«Критики можно легко избежать, если ничего не говорить, ничего не делать и быть ничем». Аристотель
Реакция на критику может быть разной. Как и сама критика. Очень часто люди путают критику, обратную связь и оскорбления, переход на личности.
Например, клиентка пожаловалась, что ей сложно принимать критику руководителя. Возникает обида до слез, хотя не с кем другим в жизни такой реакции не бывало. Как оказалось, форма обращения руководителя была примерно следующей - "Вы ведете себя, как глупая школьница, которая только вылезла из под крыла мамы". Не буду затрагивать момент профессионализма и этики. Здесь важно то, что клиентка воспринимала такую форму обращения, как критику. Хотя по факту, это оскорбление. И такая путаница происходит у очень многих - дома, в семье и на работе.
Когда жена дома говорит - "ты никчемный супруг, весь в свою мамочку и не знаешь, как вести себя с родным ребенком. Это не критика и не обратная связь. Поэтому, когда клиент приходит с жалобой на то, что критика супруги ранит и становится обидно, первым делом мы проясняем, что за таким обращением стоит совсем другое.
Так что самое первое, что нужно сделать, когда возникает переживание на критику, это задать себе вопрос - а это действительно критика и попытка дать мне обратную связь? Или здесь меня оскорбляют и на самом деле ранит именно это?
Если есть понимание, что речь идет все же про критику и становится понятно, что реакция на нее сильная, задайте себе следующий вопрос - почему именно меня ранит то, что мне говорят? Это может быть переживание за свою работу или ощущение недооцененности. Или неумение принимать обратную связь, если она содержит в себе негативное обращение. Или внутренняя установка, что я должен быть идеальным, запрет на ошибку
Если вы приходите к тому, что отрицательный комментарий вызывает в вас чувство переживания, то задайте себе следующий вопрос - действительно ли человек этим обращением хотел меня обидеть? Или его цель была в том, чтобы я что-то сделал лучше для себя/семьи/работы? Часто в момент переживания мы не замечаем того, что за критикой стоит возможность стать лучше.
Тема реакции на критику очень важна. И важным здесь является так же момент, что когда есть сложность с принятием критику, может наблюдаться проблема и с тем, чтобы ее давать. Что является зоной роста для людей занимающих руководящую позицию.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.