Танцевальная импровизация через призму процессуальной терапии.

В начале двадцатого века Айседора Дункан отошла от канонов классической хореографии в сторону импровизации, тем самым привнеся гораздо большую легкость и творчество в балет. Балерина перестала быть инструментом, который выражает только определенный заранее замысел, она стала творцом того, что происходит на сцене, здесь и сейчас - в тут минуту когда она танцует.

Современные танцевальные и телесно-ориентированные практики часто предполагают работу с импульсами, которые появляются в теле. Следование им, амплификация – уже одно это может быть важным тренингом, иметь терапевтический эффект, увеличить осознанность клиента относительно его внутренних процессов. Иногда работа с движением или звуком помогает клиенту выразить то, что трудно сформулировать или произнести вслух. Другим вариантом развития событий может стать поиск смыслов развертываемого движения. И третьим – навык переживания чувств, возможность встретиться с собственными глубокими аспектами, если движение происходит – значит чувства переносимы.

Работа с процессами клиента через движение встречается в телесно-ориентированной, танцевально-двигательной, процессуальной и других направлениях терапевтической практики. В ТДТ как один из методов работы используется танцевальная импровизация. Если провести аналогии с процессуальной работой, то больше всего это напоминает работу с флиртами – так же как в ПТ мы обращаем внимание на то, что с нами заигрывает, так и в импровизации танцующий обращает внимание на те, импульсы, которые его привлекают в теле, обращают на себя его внимание, и разворачивает их – и из этого рождается танцевальная история.

Посмотрим на импровизационные практики с каждого из трех уровней реальности(консенсусный, сновидческий и уровень сущности):

1. Уровень сущности - Тело как Дао, в котором рождаются, берут начало все процессы конкретно взятого человека. Есть поговорка - познай себя и ты познаешь весь мир. Так же мы можем говорить о теле – если внимательно выслушать каждый участок тела – то мы станем несравненно богаче информацией о самих себе. Такой угол зрения не позволяют поставить человеческое тело в разряд материальных вещей, он не исключает самого ценного что заключено в теле – жизни. Пользуясь таким ракурсом, мы будем вынуждены признать, что тело – одно из наиболее одухотворенных явлений и телесные процессы имеют такую значимость для развития человека, которую им приписывать в нашей культуре непривычно.

Человек не то, что он о себе знает(эго), а вся совокупность заключенного в теле движения.

(Интересно, что импровизация с предложенным образом(динамическая медитация) похожа на подбор лекарства в гомеопатии – лекарство может быть подобрано неправильно и тогда ничего особенного не произойдет. Но если назначение сделано максимально точно – образ заработает – тогда случается настоящее чудо – старые раны затягиваются, здоровье восстанавливается максимально быстро и человек возвращается на более качественный, когда-то забытый уровень функционирования. Использование динамической медитации мы можем часто встретить в ТДТ, в том числе в работе с клиническим пациентами. )

2. DL – будет той историей которая родится в танце или перфомансе, и даже не так важно где она возникнет – в сердце(или теле?) танцующего или в сердце зрителя. На этом уровне мы встречаемся с различными персонажами, представляем и проживаем их, переходим из роли в роль.  Здесь открывается простор для самых разных взаимодействий и трансформаций, это сфера творцов и фантазеров – здесь авторы рождают своих персонажей, их драмы и обстоятельства. В танце и движении одним из ярких примеров, который может подчеркнуть то, что происходит на этом уровне может быть практика аутентичного движения. Этот метод был изобретен Мэри Уайтхаус в начале двадцатого века, и сама она называла его movement in depth – движение в глубине. Сейчас мы знаем его как АД и это отдельное существующее направление на стыке танца, импровизации, самопознания, телесных практик и психотерапии.  В этом процессе легко выделить две роли – движущийся и наблюдатель, однако «под зонтиком» мы можем увидеть и другое, например роли сознания и бессознательного. Движущийся берет на себя роль бессознательного и отправляется в путешествие, «опускается в глубину», наблюдатель остается «на поверхности».

3. Уровень консенсусной реальности:  В танце? Пожалуй это просто то, что мы видим. То, что можно записать с помощью значков Лабан анализа – да, сейчас можно записать танец значками, наподобие нот. Но пожалуй, что консенсусный уровень в сфере искусства(а тем более импровизационного искусства) наименее выражен. Мы можем говорить о культуре, красоте, эстетике… но здесь дао настолько легко ощутить, что слова оказываются не столь нужными. Если же говорить о творческой работе, то получается, что после того, что сделала Дункан , качественно изменился не только способ танцевать, изменился и взгляд режиссера, постановщика танца – он больше не ответственен за всё, он не знает с точностью что должно получиться, он разделил творчество с танцовщицей которая исполнят его танец. И это доверие процессу напоминает работу терапевта - он не знает о человеке то, что должно произойти, он помогает ему раскрыть процесс. На мой взгляд, для общества - это огромный шаг от современной самонадеянности, самоуверенности в сторону большей открытости жизни и мудрости того, что происходит, шаг в сторону большей целостности и единства с природой. И так же эго имеет возможность уступить жизни, трансформироваться во «внутреннего старейшину» – этому его может научить искусство.

Таким образом можно представить движение и творческую деятельность через призму трех уровней реальности в ПТ, что помогает расширить взгляд на их терапевтическую значимость.



Просмотров: 440
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Движение вперёд через преОДОЛЕНИЕ. А может не сейчас? ч.2
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Упражнение «Чувства в теле». Что делать, если чувства владеют нами?
  • Здесь и сейчас: что мы получим, если будем жить чувствами?
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Кто идет в группы танце-двигательной терапии?А если я не умею танцевать?
  • Что происходит в теле в стрессе.
  • Время через призму принципа "здесь и сейчас"
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Как работать с чувствами, если партнёрам трудно говорить об этом вслух?
  • Как быть, если у влюбленных очень различный уровень доходов?
  • Из гусеницы к новой жизни. Или что происходит, когда уже ничего не помогает.
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Внимание! Визитёры! Или признаки того, что качественная психотерапия может не состояться.
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Несколько слов о депрессии: опорой может быть только нечто существующее
  • Движение чувств. О спонтанном танце и ТДТ
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Энергия в теле и в жизни человека.
  • Внимание в теле
  • В отношениях все может быть просто и легко
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Один случай может поменять наш взгляд на себя!
  • Ожидание смерти подобно. Может пора на новый уровень?
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь