|
1. Душа компании. НачалоАвтор статьи: Вячеслав Белоусов
Раньше, в советском обществе, проблемы во взаимоотношениях с коллегами возникали на порядок реже, потому что с детских лет каждому прививалась мысль о том, что «общественное выше личного». В век индивидуализма (начавшийся в нашей стране в девяностые годы ушедшего столетия) к современным коллективам редко предъявляются требования комфортности нахождения в нем его членов (так называемый «морально-психологический климат»). Сейчас это чаще не единый организм, «заточенный» на взаимопомощь, а «набор» индивидуальностей, стремящихся или самовыразиться, или «скинуть» накопившийся негатив, или просто «отбыть» рабочий день в офисе. Последнее связано с резко возросшим стремлением современных людей к минимизации общения (коммуникации). Но, выполняя совместные рабочие задачи, всем волей или неволей приходится взаимодействовать друг с другом. И если раньше коллеги искренне помогали новичку «встроиться» в коллектив, то сейчас могут быть ситуации с прямо противоположными намерениями: с целью снижения конкуренции либо просто поглумиться «для разнообразия». Хотя все чаще встречается обыкновенное безразличие. И далеко не всегда у новичка получается «встроиться» в уже отлаженные взаимоотношения. А ведь рабочий коллектив – это половина нашей сознательной жизни (сон не учитываем – он бессознателен). И если нахождение в нем длительное время не будет комфортным – это будет длительным (продолжительным) стрессом. Также это может сказаться и на характеристике, необходимой для продвижения по служебной лестнице или при устройстве на другую работу. Но, несмотря на все разнообразия социальных групп (мужские или женские; заводские бригады, театральные труппы или офисы в учреждениях), все коллективы строятся н общих принципах социологии и состоят (с точки зрения психологии) из обычных личностей. Поэтому, пользуясь «инструментами» социальной психологии, раскроем основные правила и ошибки, приводящие к некомфортности и конфликтности внутри коллектива. Примечание: читателю, которого не пугает сухой язык научного изложения, я рекомендую почитать мою статью «Социальные группы современности» на моем сайте psy-bv.ru. Первое впечатление мгновенно рисует в мозгу каждого члена коллектива психологический портрет новичка. Со временем он будет дополняться недостающими чертами и изменяться. Причем дополнения будут «укладываться» мгновенно, а изменения ранее сложившегося мнения происходить более медленно (хотя некоторые могут и сразу «обрушить» годами наработанный авторитет). Поэтому каждый человек, приходя в новый коллектив, пытается (неосознанно или сознательно) преподнести себя с лучшей стороны: скрывает свои вредные привычки, усиленно следит за внешностью и речью, увеличивает степень доброжелательности при общении. Со временем он постепенно «отпускает» свою личность в свободное плавание и окружающие все больше видят человека таким, какой он есть. Потому что искусственно играть роль постоянно – невозможно (из-за этого прокалываются профессиональные разведчики, поэтому в молодых семьях раздаются фразы «раньше ты был другим»). А вот по стратегии поведения новички делятся на две категории: большинство стараются на первых порах быть более пассивными, чем они есть н самом деле, больше наблюдая и оценивая с целью коррекции собственного поведения; некоторые же с ходу напористо вклиниваются в социальный микроклимат, намекая о своей заявке на лидерство. Предпочтительным является первый вариант, и тому немало причин. Активно доказывая свою «крутизну» с первого дня знакомства с коллективом, Вы, возможно, создаете себе определенные проблемы на ближайшее будущее:
Но если Вы и правда доброжелательный, умный и независимый от чужого мнения человек с хорошим чувством юмора – Вам незачем скрывать себя и свои возможности. Главное – не переусердствовать, не создать впечатление выскочки или хвастуна, а также не вызвать «ощущения ущербности» у своих коллег, которого Вам уж точно не простят. Поэтому рекомендую первое время показать, что Вы умеете внимательно слушать собеседника, понимаете чужой юмор, доброжелательно относитесь к новым знакомствам. При наличии лидера (он в первый же день заявит о себе) – оценивайте его более тщательно, потому что его мысли значат больше других, а иногда он может и в корне поменять мнение коллектива по какому либо вопросу. Главное в первое время – попасть в «зону ожидания» коллег. Что это такое «зона ожидания» коллектива, как Ваши действия могут коррелировать с ней и возможности ее изменения – в моей следующей статье, которая так и называется – «Зона социального ожидания».
Вячеслав Белоусов, психолог Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|