В каждом коллективе в каждый конкретный момент времени имеются ожидания социального поведения его членов, их совокупность и является Зоной социального ожидания. К примеру, сообщение о том, что работникам урежут премии, вызывает у всех различные отрицательные реакции: огорчение, злость или негодование – эти реакции находятся ожидаемы для коллектива. А вот чьи-то высказывания «Ну, нет премии – и не надо» или «Мы это заслужили» окажутся вне этой зоны, и в зависимости от личности произнесенного, вызвать негативные реакции типа «богатенький Буратино выискался!», «зажрался, сволочь!» или «прихвостень руководства». То есть, находятся вне зоны ожидания.
Каждые высказывания, реакции (активные или пассивные) или действия членов давно существующего коллектива находятся в зоне социального ожидания. Эта зона со временем и событиями меняется, но медленно (говоря научным языком - она скорее ригидна, чем лабильна). И если действия (высказывания) новичка раз за разом оказываются вне зоны ожидания группы (хотя и не являются аморальными), то у коллектива постепенно складывается мнение, что «он не наш», «не такой, как мы», «что-то с ним не так». Но не сразу - первые промахи новичку, как правило, прощаются и разъясняются. Но если нет – реакция окружающих хорошо видна и невербально: по выражению лиц, жестам, междометиям. Поэтому важно внимательно изучать, как люди вокруг реагируют на Вас, анализировать и делать выводы. Если что-то совсем непонятно – то и спрашивать.
А как быть, если все-таки Вы не согласны с коллективом? Тут три пути:
Примите точку зрения коллектива, если для Вас предмет «не стоит выеденного яйца». Тогда Вы просто войдете в зону социального ожидания коллектива – самый быстрый путь стать «своим».
Не демонстрируйте свою позицию явно – ну, естественно, пока не спросят «в лоб». Но со временем, если постоянно не будет видна Ваша реакция – станут спрашивать. Это не праздное любопытство - коллектив, как живой организм, пытается сохранить свое стабильное существование. А то вдруг Вы окажитесь «стукачом» или каким другим «социальным уродом»?
Обоснуйте свою точку зрения, если вопрос для Вас является принципиально важным. Здесь уже идет попытка изменить зону социального ожидания. Если с Вашим мнением согласятся, то это самый наилучший выход из ситуации – за Вами признали право на собственное мнение, которое может изменить общественное. Если же Ваши аргументы покажутся не убедительными, Вы окажетесь вне зоны ожиданий. И если это будет часто повторяться – то окончательно станете чужаком: при Вас перестанут говорить откровенно, у Вас может появиться прозвище, могут начаться игнорирование или высмеивание. И все это опять же способы выживания коллектива.
Как определить, не нравитесь ли Вы одному (нескольким) коллегам в силу индивидуального восприятия, или Вы прочно вышли из зоны ожидания всего коллектива? Очень просто: проанализируйте, как общаются с Вами коллеги:
- если индивидуальное поведение коллеги не становится более приятным, когда Вы разговариваете с ними без свидетелей – значит, Вы не нравитесь ему лично;
- если в беседах тет-а-тет большинство коллег более дружелюбны, а при всем коллективе – менее, значит, Вы однозначно вышли из зоны социального ожидания.
Потому что это происходит на подсознательном уровне. Человеку может быть приятно общаться с Вами, как с личностью, но среди коллег он подсознательно видит в Вас угрозу коллективу. Можете усложнить проверку. Поговорите с коллегой сначала о чем-то, не обсуждавшемся при Вас в коллективе, но находящемся в зоне интересов собеседника, а потом о значимых для коллективах вещах. Если в последнем случае заметите более холодный тон или более резкие суждения, или хотя бы у него пропадет желание общаться (он заторопится куда-нибудь) – то да, Вы лично для него нормальный человек, а вот как коллега – угроза обществу.
Давайте все вышеизложенное рассмотрим на конкретном примере.
Скажем, в коллективе решили оказать кому-либо социальную помощь по принципу «кто сколько может». Ожидаемым для всего коллектива является сумма от 500 до 1000 рублей от каждого.
Если Вы сдаете ожидаемую сумму – Вы действуете первым способом и попадаете в зону социального ожидания. С каждым последующим разом Вы все прочнее будете становиться «своим».
Если Вы сдаете 300 (или вообще ничего) – то Вас воспримут как жадного человека, если 3000 – расточительного, т.е. Вы выйдете из зоны ожидания. Но Вы можете сделать так, чтобы это было незаметно. Если это незаметно будет и второй, и третий раз – то могут спросить прямо, а потом проверить, составив поименный список.
Если Вы прямо скажете, что воздержитесь от взносов, потому что уже оказываете кому-то социальную помощь, в большем объеме, на постоянной основе (да еще и подкрепите доказательствами), и если убедите всех, что это основание не сдавать деньги – поздравляю, Вы изменили зону социального ожидания! Но если кто-то возразит, что он тоже помогает другим, и побольше Вашего, но не помочь сейчас – это негуманно… Все, Вы приехали! Приведен аргумент, позволяющей коллективу не изменять свою зону ожидания, при этом ВСЕМ не выглядеть более скупыми, чем Вы…
Потому что, любая система (в т.ч система взаимоотношений в устойчивой социальной группе) стремится к стабильности, и изменить ее – не так уж просто. Но если у Вас все-же раз за разом получается изменять мнения и ожидания коллег – то Вы постепенно становитесь неформальным лидером – душой коллектива! Об этом мы и поговорим в следующей статье «Душа компании. Первый среди равных».
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.