Импровизация в музыкальной терапии

По материалам книги Rachel Darnley-Smith и Helen M Patey "Music therapy"

Условно можно разделить музыкальную терапию на пассивную (используется прослушивание заранее приготовленной музыки) и активную (музыка рождается в процессе работы. 

Так как пассивная музыкальная терапия, на мой скромный взгляд, не представляет особого интереса (хотя это рабочий метод, использующийся в GIM-подходе), остановимся на активной музыкальной терапии.

У многих клиентов возникает некий ступор/тревожность, когда я предлагаю им участвовать в музыкально-терапевтическом процессе. Связанно это с ошибочными установками, утверждающими, будто процесс музицирования - удел специально обученных музыкантов. Первые попытки изменить это утверждение делал еще Дж. Л. Морено, сейчас это дело продолжают музыкальные терапевты. В рамках МТ не ставится художественно-эстетическая цель, направленная на создание произведения искусства. Наоборот, искусство выступает инструментом, служащим терапевтической цели. 

Прежде чем двинуться дальше, давайте введем определение понятия "музыкальная импровизация". Это есть исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время ее исполнения. Современные авторы трактуют импровизацию как комбинацию звуков и тишины, спонтанно созданную, имеющую начало и конец. 

Таким образом, в рамках музыкальной терапии используется так называемая клиническая импровизация - она имеет терапевтическую цель, служит для установления и развития контакта между терапевтом и клиентом. 

Музыкальная импровизация, как говорилось выше, имеет художественно-эстетическую цель. 

Так же окончательно рассеять все сомнения из разряда "музыкальная терапия для музыкантов, а у меня слуха нет, я не смогу играть" помогают следующие тезисы, выделенные в книге Rachel Darnley-Smith и Helen M Patey:

 

  1. Музыка есть универсальный посредник. Такие элементы как мелодия, ритм, высота, тембр универсальны для всего мира
  2. Музыка может быть определена как некий вокальный, инструментальный или механический/машинный звук, который имеет ритм, мелодию и гармонию
  3. Психологическая, неврологическая, физиологическая реакция на музыку может сохраняться незатронутой болезнью
  4. Использование звука для коммуникации, выражения эмоций и состояний предшествует использованию языка.
  5. Создание звуков на музыкальных инструментах является невербальной коммуникацией и самовыражением, которые воплощают или выражают личность человека
  6. Реакцией на музыку может являться широкий спектр чувств и эмоций.

 



Просмотров: 516
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Создание песни в музыкальной терапии.
  • Музыкальная терапия — ещё один метод реабилитации.
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Танцевальная импровизация через призму процессуальной терапии.
  • Музыкальная терапия. Вопросы/ответы.
  • Что такое групповая музыкальная терапия?
  • Музыкальная терапия с особыми детьми.
  • Почему цель "выйти замуж" - плохая цель
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • Музыка - и великая и ужасная. Ч.1. Звук, ритм, музыка и их воздействие на человека
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • "Работа с МАК". Расклад "Цель-результат". (+СSMARTE)
  • Чем может помочь арт-терапия. Наглядный пример: "Несуществующее животное"
  • Невыдуманная история про кильку в томате... или "может, хватит ее есть?!"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Техника работы с проективными картами: "Мой характер и моя цель"
  • Помнить про цель цели - или, "что дают"?
  • Что происходит, когда мы перестаем играть в "игры" клиентов?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Главы из книги "Введение в сэндплей терапию-терапия в песочнице"
  • Аноргазмия. Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи. "Мой муж имеет любовницу"
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • "Я не знаю, что для меня цель"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь