Первая ступень на лестнице к успеху в развитии компании — разработка стратегии

Первая ступень на лестнице к успеху в развитии компании  разработка стратегии
В последние   пять лет подходы к разработке стратегии претерпели существенные изменения. Данная статья посвящается не столько методологии проведения анализа и выбора стратегических решений, сколько вопросам организации стратегического планирования в компании и  действиям, предшествующим разработке стратегии.

Собственники бизнеса редко сразу приходят к необходимости создания стратегии. Отношение к этому процессу меняется по мере роста бизнеса и ответственности собственника за его будущее. На начальной стадии цель предпринимателя, создавшего свой бизнес, — выжить на рынке, обеспечить его безубыточность. Далее фокус смещается на контроль над возрастающим денежным потоком, а собственник все больше концентрируется на вопросах управления операциями компании. По мере ее  роста владелец, даже если не хочет или не готов, вынужден превратиться в стратега. Его волнуют вопросы позиционирования на рынке  создания устойчивых конкурентных преимуществ. И наконец, собственник начинает понимать, что наступил момент, когда стоит подумать о возможном выходе из бизнеса. При этом любой здравомыслящий предприниматель хочет выйти из дела с деньгами, а не «умереть» на «вечной стройке». Так владелец бизнеса превращается в инвестора, внимание которого направлено исключительно на стоимость и ликвидность бизнеса.

Сегодня категориями стоимости руководствуется все большее число управленцев. И прежде всего это связано с пониманием того, что не обладающий потенциалом роста бизнес не может быть привлекателен для инвесторов. Следовательно, он будет лишен одного из наиболее важных конкурентных преимуществ — доступа к инвестиционному капиталу, который, в свою очередь, зависит от привлекательности бизнеса для инвесторов.

Итак, если Ваш бизнес не связан с удовлетворением специфических потребностей каких-то определенных заинтересованных лиц, и если Вы не занимаетесь благотворительностью, то как владельцу обычной коммерческой компании Вам остается только одно —фокусироваться на создании стоимости и обеспечении ликвидности  Вашего бизнеса.

Первая ступень на лестнице к успеху — разработка стратегии

Стратегические решения — наиболее ответственные, так как предопределяют приоритеты деятельности компании на относительно долгую перспективу. В отличие от оперативных ошибок, которые обычно легко исправить, стратегические могут привести к очень существенным, часто непоправимым последствиям. Руководство компании вынуждено затрачивать значительные усилия для сбора и анализа информации, определения множества альтернатив, а также их проверки на жизнеспособность и привлекательность. Поэтому стратегическое планирование — процесс достаточно дорогой, требующий привлечения квалифицированных специалистов, которые обладают не только высокими аналитическими способностями, но и реальным опытом разработки стратегий в различных ситуациях. Вот почему задача создания стратегии никому не может быть делегирована исполнительным руководителем компании кому-либо и является одной из наиболее важных областей его персональной ответственности. Следует также отметить, что выбор стратегии — это задача, которой должны уделять серьезное внимание и акционеры/владелец компании.

 

Эффективная корпоративная стратегия должна  основываться на информации из различных источников, отражающей, в частности:

видение и ожидания акционеров/владельца компании;
  • глобальные тенденции в отрасли (что за последние 10-20 лет происходило в аналогичных отраслях других стран и каковы тенденции развития отрасли в мире);
  • основные тенденции на отечественном рынке;
  • отраслевую экспертизу (знания отраслевых специалистов, включая международных экспертов);
  • видение и ожидания руководства компании.
  •  Процесс разработки стратегии   в среднем занимает около 2-3 месяцев. Важный этап — формулирование видения. Точное представление об ожиданиях ключевых держателей интересов (акционеры, владелец)  поможет менеджерам компании правильно определить приоритеты и масштаб необходимых исследований. Данный этап также позволит существенно снизить риск «быть непонятыми» в процессе презентации стратегии акционерам.

     Стратегический анализ включает оценку тенденций в отрасли, оценку конкурентной среды и позиции компании, а также оценку способности компании реализовать свои стратегические намерения. Стратегический анализ — наиболее критичный этап при разработке стратегии; он занимает до 70% времени. На данном этапе должны быть проведены оценки привлекательности целевых сегментов, а также определены возможные источники устойчивых конкурентных преимуществ. По результатам стратегического анализа руководство компании должно  подготовить отчет для собственников. Факты, предположения и прогнозы, заявленные в отчете, должны сформировать общее представление о будущем, которое после обсуждения и корректив должно быть принято участниками рабочей группы за основу для дальнейших шагов.

     На следующем этапе необходимо сформулировать стратегические альтернативы, которые отвечают на вопросы:

     Зачем/за что конкурировать? Где конкурировать? Как конкурировать?  Когда конкурировать?

     Ответ на первый вопрос  характеризует смысл и цели конкуренции. Ответ на второй вопрос  характеризует позиционирование компании (продукт, потребитель, каналы распределения, территории, позиция в цепочке ценности).  Ответы на третий вопрос характеризуют источники устойчивых конкурентных преимуществ, которые обеспечат лидерство компании в конкурентной борьбе (уникальные активы, компетенции, привилегированные отношения).

    Ответ на четвертый вопрос: выбор альтернатив предполагает различные сроки реализации стратегических инициатив.

     Оценка альтернатив производится по ряду критериев, включая соответствие стратегическим целям, финансовым целям, организационным ограничениям, финансовым ограничениям и т. п.

    В итоге выбирается наиболее приемлемая альтернатива, на основе которой руководство компании разрабатывает детальный бизнес-план реализации стратегии.

    Также не стоит забывать, что даже самые замечательные планы не реализуются по причине плохого их исполнения:

     

    Что нужно сделать, чтобы стратегия заработала:

  •  Разработать ясную систему целевых показателей, ориентирующую компанию на достижение целей, обозначенных в стратегии. План мероприятий по реализации стратегии.
  • Создать систему мотивации руководства, сотрудников, стимулирующую  к достижению целей.
  • Произвести соответствующие изменения в организационной структуре, бизнес-процессах.
  • Обеспечить руководство компании требуемыми ресурсами в соответствии с утвержденной стратегией.
  •  

    Пример плана основных действий команды консультанты-собственники, руководство компании при разработке и воплощения стратегии развития:

    1. «Диагностика ресурсов, перспектив компании, расстановка приоритетности целей и задач»

    Описание работ:

  • Формирование  вИдения  руководителя, учредителя, консультантов. Их совмещение.
  • Формирование сценариев развития компании на стратегический период развития.
  • Оценка сильных, слабых сторон компании, возможностей и угроз.
  • Формирование карты  «Проблемы  - Угрозы - Решения - Возможности» компании.
  • Декомпозиция миссии компании до плана ранжированных целей, плана их достижений, основных целевых показателей.
  • Подготовка и проведение собрания(ий) сотрудников по разъяснению и вовлечению в реализацию стратегии.
  •  

    Результат на выходе:

    Карта «точек опоры» и «зон роста» для работы над планом развития организации, в первую очередь над маркетинговым  комплексом на рынке интересующих организацию услуг,   

    Перечень, «дерево» целей и план их достижения.

    План мероприятий по внедрению стратегии.

    Ориентировочные сроки:   28  рабочих  дней.

    Ответственные лица:

    Исполнители:

    Бюджет:

     

     

    2.Оценка модели организации «как есть»

    Описание работ: 

    • определение текущей ситуации на предприятии, выявление действующих бизнес-процессов;          
    • формирование перечня бизнес-процессов, подлежащих разработке и описанию;          

    1.         Процесс управления персоналом:

       - диагностика бизнес-процесса;

    2.         Процесс оперативного управления предприятием:

       - диагностика бизнес-процесса;

    3.         Процесс управления документацией:

       - диагностика бизнес-процесса;

    4.         Процесс управления маркетингом:

       - диагностика бизнес-процесса;

     5.        Процесс управления продажами:

       - диагностика бизнес-процесса;

    6.         Процесс стратегического планирования:

       - диагностика бизнес-процесса;

    7.         Процесс стратегического контроля:

       - диагностика бизнес-процесса;

    8.         Процесс производства:

       - диагностика бизнес-процесса;

     

    • уточнение перечня бизнес-процессов, подлежащих разработке и описанию;     
    • разработка клиентоориентированной организационной структуры предприятия.

     

    На выходе:

    перечень бизнес-процессов, подлежащих разработке и описанию;

    клиентоориентированная организационная структура предприятия.

    Сроки        20 рабочих дней

     

    3.Создание процессной модели организации «как должно быть».

    Описание работ: 

    1.         Процесс управления персоналом:

       - моделирование бизнес-процесса;

       - построение алгоритма бизнес-процесса;

      - описание бизнес-процесса;

    2.         Процесс оперативного управления предприятием:

       - моделирование бизнес-процесса;

       - построение алгоритма бизнес-процесса;

      - описание бизнес-процесса;

    3.         Процесс управления документацией:

       - моделирование бизнес-процесса;

       - построение алгоритма бизнес-процесса;

      - описание бизнес-процесса;

    4.         Процесс управления маркетингом:

       - моделирование бизнес-процесса;

       - построение алгоритма бизнес-процесса;

      - описание бизнес-процесса;

    5.         Процесс управления продажами:

       - диагностика бизнес-процесса;

       - построение алгоритма бизнес-процесса;

      - описание бизнес-процесса;

    6.         Процесс стратегического планирования:

       - моделирование бизнес-процесса;

       - построение алгоритма бизнес-процесса;

      - описание бизнес-процесса;

    7.         Процесс  стратегического контроля:

       - моделирование бизнес-процесса;

       - построение алгоритма бизнес-процесса;

      - описание бизнес-процесса;

    8.         Процесс производства:

       - моделирование бизнес-процесса;

       - построение алгоритма бизнес-процесса;

      - описание бизнес-процесса;

    9.         Выстраивание общего процесса управления предприятием:

       - построение алгоритма принятие решений;

      - общее описание всей системы управления предприятием.

     

    На выходе:

    Графическое и словесное, текстовое описание процессной модели организации «как должно быть», совмещенное с  положениями и должностными инструкциями.

     Сроки     68 рабочих дней

    Ответственные лица:

    Исполнители:

    Бюджет:

     

    Б) Финансовое планирование

    Описание работ

    1. Диагностика финансовой дисциплины.
    2. Расчет себестоимости оказываемых услуг предприятием.
    3. Постановка управленческого учета.
    4. Составление бюджета предприятия на 2013-14 года, с поквартальной разбивкой в составе:
    • План продаж услуг;
    • План административно-хозяйственных расходов;
    • Плановый баланс.
    1.  Составление регламента по финансовой дисциплине.
    2.  Разработка форм анализа выполнение планов продаж и соблюдения финансовой дисциплины.
    3. Расчет эффективности деятельности сотрудников.

     

    На выходе

  • Заключение по финансовой дисциплине.
  • Заключение по себестоимости услуг.
  • Система ведения управленческого учета в электронно-табличном варианте.
  • Сформированный бюджет в целом по организации в электронно-табличном варианте на 2013-14 г.г., с поквартальной разбивкой в составе:
    • План продаж услуг;
    • План административно-хозяйственных расходов;
    • Плановый баланс
  • Регламент по финансовой дисциплине. 
  • Разработаны формы по выполнению планов продаж и соблюдения финансовой дисциплины.
  • Заключение по эффективности деятельности сотрудников.
  • Сроки                                  58 рабочих дней  

    Ответственные лица:

    Исполнители:

    Бюджет:

     

    В) Диагностика, оценка потенциала персонала, и его обучение.

    Описание работ:

    Внеочередная оценка:

    Экспериментально-психологическое исследование.

    Профессиональная оценка.

    Индивидуальное собеседование (интервьюирование).

    Написание индивидуальных заключений с рекомендациями.

    Подбор и адаптация новых сотрудников в случае необходимости.

    Проведение необходимых для внедрения стратегии  семинаров тренингов.

    На выходе:

    Индивидуальные  заключения на каждого исследованного сотрудника с выданными рекомендациями по его(ее) развитию.

    Новые, адаптированные  сотрудники.

     Сроки 

    Ответственные лица:

    Исполнители:

    Бюджет:

                                  

    В1)

     Формирование системы компетенций, карт компетенций под модель бизнес процессов «как должно быть» и все должности. Упорядочивание документооборота, в том числе и кадрового

    Описание работ:

    Анализ информации собранной во время тестирования, собеседования, сопоставление с профессиограммами и описанными бизнес-процессами.

     

    На выходе:

     «Матрица»  компетенций на всю организацию в соответствии с моделью «как должно быть». Карты компетенций на каждую должность из списка.

     

    Г) Маркетинговый комплекс:

    Описание работ:

  • Оценка, планирование  выделенных категорий услуг (групп, разделов).
  • Оценка, планирование, описание  услуг  внутри групп, разделов.
  • Формирование  и уточнение прайсов.
  • Создание брэндбука.
  • Формирование медиа-плана на год с «разбивкой» событий по-месячно.
  • Оценка, выяснение целей и условий работы конкурентов для «отстройки» и определения вариантов взаимодействия.
  • Оценка, планирование стратегии продаж компании.
  • Оценка соответствия  стратегии продаж  общей стратегии развития компании.
  • Оценка оптимальности:
  • a.  ассортиментного портфеля;

    b.  клиентской сегментации;

    c.  ценовой структуры;

    d. кредитной, инвестиционной политики;

    На выходе результат:

    План действий по маркетинговому комплексу на рынке интересующих организацию услуг,  позиция «Один из лидеров Алтайского края» на период 1-2 года.

    (Без учета бюджета проведения маркетинговых исследований и без учета бюджета на CRM-программу)

     

    Сроки:                                  36 рабочих дней

    Ответственные лица:

    Исполнители:

    Бюджет:

     

    Промежуточным результатом маркетингового планирования должно стать создание системы автоматизированной подготовки и контроля взаимодействий с клиентами с помощью ПК программы (выбрать программу).

    Совместно с программистом провести следующие работы:

    1. Создание центральных справочников

    1.1.       Справочник услуг / проектов

    1.2.       Справочник групп услуг

    1.3.       Справочник клиентов

    1.4.       Классификатор клиентов

    1.5.       Справочник конкурентов

    1.6.       Классификатор конкурентов

    1.7.       Учет брака, недовольства клиентов  и их причин

    1.8.       Мониторинг и учет реальных рыночных цен

    1.9.       Мониторинг и учет цен конкурентов

    1.10.   Учет уникальных свойств и предложений в услугах  ООО «А».

    1.11.   Мониторинг и учет уникальных свойств и предложений в продуктах конкурентов. (В центральном справочнике наших продуктов должны присутствовать все «хитовые» продукты, имеющиеся у ближайших конкурентов (или выпущенные на рынок)).

    1.12.   Создание базы данных по постоянным клиентам ООО «А» для осуществления (маркетинговых программ, рекламных акций – например, дисконтные карты).

    1.13.   Создание автоматизированной системы аналитики продаж. Сбор данных по выручке, ее колебаниям, в дальнейшем анализ выявление закономерностей и корректировки  планов производства и продаж.

    Результат: CRM (Customer Relationship Management) – система управления взаимоотношениями с клиентами для достижения целей.

    CRM обеспечит:

    • Сбор полной информации о клиенте и истории взаимодействий с ним (контакты с клиентом, протоколы и результаты встреч и тел. переговоров…)
    • Даст возможность плановости работы – планирование контактов, поздравлений и напоминаний,  сумм предполагаемых получить за услуги, заблаговременное планирование ком. предложений.
    • Позволит повысить качество услуг и их оказания (своевременный приход информации и реагирование на замечания от клиентов).
    • Снижение временных и финансовых затрат на рутинные операции (меньше персонала).
    • В дальнейшем будет исходным материалом для автоматизации процедуры расчета прибыли по услугам, проектам с учетом трудозатрат и накладных расходов.

