 

Таким образом, в рамках музыкальной терапии используется так называемая клиническая импровизация - она имеет терапевтическую цель, служит для установления и развития контакта между терапевтом и клиентом. 

Музыкальная импровизация, как говорилось выше, имеет художественно-эстетическую цель. 

Так же окончательно рассеять все сомнения из разряда "музыкальная терапия для музыкантов, а у меня слуха нет, я не смогу играть" помогают следующие тезисы, выделенные в книге Rachel Darnley-Smith и Helen M Patey:

 

  1. Музыка есть универсальный посредник. Такие элементы как мелодия, ритм, высота, тембр универсальны для всего мира
  2. Музыка может быть определена как некий вокальный, инструментальный или механический/машинный звук, который имеет ритм, мелодию и гармонию
  3. Психологическая, неврологическая, физиологическая реакция на музыку может сохраняться незатронутой болезнью
  4. Использование звука для коммуникации, выражения эмоций и состояний предшествует использованию языка.
  5. Создание звуков на музыкальных инструментах является невербальной коммуникацией и самовыражением, которые воплощают или выражают личность человека
  6. Реакцией на музыку может являться широкий спектр чувств и эмоций.

 



Просмотров: 478
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • Частица "Не" Для мозга ее нет, а для подсознания - это стимул к агрессии и разрушению.
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Создание песни в музыкальной терапии.
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Боль - это специфический полевой процесс, который Хеллингер называл "прерванное движение"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Жизнь- это импровизация
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Я не знаю, что для меня цель"
  • "Нет! Это не вентилятор!". Сказкотерапия для детей.
  • "EMDR -терапия психологических травм. Как это работает?"
  • Упражнения для музыкальной терапии.
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Я бросаю курить! Как формулировать цель для "вечно бросающих курить"?
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • "Как перестать это чувствовать?", или о чем кричит душевная боль
  • Упражнения для музыкальной терапии. Часть 2.
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Музыкальная терапия — ещё один метод реабилитации.
  • "Лишний вес - может это счастье?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь