Как построить систему управления персоналом?


Основная современная тенденция развития отечественных компаний — увеличение технологизации различных направлений и участков работы. Это понятно: именно технологичность всех составляющих работы организации является залогом ее управляемости и дальнейшего развития. Однако подобная тенденция выражена неравномерно внутри разных сфер организационной жизни. 
Так, если производство, маркетинг, сбыт, финансы и логистика все более активно ориентируются на западные модели и практики работы, то сфера управления персоналом по-прежнему в ряде случаев остается наименее технологичной, измеряемой, а соответственно и управляемой. Поскольку любая компания представляет собой единое целое, «болезнь» и/или слабость любой её составляющей, неизбежно сказывается на продуктивности работы других звеньев (производства, сбыта, финансового блока и т.д.).
Именно поэтому руководители крупных российских компаний все острее чувствуют потребность в создании эффективных систем кадрового менеджмента. 
Каким критериям должна удовлетворять эффективная система управления персоналом? В любом случае сюда войдут:
• ориентация на стратегию (соответствие кадровой политики и мероприятий по работе с персоналом стратегии развития компании);
• комплексность (наличие всех ключевых HR-функций: найма, оценки, профессионального развития, стимулирования, продвижения и т.д.);
• согласованность и синергизм (они предполагают взаимную координацию вышеперечисленных функций и усиление положительного эффекта);
• технологичность (наличие четко прописанных моделей и процедур работы. А это, соответственно, обеспечивает: воспроизводимость, предсказуемость, повторяемость процессов);
• гибкость (возможность оперативного перенацеливания и перенастройки под новые стратегические задачи);
• активная вовлеченность линейного менеджмента (повышает контроль и эффективность решения задач на всех уровнях управления компанией).
Ориентация на стратегию. Анализ стратегических задач, стоящих перед вашей компанией, позволит выделить организационные факторы успеха — шаги, необходимые для успешного выполнения каждой из них. В свою очередь, анализ факторов успеха даст возможность построить модель корпоративных компетенций — стандартов делового поведения персонала компании, способствующих реализации стратегии.
Приведем конкретные примеры.
Пример № 1. 
Стратегические цели крупной финансовой компании: построить экономически рентабельный финансовый супермаркет; занять и удерживать лидирующее положение на Российском финансовом рынке; стать проводником западных инвестиций в российскую экономику. 
Факторами успеха в достижении этих целей станут: создание интегрированного фронт-офиса; оптимизация модели обслуживания клиентов; разработка конкурентоспособных финансовых пакетов; и оперативное реагирование на перспективные потребности рынка; завоевание доверия западных инвесторов; формирование позитивного образа компании на рынке.
Какие корпоративные компетенции окажутся востребованными в данном случае? «Сценарное» мышление, высокая коммуникативная компетентность, ориентация на клиента, нацеленность на результат.
Второй пример. 
Ведущая отечественная нефтяная компания стремится решить две стратегические задачи: планомерно наращивать объемы добычи нефти и обеспечить экономическую эффективность деятельности.
Какие шаги должны предпринимать руководители нефтегазодобывающих предприятий компании для решения этих задач? Стать активными проводниками стратегических инициатив, обеспечить стабильность и бесперебойность работы на всех участках, быть активными игроками команды ключевых руководителей. 
Соответственно в круг приоритетных для компании компетенций войдут экономическое мышление, надежность, управление исполнением, лидерство.
Кстати, при этом общими для обеих компаний (из первого и второго примеров) окажутся такие компетенции, как инновационность и работа в команде.
Разработка для вашей компании модели компетенций (см. статью «Новые инструменты кадрового менеджмента. Модель компетенций») заложит основу для построения главных звеньев системы управления персоналом (оценка в целях отбора и продвижения, аттестация, развитие, стимулирование, планирование карьеры), обеспечит их связь со стратегией, а также взаимную согласованность.
Система оценки. По каким критериям в вашей компании производится отбор новых менеджеров: происходит «отсев» слабых и выделение перспективных кандидатов? На основе каких критериев определяются сильные/слабые стороны уже работающих менеджеров? По каким критериям вы оцениваете, кто из работников компании готов к новым карьерным назначениям и в какой мере?
