"Младшие подростки 10-11 лет. Кто я?"

Младшие подростки 10-12 лет

« Кто я?»

Не позволяй никому, никогда, заставлять тебя чувствовать,

что ты не заслуживаешь того, что хочешь

Хит Леджер

 

Возрастной период 10-12 лет характеризуется большими возможностями для развития полноценной личности. В это время у подростков  происходит активное формирование жизненных ценностей, что обусловлено достаточно высоким уровнем интеллектуального развития детей к этому возрастному рубежу, усилением у них выраженного интереса к своей личности и к проблемам общения в семье, в школе (со сверстниками и учителями), в других социальных группах, а также установления своей позиции в тех или иных жизненных вопросах.

Особая восприимчивость и поведенческая гибкость, открытость младших подростков позволяет строить отношения со взрослыми на принципах партнерского общения.

Основные признаки происходящих изменений с младшими подростками описаны в известном исследовании Д.Б.Эльконина и Т.В. Драгуновой и касаются:

-учебной деятельности, которая, помимо задачи освоения обязательной учебной программы, приобретает смысл как осознанная деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию;

- общение с товарищами, которое становится «особой формой жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких отношений в коллективе;

- взросление как новообразование младшего подросткового периода – специфической формы самосознания, социального по своей природе и проявляющегося в «чувстве взрослости»;

- овладение этическими нормами поведения, специфика которого связана с понятием «хорошего товарища», оцениваемых в первую очередь в отношении себя самого.

Г.А. Цукерман характеризует младший подростковый возраст  как особый, стратегически важный в развитии человеческой личности и имеющий свои специфические особенности, в том числе наличие существенных преобразований в представлениях 10-12 летних о своем Я по выходе из детства, связанных с начинающимся поиском своей идентичности.

Особое значение приобретает практика групповых занятий в качестве метода гармоничного, целостного развития личности подростка, его Я-концепции. Младшие подростки, в силу особенностей своего возраста, наиболее легко откликаются на сотрудничество с взрослыми и  сверстниками, быстро включаются в выполнение творческих заданий, им характерны живость и активность ума, эмоциональные и волевые проявления. Важно помочь младшему подростку создать о себе представление как о достойной личности, обладающей позитивной Я-концепцией.

В теории «зеркального Я» Ч.Кули показано, что индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие. Исходя из этой теории можно сказать, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека. Большое значение в этом процессе имеет малая группа, в которой осуществляется непосредственное общение ее членов между собой. Можно сказать, что человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие.

Таким образом, Я-концепция является продуктом, результатом процессов самопознания и самооценивания человека в физическом, эмоциональном, интеллектуальном, социально-нравственном аспектах. Существенное значение в становлении Я - концепции имеют различные внешние влияния, которые испытывает, переживает человек. Особенно важным для него являются отношения со значимыми людьми, которые, в сущности, и определяют  представление индивида о самом себе.

Структуру концепции можно представить как: Я-физическое, Я-эмоциональное, Я-интеллектуальное и Я-социальное  (к которому относятся нравственные аспекты самосознания).

Еще раз хочу повториться - младший подростковый возраст имеет важное значение в жизни человека – это период когда формируется Я-концепция, которая при благоприятных условиях становится позитивной (принятие себя) или негативной (сами понимаете..).

Переживание личностной целостности связано у подростка с чувством идентичности, или соответствия самому себе. Это время структурирования Я-концепции в условиях влияния социальной среды, в особенности группы сверстников. Задача подростка состоит в том, чтобы со всех сторон изучить уже имеющее представление о себе, разбив, раздробив его на множество отдельных образов себя и интегрировать их затем в личную идентичность, т.е. вернуться к своей сущности, но уже в контексте осознанных социальных ролей и взаимосвязей.

Неспособность юных обрести личную идентичность приводит к ролевому смешению и, как следствие, к искажениям в Я-концепции.

Переживание таких подростков часто связаны с чувством своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности существования, что выражается в отчужденности, неспособности выбрать карьеру и продолжить образование, противоправном поведении.

Знания о себе подрастающий человек получает из двух источников:

1)      Отношение к нему родителей, учителей, других значимых взрослых и сверстников в обратной связи;

2)      Из собственного состояния в процессе переживания внутренней целостности.

 

Еще не взрослый, но уже и не ребенок, подросток, при успешном течении событий переходит на новую ступень развития личности -  к сознательному, осмысленному управлению собственным развитием, «самооформлению».  Чувство взрослости проявляется в умении ставить собственные цели, находить пути их решения и достигать желаемого результата.

Развитие самосознания подростка связывается с развитием его самооценки. Представление о себе складывается в сопоставлении себя с другими. Только когда он разберется в действиях и качествах другого подростка, он сможет понять себя.

Процессом переживания можно в какой-то мере управлять. Целенаправленно влиять на развитие личности подростка в позитивном ключе, побуждая и поддерживая его интерес к познанию, к творчеству, к овладению ценностями науки и культуры, а так же навыками поведения в социальной среде на основе самоуважения к личности и достоинствам других людей.

 



Просмотров: 387
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние личности взрослого и сверстников на формирование Я-концепции у подростков
  • Краткие зарисовки из Бодинамической концепции развития личности.
  • Различение: главная движущая сила развития личности подростка
  • Формирование базовых качеств личности подростка как будущего профессионала в условиях современного мира.
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Как бизнесмену выбрать направление развития своей личности
  • НА ПУТЯХ СОЗДАНИЯ КОНЦЕПЦИИ АЛЬТРУИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Развитие личности: от младенца до подростка.
  • Развитие личности: от подростка до взрослого.
  • Письмо себе от себя подростка.
  • Особенности развития Я-концепции и гендерной идентичности.
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Значение концепции человека для современной психотерапии.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Социокультурная «арт-адаптация» личности подростка.
  • Познание и принятие разных сторон своей личности: история одного занятия
  • Изменение личности "компьютерного" подростка
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личности
  • Практика «SWOT-анализ своей личности»
  • Концепция морального развития личности Л.Кольберга
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Заниженная самооценка или по какой структуре личности себя измеряем?
  • О сущности и значении некоторых психологических ресурсов в детском периоде развития личности
  • Барби и Кен. Это непринятие себя. Отторжение своей сущности.
  • Воспитание личности в себе. Или, давайте уже интегрироваться из «внутренних родителей-детей» в людей.
  • Можно ли влиять на подростка?
  • Никогда не поздно создать себе счастливое детство! Типология личности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь