|
Как правильно реагировать на критикуАвтор статьи: Ольга Кузьмина
не делать, ничего не говорить и никем не быть. Элберт Хаббард
Вряд ли найдется человек, которого никто никогда не критиковал. Конструктивная это критика или неконструктивная – неважно. Критикуют вас как личность или осуждают ваши действия – без разницы. Защититься от критики, то есть не допустить критику в свой адрес, невозможно! Другой вопрос - как правильно реагировать на критику? Особенно на неконструктивную, столь часто встречающуюся в нашем обществе и столь больно задевающую. Начнем с вопроса, что значит правильно? Смотря какие цели вы преследуете. Хотите показать достойное лицо и сохранить отношения или желаете унизить критикана встречным оскорблением. А может, вы хотите докопаться до сути злобной критики и обернуть ее себе во благо или просто разозлить и вывести из себя человека, посмевшего так поступить с вами. Итак, если вы хотите сохранить лицо, показав себя человеком спокойным, рассудительным и не бросающимся с кулаками на всяких там критиканов. Если вы не хотите провоцировать дальнейший конфликт, и заинтересованы сохранить отношения с «обидчиком». Или если, в конце концов, это ваш начальник, с которым просто неразумно реагировать как то иначе действуйте следующим образом: спокойно и доброжелательно задайте критикующему несколько вопросов, чтобы он конкретизировал свои замечания. Услышали: «Что вы за профессионал – вам ничего нельзя поручить!!!» Спросите в ответ: «Что именно вы имеет в виду?», «Когда я не выполнил ваше поручение или чем не оправдал ваших ожиданий?». Таким образом, вы помогаете вашему оппоненту сформулировать конкретные замечания и претензии. А конкретные замечания проще признавать или опровергать. Главное здесь - не переусердствовать с количеством вопросов, а то вместо того, чтобы показать себя достойным оппонентом, вы взбесите начальника и пойдете подписывать заявление на увольнение. Если оскорбительное и хамское замечание прилетело вам от незнакомого человека и ваша цель - не сохранить отношения и разрешить конфликт, а просто поставить хама на место – укажите ему на его недостатки или отделайтесь язвительной шуткой. Когда в переполненном вагоне метро в час пик кто-нибудь на весь вагон сделает вам замечание: «Фууу, а набрызгалась то, набрызгалась – дышать нечем!» Можете смело отвечать: «Это лучше чем потом вонять…как некоторые». Да, мало приятного услышать такое в ответ, но ведь та злобная тетка сама виновата – первой встала на тропу войны! Если вам очень важно мнение со стороны, и вы относитесь к критике с огромным интересом. И если вы стремитесь из каждого, даже брошенного мимоходом, критического замечания сделать выводы, тогда ваша задача задавать как можно больше уточняющих вопросов. Вот например, если вас обозвали тупицей и вам действительно интересно знать, почему человек так думает и что вы можете в связи с этим в себе исправить можете задать ему миллион вопросов: - что значит тупица? - ты ничего не понимаешь! - что именно я не понимаю? - ты ни фига не смыслишь в этом деле! - в каком именно деле? и т. д. и т. п. В конце концов, вы докопаетесь до сути критики и наконец-то поймете, что вам надо исправлять. Или прослывете занудой (в лучшем случае…) и вас будут опасаться критиковать – себе дороже! Если вашей целью является довести критикана до бешенства, способ очень прост и доступен каждому – просто молчите. Молчите, улыбайтесь (только не во все тридцать два зуба, а так….глазами) и периодически кивайте. Этот способ больше подходит для ситуаций, когда критикующий вас человек пребывает в бурных негативных чувствах и свои критические замечания просто выкрикивает вам в лицо. Вы ведь наверняка замечали, что ничто так не раздражает людей как молчание в ответ на бурно высказываемые претензии. Но если честно, все это фигня! Для того чтобы реагировать на критику ТАК КАК НАДО, на это нужно потратить очень много сил и времени. К сожалению, большинство из нас не могут контролировать своих эмоциональных реакций в ответ на критику и вытекающего из них поведения. В особенности если эта критика состоит из унижающих достоинство оскорбительных высказываний. Наша реакция на критику в большинстве случаев происходит на автомате. Мы реагируем нашим индивидуальным, усвоенным еще в детстве способом. И зависит это от многих факторов – начиная от свойств нашей нервной системы и заканчивая тем, как мама отреагировала на тот самый первый пирожок из грязи, с такой любовью слепленный для нее… Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|