Облегчить решение перечисленных проблем позволяет конкретизация модели компетенций в профилях успеха ключевых менеджерских позиций. Профиль успеха — это разработанный для конкретной должности «эталон» профессионально-деловых, управленческих и личностных качеств, необходимых менеджеру для успешной работы внутри данной компании, (еще лучше на каждой должности или хотя бы на каждой «ключевой» должности).
Наличие профилей успеха значительно повысит точность производимого отбора, и компания сможет привлекать наиболее интересных ей менеджеров и специалистов.
Профили успеха позволят вам уточнить сильные/слабые стороны уже работающих в компании управленцев, а также выделить конкретные направления их развития.
Наконец, наличие ясных и четких критериев для формирования группы управленческого резерва будет способствовать должностному росту наиболее достойных соискателей.
Если же говорить о конкретных процедурах оценки корпоративных компетенций и компетенций профилей успеха, то наиболее эффективными оценочными технологиями признаны индивидуальный ассессмент и ассессмент-центр. Индивидуальный ассессмент строится в форме глубинного интервью оцениваемого менеджера с консультантом. Еще практикуется использование тестирование и анкетирование. На основании этих данных составляется отчет, который содержит целостный профессионально-деловой и личностный портрет оцениваемого менеджера, краткое перечисление его сильных и слабых сторон, а также итоговые рекомендации руководству компании и/или менеджеру.
В ряде случаев индивидуальный ассессмент дополняется ассессмент-центром (АЦ). Основу ассессмент-центра составляет проигрывание участниками различных рабочих ситуаций (привлечение клиентов, переговоры с партнерами, руководство подчиненными), которое сопровождается квалифицированным экспертным оцениванием. Высокая технологичность процедуры АЦ позволит вам в сжатые сроки получить точное представление о компетентности сотрудников всех интересующих вас управленческих уровней и структурных подразделений компании.
Для каждого АЦ составляется подробное руководство по его проведению, которое может использоваться, если впоследствии у вас возникнет потребность распространить оценку на новые подразделения организации: филиалы, дочерние структуры.
Достоинство АЦ состоит в том, что после специального инструктирования любой заинтересованный руководитель вашей компании сможет участвовать в ней как квалифицированный эксперт, владеющий тонкостями «оценочной кухни». В результате у менеджеров появится возможность пересмотреть свои исходные представления о подчиненных или вновь нанимаемых работниках. Кроме того, участие в подготовке и проведении кадровой оценки значительно улучшает у линейных руководителей навыки работы с подчиненными.
Система аттестации. Содержательно эффективная аттестация включает оценку аттестуемых по ключевым показателям продуктивности их работы, а также оценку их соответствия корпоративным компетенциям и профилям успеха.
Процедурно аттестация строится в форме индивидуальных собеседований аттестуемых работников с непосредственными руководителями.
Результаты аттестации оформляются в виде системы согласованных оценок аттестуемых и руководителей, конкретных профессиональных планов, а также шагов, претворяющих эти планы в жизнь.
Как и ассессмент-центр, аттестация предполагает разработку для менеджеров специального руководства по ее проведению.
Соответствующие материалы готовятся и для самих аттестуемых специалистов.
Благодаря разработке и внедрению системы аттестации ваши менеджеры смогут систематически отслеживать результативность работы подчиненных и ясно видеть их сильные/слабые стороны.
Итоги? Планомерный рост интенсивности и продуктивности работы сотрудников за счет постановки сложных целей, а также эффективного контроля их выполнения.
Система развития. Выявленные по итогам аттестации потребности развития менеджеров и специалистов позволят разработать эффективные и экономичные для организации программы профессионально-делового обучения.
Залог эффективности данных программ — комплексность, предполагающая использование различных методов и форм развития. К ним относятся:
• развитие на рабочем месте за счет включения в рабочие планы сотрудников задач, которые обладают развивающим потенциалом;
• горизонтальная ротация менеджеров из центрального офиса компании в региональные подразделения и наоборот, а также в смежные подразделения с целью получения ими более комплексного профессионально-управленческого опыта;
• специально построенная система наставничества со стороны более опытных коллег;
• пакет бизнес-тренингов и центров развития;
• индивидуальная работа консультантов с менеджерами высшего звена (коучинг).