     

    В случае выбора стратегии развития через  создание франшизы, либо при наличии собственных инновационных разработок, которые станут конкурентным преимуществом:

  • Подготовка документации и регистрация в Роспатенте (Федеральная служба по интеллектуальной собственности) и за рубежом объектов интеллектуальной собственности, включая:
      - товарные знаки и знаки обслуживания;
     - наименования мест происхождения товаров;
      - изобретения;
      - промышленные образцы;
      - полезные модели;
      - программы ЭВМ;
      - базы данных. 
     2. Подготовка, заключение и регистрация договоров на передачу или отчуждение прав объектов интеллектуальной собственности.
    3. Исследование интеллектуальной собственности с точки зрения её коммерческой значимости, в том числе проведение экспертизы на патентную чистоту в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96;
     4. Определение необходимого объёма защиты интеллектуальной собственности.
     5. Обеспечение регулирования правоотношений между авторами интеллектуальной собственности, работодателями и третьими лицами.
     6. Защита прав владельцев интеллектуальной собственности:
      - претензионная работа, подготовка исковых заявлений и других, необходимых для рассмотрения спора, документов;
      - проведение правовой, патентно-технической экспертизы;
     - представительство в судах;
      - подготовка документов по защите прав на интеллектуальную собственность.
  • Сроки                                 

    36 рабочих дней – подготовка документов 

    11 месяцев регистрация 

    Ответственные лица:

    Исполнители:

    Бюджет:

     

    Примечание*:

  • Для формирования прогноз-плана поведения на рынке интересующих организацию услуг  позиция «Лидер Алтайского края»  на период 3 и более лет, соединенного  с прогноз-планом действий на рынке интересующих организацию услуг,  позиция «Один из лидеров СФО» на период 5 лет, понадобятся маркетинговые исследования. Техническое задание для проведения данных исследований формируется отдельно, на основе результатов  (управленческих, финансовых,  кадровых, маркетингового комплекса).


  • Просмотров: 572
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Бизнес и мама с папой. Или почему не каждый бизнес становится большим.
  • “Заметки про бизнес” №1. Зачем нужны бизнес-тренинги?
  • Свой бизнес. Как выбрать бизнес-идею?
  • Можно ли совместить бизнес-тренинги и бизнес-расстановки?
  • Формирование созависимости (пошаговое описание процесса).
  • Бизнес на шпильках: бизнесвумен и бизнес- леди
  • Бизнес-психология: кто такой бизнес-психолог?
  • Введение в современный бизнес:Постиндустриальный бизнес
  • Стратегии личности в период процесса старения
  • Стратегии личности в период процесса старения, часть вторая
  • Мы делаем бизнес или бизнес делает нас?
  • Бизнес План для бессознательного
  • От чего ты готов отказаться или бизнес инструменты для достижения целей.
  • Прохождение реперных точек бизнеса и технологии обмана бизнес консультирования настоящего времени
  • Бизнес-мышление: Продавцы и Покупатели целей
  • Как запустить свой бизнес без бюджета, за 7 простых шагов
  • Псионический щит - как мягко обезопасить бизнес от воровства сотрудников и партнёров?
  • Коучинг: игра или новый метод управления в компании?
  • Вопрос к психологу: Мне надоел мой бизнес!
  • Как уволится с нелюбимой работы и запустить свой бизнес.
  • Межличностная аттракция и перцепция в процессе решения бизнес – задач.
  • Семья как бизнес-система
  • Введение в современный бизнес: Стратегия взаимодействия с потребителем
  • Стоит ли идти в бизнес?
  • Бизнес - и все дела!
  • Бизнес сегодня
  • Из сундука прошлого бизнес-леди (пример работы с метафорическими картами)
  • Бизнес и возможности!
  • Стоит ли писать в статьях правду? Особенно если это бизнес...
  • Бизнес внутри



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь