|
Формирование созависимости (пошаговое описание процесса).Автор статьи: Вьюков Антон Сергеевич
Здравствуйте дорогие друзья. Сегодня расскажу о том, как появляется созависимость. Созависимость — это главная болезнь всех отношений. Попробую феноменологически описать ее причины, как именно она появляется и откуда берется. Самое интересное, где та грань, когда мы какие-то отношения называем созависимыми, а какие-то нормальными? Предлагаю для понимания и описания этого процесса обратиться к онтогенезу. Онтогенез, как мы все знаем, представляет собой последовательный процесс развертывания психологических структур Я - посредством контакта с социальной средой и определённые формы на одних уровнях признаются адекватными, а на других не приемлемыми и не уместными. Например, когда ребенок в стадии младенца, то между ним и матерью должны быть близкие симбиотические отношения, которые для него являются не просто нормой, но и условием выживания. Но если ребенку уже 3, 5 , 7 лет, то здесь уже должны быть другие отношения, более свободные и автономные. Для чего нужен этот симбиоз ребенка с матерью на ранних этапах для того, чтобы ребенок благодаря любви и поддержки матери сформировал уверенность и здоровое ощущение себя, чтобы дальше выстраивать свою жизнь. И получается, процесс, который мы называем созависимость или слияние ребенка и матери, на определенном этапе необходим для выживания ребенка. И что бы малыш сам смог пройти этот процесс от абсолютной зависимости к относительной, с ним должна находиться, как говорит психоаналитик Винникотт, достаточно хорошая мать, а не идеальная. Мать с ребенком не должна вести себя как гиперответственная и гиперопекающая, она должна стараться гармонично заботиться о потребностях ребенка, те стараться избегать, гиперзаботы и гипозаботы или отвержения, по-русски без фанатизма) Таким образом у ребенка формируется здоровый процесс развития, заключающийся в навыках и способности самостоятельного существования. Поэтому с большей вероятностью, можно сказать, что созависимость – формируется и берет свое начало в незавершенности важных детских стадий развития, а именно развитие и формирование стадии психологической автономии или стадии сепарации, как ее называют психоаналитики. Стадия симбиоза - это очень важный процесс на начальной стадии жизни ребенка, который в последующем будет влиять на всю жизнь и отношения человека, поскольку если человек ее нормально прошел, то он сможет рассчитывать и полагаться на свою внутреннюю силу, нести ответственность за свое поведение, а не ждать и искать всю жизнь, того кто бы за него это сделал. Те эти люди имеют определенные навыки и способны находиться близких отношениях, не испытывая угрозы потерять себя. Это, по сути, и есть второе психологическое рождение Я ребенка. Но что бы такое произошло, как говорит психоаналитик Маргарет Маллер, оба родителя должны сами обладать психологической автономией. Если такого не происходит, то человек растёт, как бы с символически не перерезанной пуповиной, он постоянно ищет на кого бы ее намотать. Он не может иметь навыки и ресурсы жить своей жизнью, он постоянно как будто спаян с жизнью другого человека, как сеамские близнецы, только психологически. Такие люди не имеют способности выдерживать здоровое напряжение. Как говорил отечественный психолог Братусь «Получение удовольствия без выдерживания напряжений и усилий, дорога к алкогольной психике». Поэтому у таких людей, которые будучи уже взрослыми, неспособными к отсроченному удовлетворению, есть внутри, глубокие мощные реакции маленького ребенка, которого вовремя не покормили. Те, по сути, взрослый человек в определенных ситуациях ведет себя так, как младенец и если он в этот момент не удовлетворит, то ему кажется, что случится что-то страшное, он умрет, мир перевернется. Много мыслей пришло, думаю, что придется написать вторую часть, поскольку возникло ощущение, что главное так и не досказал). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|