Система стимулирования. Центральный вопрос, который возникает перед руководителем организации в процессе разработки системы стимулирования: как оценить вклад той или иной должности в результативность работы компании?
Одним из вариантов решения такой сложной задачи может стать разработка корпоративной системы грейдов.
В соответствии с этой системой каждая должность внутри компании фиксируется двумя основными измерениями: профессиональной специализацией и грейдом (уровнем позиции). Данные измерения позволяют точно задать «координаты» любой должности в пространстве всех должностных позиций организации. Величина грейда определяется несколькими факторами: предполагаемыми должностью знаниями и навыками, сложностью и новизной решаемых задач, уровнем ответственности и ценой ошибки.
Разработка и внедрение системы грейдов поможет вам решить ряд принципиальных задач в сфере управления персоналом:
• упорядочить корпоративный социальный пакет, жестко привязав заработную плату и иные формы вознаграждения сотрудников к ценности для компании выполняемой ими работы;
• создать инструмент мотивирования работников в условиях ограниченных возможностей карьерного роста.
Система планирования карьеры и замещений. Какие менеджеры понадобятся вашей компании в перспективе? Каким образом вы предполагаете удовлетворить потребность компании в этих менеджерах? Привлечение управленцев со стороны может и не стать оптимальным решением. Главные недостатки внешних кандидатов — привычка к другой корпоративной культуре, а также незнание многих тонкостей корпоративной жизни вашей компании. Все эти моменты затрудняют их интеграцию в вашу управленческую команду. Другой серьезный риск — отсутствие у новых менеджеров устойчивой идентификации с новой организацией и как следствие — низкая лояльность. Альтернативным решением рассматриваемой проблемы является создание специальной корпоративной программы подготовки кадрового резерва. Данная программа включает многое из того, о чем мы говорили выше:
• уточнение перспективных кадровых потребностей компании;
• разработку профилей успеха соответствующих менеджерских позиций;
• первичный отбор перспективных специалистов и их последующую оценку для принятия персональных решений о целесообразности включения того или иного работника в группу управленческого резерва;
• разработку и реализацию программ развития резервистов;
• систематическое отслеживание прогресса резервистов со стороны руководства компании.
Наличие рассмотренной программы обеспечит преемственность менеджмента вашей компании и защитит ее от кризиса из-за дефицита руководителей нового типа.
С чего начать? Главное, что потребуется от вас и других руководителей компании, — целеустремлённость и последовательность в работе по выстраиванию новой системы кадрового менеджмента.
Со своей стороны, мы поможем вам в разработке общей концепции и конкретных звеньев новой системы, а также в её оперативном и безболезненном внедрении в работу организации.



Просмотров: 459
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Вовлеченность персонала – модное слово или неотъемлемая часть стратегического успеха компании?
  • Обесценивание как особый механизм работы компании пограничного типа
  • Поиск работы. Как не «наступить на грабли» в выборе компании.
  • Экзистенциальные вызовы собственника на разных стадиях жизненного цикла развития компании
  • Коучинг: игра или новый метод управления в компании?
  • Что и как следует узнать о корпоративной культуре компании-работодателя?
  • Первая ступень на лестнице к успеху в развитии компании — разработка стратегии
  • Обучение сотрудников в компании
  • Как быть слушаемым в новой компании. С чего начать?
  • Психодиагностика: что компании получают в результате тестирования кандидатов
  • Как чувствовать себя комфортно в новой компании
  • Наставничество. Передача знаний внутри компании
  • Коммуникации и ресурс компании пограничного типа
  • Подростки и их компании...
  • Подростки и их компании...
  • Миссия компании
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Главный ресурс компании
  • Как навести порядок в компании
  • 1. Душа компании. Начало
  • Известные компании и небольшие. Для «Job.ru».
  • Белые вороны, которые построили миллиардные компании…
  • Помощь психолога. Работа с эгрегором предприятия (компании). Вознаграждение по труду.
  • Почему сотрудники уходят из компании?
  • Почему я люблю сетевые компании?
  • Когда в компании новая команда
  • Большой секрет для маленькой компании
  • «Коммуникация в компании: ловушки и возможности»
  • Что нужно знать о компании, когда пытаешься устроиться в нее на работу
  • 2. Душа компании. Зона социального ожидания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь