|
Первая ступень на лестнице к успеху в развитии компании — разработка стратегииАвтор статьи: Александр Геннадьевич Беляев
Собственники бизнеса редко сразу приходят к необходимости создания стратегии. Отношение к этому процессу меняется по мере роста бизнеса и ответственности собственника за его будущее. На начальной стадии цель предпринимателя, создавшего свой бизнес, — выжить на рынке, обеспечить его безубыточность. Далее фокус смещается на контроль над возрастающим денежным потоком, а собственник все больше концентрируется на вопросах управления операциями компании. По мере ее роста владелец, даже если не хочет или не готов, вынужден превратиться в стратега. Его волнуют вопросы позиционирования на рынке создания устойчивых конкурентных преимуществ. И наконец, собственник начинает понимать, что наступил момент, когда стоит подумать о возможном выходе из бизнеса. При этом любой здравомыслящий предприниматель хочет выйти из дела с деньгами, а не «умереть» на «вечной стройке». Так владелец бизнеса превращается в инвестора, внимание которого направлено исключительно на стоимость и ликвидность бизнеса. Сегодня категориями стоимости руководствуется все большее число управленцев. И прежде всего это связано с пониманием того, что не обладающий потенциалом роста бизнес не может быть привлекателен для инвесторов. Следовательно, он будет лишен одного из наиболее важных конкурентных преимуществ — доступа к инвестиционному капиталу, который, в свою очередь, зависит от привлекательности бизнеса для инвесторов. Итак, если Ваш бизнес не связан с удовлетворением специфических потребностей каких-то определенных заинтересованных лиц, и если Вы не занимаетесь благотворительностью, то как владельцу обычной коммерческой компании Вам остается только одно —фокусироваться на создании стоимости и обеспечении ликвидности Вашего бизнеса. Первая ступень на лестнице к успеху — разработка стратегии Стратегические решения — наиболее ответственные, так как предопределяют приоритеты деятельности компании на относительно долгую перспективу. В отличие от оперативных ошибок, которые обычно легко исправить, стратегические могут привести к очень существенным, часто непоправимым последствиям. Руководство компании вынуждено затрачивать значительные усилия для сбора и анализа информации, определения множества альтернатив, а также их проверки на жизнеспособность и привлекательность. Поэтому стратегическое планирование — процесс достаточно дорогой, требующий привлечения квалифицированных специалистов, которые обладают не только высокими аналитическими способностями, но и реальным опытом разработки стратегий в различных ситуациях. Вот почему задача создания стратегии никому не может быть делегирована исполнительным руководителем компании кому-либо и является одной из наиболее важных областей его персональной ответственности. Следует также отметить, что выбор стратегии — это задача, которой должны уделять серьезное внимание и акционеры/владелец компании.
Эффективная корпоративная стратегия должна основываться на информации из различных источников, отражающей, в частности: видение и ожидания акционеров/владельца компании;Процесс разработки стратегии в среднем занимает около 2-3 месяцев. Важный этап — формулирование видения. Точное представление об ожиданиях ключевых держателей интересов (акционеры, владелец) поможет менеджерам компании правильно определить приоритеты и масштаб необходимых исследований. Данный этап также позволит существенно снизить риск «быть непонятыми» в процессе презентации стратегии акционерам. Стратегический анализ включает оценку тенденций в отрасли, оценку конкурентной среды и позиции компании, а также оценку способности компании реализовать свои стратегические намерения. Стратегический анализ — наиболее критичный этап при разработке стратегии; он занимает до 70% времени. На данном этапе должны быть проведены оценки привлекательности целевых сегментов, а также определены возможные источники устойчивых конкурентных преимуществ. По результатам стратегического анализа руководство компании должно подготовить отчет для собственников. Факты, предположения