|
"Младшие подростки 10-11 лет. Кто я?"Автор статьи: Щербакова Наталья Владимировна
Младшие подростки 10-12 лет « Кто я?» Не позволяй никому, никогда, заставлять тебя чувствовать, что ты не заслуживаешь того, что хочешь Хит Леджер
Возрастной период 10-12 лет характеризуется большими возможностями для развития полноценной личности. В это время у подростков происходит активное формирование жизненных ценностей, что обусловлено достаточно высоким уровнем интеллектуального развития детей к этому возрастному рубежу, усилением у них выраженного интереса к своей личности и к проблемам общения в семье, в школе (со сверстниками и учителями), в других социальных группах, а также установления своей позиции в тех или иных жизненных вопросах. Особая восприимчивость и поведенческая гибкость, открытость младших подростков позволяет строить отношения со взрослыми на принципах партнерского общения. Основные признаки происходящих изменений с младшими подростками описаны в известном исследовании Д.Б.Эльконина и Т.В. Драгуновой и касаются: -учебной деятельности, которая, помимо задачи освоения обязательной учебной программы, приобретает смысл как осознанная деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию; - общение с товарищами, которое становится «особой формой жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких отношений в коллективе; - взросление как новообразование младшего подросткового периода – специфической формы самосознания, социального по своей природе и проявляющегося в «чувстве взрослости»; - овладение этическими нормами поведения, специфика которого связана с понятием «хорошего товарища», оцениваемых в первую очередь в отношении себя самого. Г.А. Цукерман характеризует младший подростковый возраст как особый, стратегически важный в развитии человеческой личности и имеющий свои специфические особенности, в том числе наличие существенных преобразований в представлениях 10-12 летних о своем Я по выходе из детства, связанных с начинающимся поиском своей идентичности. Особое значение приобретает практика групповых занятий в качестве метода гармоничного, целостного развития личности подростка, его Я-концепции. Младшие подростки, в силу особенностей своего возраста, наиболее легко откликаются на сотрудничество с взрослыми и сверстниками, быстро включаются в выполнение творческих заданий, им характерны живость и активность ума, эмоциональные и волевые проявления. Важно помочь младшему подростку создать о себе представление как о достойной личности, обладающей позитивной Я-концепцией. В теории «зеркального Я» Ч.Кули показано, что индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие. Исходя из этой теории можно сказать, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека. Большое значение в этом процессе имеет малая группа, в которой осуществляется непосредственное общение ее членов между собой. Можно сказать, что человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие. Таким образом, Я-концепция является продуктом, результатом процессов самопознания и самооценивания человека в физическом, эмоциональном, интеллектуальном, социально-нравственном аспектах. Существенное значение в становлении Я - концепции имеют различные внешние влияния, которые испытывает, переживает человек. Особенно важным для него являются отношения со значимыми людьми, которые, в сущности, и определяют представление индивида о самом себе. Структуру концепции можно представить как: Я-физическое, Я-эмоциональное, Я-интеллектуальное и Я-социальное (к которому относятся нравственные аспекты самосознания). Еще раз хочу повториться - младший подростковый возраст имеет важное значение в жизни человека – это период когда формируется Я-концепция, которая при благоприятных условиях становится позитивной (принятие себя) или негативной (сами понимаете..). Переживание личностной целостности связано у подростка с чувством идентичности, или соответствия самому себе. Это время структурирования Я-концепции в условиях влияния социальной среды, в особенности группы сверстников. Задача подростка состоит в том, чтобы со всех сторон изучить уже имеющее представление о себе, разбив, раздробив его на множество отдельных образов себя и интегрировать их затем в личную идентичность, т.е. вернуться к своей сущности, но уже в контексте осознанных социальных ролей и взаимосвязей. Неспособность юных обрести личную идентичность приводит к ролевому смешению и, как следствие, к искажениям в Я-концепции. Переживание таких подростков часто связаны с чувством своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности существования, что выражается в отчужденности, неспособности выбрать карьеру и продолжить образование, противоправном поведении. Знания о себе подрастающий человек получает из двух источников: 1) Отношение к нему родителей, учителей, других значимых взрослых и сверстников в обратной связи; 2) Из собственного состояния в процессе переживания внутренней целостности.
Еще не взрослый, но уже и не ребенок, подросток, при успешном течении событий переходит на новую ступень развития личности - к сознательному, осмысленному управлению собственным развитием, «самооформлению». Чувство взрослости проявляется в умении ставить собственные цели, находить пути их решения и достигать желаемого результата. Развитие самосознания подростка связывается с развитием его самооценки. Представление о себе складывается в сопоставлении себя с другими. Только когда он разберется в действиях и качествах другого подростка, он сможет понять себя. Процессом переживания можно в какой-то мере управлять. Целенаправленно влиять на развитие личности подростка в позитивном ключе, побуждая и поддерживая его интерес к познанию, к творчеству, к овладению ценностями науки и культуры, а так же навыками поведения в социальной среде на основе самоуважения к личности и достоинствам других людей.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|