и прогнозы, заявленные в отчете, должны сформировать общее представление о будущем, которое после обсуждения и корректив должно быть принято участниками рабочей группы за основу для дальнейших шагов. На следующем этапе необходимо сформулировать стратегические альтернативы, которые отвечают на вопросы: Зачем/за что конкурировать? Где конкурировать? Как конкурировать? Когда конкурировать? Ответ на первый вопрос характеризует смысл и цели конкуренции. Ответ на второй вопрос характеризует позиционирование компании (продукт, потребитель, каналы распределения, территории, позиция в цепочке ценности). Ответы на третий вопрос характеризуют источники устойчивых конкурентных преимуществ, которые обеспечат лидерство компании в конкурентной борьбе (уникальные активы, компетенции, привилегированные отношения). Ответ на четвертый вопрос: выбор альтернатив предполагает различные сроки реализации стратегических инициатив. Оценка альтернатив производится по ряду критериев, включая соответствие стратегическим целям, финансовым целям, организационным ограничениям, финансовым ограничениям и т. п. В итоге выбирается наиболее приемлемая альтернатива, на основе которой руководство компании разрабатывает детальный бизнес-план реализации стратегии. Также не стоит забывать, что даже самые замечательные планы не реализуются по причине плохого их исполнения:
Что нужно сделать, чтобы стратегия заработала:
Пример плана основных действий команды консультанты-собственники, руководство компании при разработке и воплощения стратегии развития: 1. «Диагностика ресурсов, перспектив компании, расстановка приоритетности целей и задач» Описание работ:
Результат на выходе: Карта «точек опоры» и «зон роста» для работы над планом развития организации, в первую очередь над маркетинговым комплексом на рынке интересующих организацию услуг, Перечень, «дерево» целей и план их достижения. План мероприятий по внедрению стратегии. Ориентировочные сроки: 28 рабочих дней. Ответственные лица: Исполнители: Бюджет:
2.Оценка модели организации «как есть» Описание работ:
1. Процесс управления персоналом: - диагностика бизнес-процесса; 2. Процесс оперативного управления предприятием: - диагностика бизнес-процесса; 3. Процесс управления документацией: - диагностика бизнес-процесса; 4. Процесс управления маркетингом: - диагностика бизнес-процесса; 5. Процесс управления продажами: - диагностика бизнес-процесса; 6. Процесс стратегического планирования: - диагностика бизнес-процесса; 7. Процесс стратегического контроля: - диагностика бизнес-процесса; 8. Процесс производства: - диагностика бизнес-процесса;
На выходе: перечень бизнес-процессов, подлежащих разработке и описанию; клиентоориентированная организационная структура предприятия. Сроки 20 рабочих дней
3.Создание процессной модели организации «как должно быть». Описание работ: 1. Процесс управления персоналом: - моделирование бизнес-процесса; - построение алгоритма бизнес-процесса; - описание бизнес-процесса; 2. Процесс оперативного управления предприятием: - моделирование бизнес-процесса; - построение алгоритма бизнес-процесса; - описание бизнес-процесса; 3. Процесс управления документацией: - моделирование бизнес-процесса; - построение алгоритма бизнес-процесса; - описание бизнес-процесса; 4. Процесс управления маркетингом: - моделирование бизнес-процесса; - построение алгоритма бизнес-процесса; - описание бизнес-процесса; 5. Процесс управления продажами: - диагностика бизнес-процесса; - построение алгоритма бизнес-процесса; - описание бизнес-процесса; 6. Процесс стратегического планирования: - моделирование бизнес-процесса; - построение алгоритма бизнес-процесса; - описание бизнес-процесса; 7. Процесс стратегического контроля: - моделирование бизнес-процесса; - построение алгоритма бизнес-процесса; - описание бизнес-процесса; 8. Процесс производства: - моделирование бизнес-процесса; - построение алгоритма бизнес-процесса; - описание бизнес-процесса; 9. Выстраивание общего процесса управления предприятием: - построение алгоритма принятие решений; - общее описание всей системы управления предприятием.
На выходе: Графическое и словесное, текстовое описание процессной модели организации «как должно быть», совмещенное с положениями и должностными инструкциями. Сроки 68 рабочих дней Ответственные лица: Исполнители: Бюджет:
Б) Финансовое планирование Описание работ
На выходе
Сроки 58 рабочих дней Ответственные лица: Исполнители: Бюджет:
В) Диагностика, оценка потенциала персонала, и его обучение. Описание работ: Внеочередная оценка: Экспериментально-психологическое исследование. Профессиональная оценка. Индивидуальное собеседование (интервьюирование). Написание индивидуальных заключений с рекомендациями. Подбор и адаптация новых сотрудников в случае необходимости. Проведение необходимых для внедрения стратегии семинаров тренингов. На выходе: Индивидуальные заключения на каждого исследованного сотрудника с выданными рекомендациями по его(ее) развитию. Новые, адаптированные сотрудники. Сроки Ответственные лица: Исполнители: Бюджет:
В1) Формирование системы компетенций, карт компетенций под модель бизнес процессов «как должно быть» и все должности. Упорядочивание документооборота, в том числе и кадрового Описание работ: Анализ информации собранной во время тестирования, собеседования, сопоставление с профессиограммами и описанными бизнес-процессами.
На выходе: «Матрица» компетенций на всю организацию в соответствии с моделью «как должно быть». Карты компетенций на каждую должность из списка.
Г) Маркетинговый комплекс: Описание работ: a. ассортиментного портфеля; b. клиентской сегментации; c. ценовой структуры; d. кредитной, инвестиционной политики; На выходе результат: План действий по маркетинговому комплексу на рынке интересующих организацию услуг, позиция «Один из лидеров Алтайского края» на период 1-2 года. (Без учета бюджета проведения маркетинговых исследований и без учета бюджета на CRM-программу)
Сроки: 36 рабочих дней Ответственные лица: Исполнители: Бюджет:
Промежуточным результатом маркетингового планирования должно стать создание системы автоматизированной подготовки и контроля взаимодействий с клиентами с помощью ПК программы (выбрать программу). Совместно с программистом провести следующие работы:
1.1. Справочник услуг / проектов 1.2. Справочник групп услуг 1.3. Справочник клиентов 1.4. Классификатор клиентов 1.5. Справочник конкурентов 1.6. Классификатор конкурентов 1.7. Учет брака, недовольства клиентов и их причин 1.8. Мониторинг и учет реальных рыночных цен 1.9. Мониторинг и учет цен конкурентов 1.10. Учет уникальных свойств и предложений в услугах ООО «А». 1.11. Мониторинг и учет уникальных свойств и предложений в продуктах конкурентов. (В центральном справочнике наших продуктов должны присутствовать все «хитовые» продукты, имеющиеся у ближайших конкурентов (или выпущенные на рынок)). 1.12. Создание базы данных по постоянным клиентам ООО «А» для осуществления (маркетинговых программ, рекламных акций – например, дисконтные карты). 1.13. Создание автоматизированной системы аналитики продаж. Сбор данных по выручке, ее колебаниям, в дальнейшем анализ выявление закономерностей и корректировки планов производства и продаж. Результат: CRM (Customer Relationship Management) – система управления взаимоотношениями с клиентами для достижения целей. CRM обеспечит:
В случае выбора стратегии развития через создание франшизы, либо при наличии собственных инновационных разработок, которые станут конкурентным преимуществом: - товарные знаки и знаки обслуживания; - наименования мест происхождения товаров; - изобретения; - промышленные образцы; - полезные модели; - программы ЭВМ; - базы данных. 2. Подготовка, заключение и регистрация договоров на передачу или отчуждение прав объектов интеллектуальной собственности. 3. Исследование интеллектуальной собственности с точки зрения её коммерческой значимости, в том числе проведение экспертизы на патентную чистоту в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96; 4. Определение необходимого объёма защиты интеллектуальной собственности. 5. Обеспечение регулирования правоотношений между авторами интеллектуальной собственности, работодателями и третьими лицами. 6. Защита прав владельцев интеллектуальной собственности: - претензионная работа, подготовка исковых заявлений и других, необходимых для рассмотрения спора, документов; - проведение правовой, патентно-технической экспертизы; - представительство в судах; - подготовка документов по защите прав на интеллектуальную собственность. Сроки 36 рабочих дней – подготовка документов 11 месяцев регистрация Ответственные лица: Исполнители: Бюджет:
Примечание*: Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|