Опыт использования семантики симптомов психических расстройств

159. 97 Аномалии психики (психопатология)
616.89  Патологическая психология

 

Морозова Валентина Николаевна

 Ведущий специалист научно-практического центра «Академия психологии». Семейный психотерапевт.

Научно-практический центр «Академия психологии»

[email protected] г. Тюмень

Собянина Анна Сергеевна

Руководитель научно-практического центра «Академия Психологии», педагог - психолог.

Научно-практический центр «Академия психологии»

[email protected] г. Тюмень

Забозлаева Ирина Валентиновна

К.м.н., доцент кафедры психиатрии Южно-Уральского Государственного медицинского университета

Южно-Уральский Государственный медицинский университет

zabazl@mail.ru, г. Челябинск

Опыт использования семантики  симптомов психических расстройств как маркера для выбора оптимальных методов и техник психологической коррекции и психотерапии.

Аннотация. В данной статье предлагается обоснование оригинальной гипотезы оценки симптомов при психических нарушениях, с точки зрения возрастной психологии. Анализ патологических проявлений имеет прикладной характер. Целью является точно подобрать метод психологического вмешательства, и составить рекомендации семье, особенно при работе с детьми, что дает высокую эффективность психологической коррекции без использования медикаментозного лечения.

Ключевые слова: возрастная психология, психологическая коррекция, методы и техники психотерапии, возрастная норма.

В современном обществе постоянно растет общий уровень образования населения в вопросах психологии [7]. Естественно возникают вопросы у клиентов о целесообразности и обоснованности выбора того или другого метода работы психолога [8;11]. Иногда клиенты сами требуют применить определенную, интересную, с их точки зрения технику, либо идут к психологу, презентующему ту или иную авторскую методику, как универсальную в руках мастера. На основании этого была поставлена задача разработать критерии для обоснованного выбора психологических вмешательств, логичного и работающего во всех случаях, вне зависимости от степени тяжести расстройства психики.

В процессе работы была сформулирована гипотеза, которая при проверке на практике позволила считать ее универсальной. Основное положение исследования сформулировано в нескольких допущениях, которые необходимо обосновать.

  1. Любой симптом психического расстройства у человека, проявленный в данном моменте является нормой другого возрастного периода развития личности.
  2. Не существует чисто патологических симптомов психики.
  3. Возрастная норма патологического на данный момент симптома определяет эффективность метода и техник психологического вмешательства, содержание которых соответствует способам социального конструктивного общения диагностированного периода личностного развития.

Рассмотрено каждое утверждение на нескольких примерах, как у детей, так и у взрослых. Например, энурез – ночное недержание мочи [1;11]. В норме ребенок до 2-х лет не контролирует свои внутренние органы и формирование навыка опрятности является признаком очередного этапа развития личности [6]. Если симптом существует в более зрелом возрасте, например, в 7 лет, доктора называют это неврозом, психическим расстройством согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней 10-го пересмотра), которая используется врачами-психиатрами.

Другой пример – у взрослого человека возникают навязчивые мысли [5], которые он пытается подавить с помощью бесконечных ритуальных повторов определенных действий, таких как мытье рук, перекладывание предметов и т.д. По МКБ-10 описанные симптомы являются признаками обсессивно-компульсивного расстройства. Вернемся к возрастной психологии.  В процессе личностного созревания есть период, когда ведущим способом приобретения новых навыков становится прямое копирование и многократное повторение. Анализируя психологию развития [11], происходит понимание того,  что описанный процесс обучения новому является характерным для ребенка около 2-х лет. Родители знают, что дети просят смотреть один мультфильм, почитать одну книгу. В самом содержании сказок для самых маленьких, таких как «Колобок», «Теремок», или «Курочка ряба» используется прием повторения. Вышеизложенное подтверждает вывод, что патологические для взрослых навязчивые мысли и действия являются естественным поведением для ребенка 2-х лет.

Рассмотрим  варианты  противоположной направленности. Один из примеров - мастурбация у детей от 5- и лет. Г.С.Васильченко и другие сексопатологи считают, что раннюю допубертатную (до подросткового возраста) мастурбацию следует считать одним из проявлений преждевременного психосексуального развития.  Норма  подобного поведения расположена с периода сексуального подросткового созревания, как минимум после 14 лет [2]. Имеет место симптом, который станет естественным позднее, несвоевременное появление является маркером нарушения, которое необходимо диагностировать в контексте общего состояния.

Рассмотрим еще один вариант психического расстройства - «Нервная анорексия» [1;12]. На основании данных возрастной психологии, в основе деструктивного поведения – реакция отказа детского возраста, которая характерна для детей в 2 года. По мере личностного развития двухлетний ребенок в норме пытается понять границы его компетентности [9]. Наиболее простой вариант проявления самостоятельности это отказ выполнить требование. Малыш демонстрирует протест всеми доступными ему способами, он использует речь, эмоции и тело. Например, закрывает глаза руками, чтобы не смотреть, плотно сжимает губы, чтобы не есть, и просто на все предложения взрослых сначала говорит: «Нет!» Такое поведение нормально, кратковременно и удается его легко направлять. Когнитивного компонента [5], в этом поведении практически нет, так же как при анорексии, используется невербальный способ проявления собственной активности.

Таким образом, в процессе анализа нормального развития личности, есть периоды, когда симптомы психических расстройств являются возрастной нормой, без уникальных проявлений, характерных только для психики больного человека, страдающего тем или иным расстройством.

Предложенный вариант анализа психических симптомов на основании возрастной психологии позволяет психологам пользоваться инструментом исходя из базового образования, что облегчает выбор психологического вмешательства.

Данная шкала позволяет определять границы компетентности специалиста в терминах своей профессиональной подготовки.

Во второй части исследования рассмотрим использование знаний по нормам развития личности, для определения методики вмешательства при симптомах психических нарушений. Продемонстрируем предсказуемость изменений в процессе психотерапии и планирование тактики коррекционных методов по мере динамики личностного развития.

По результатам проведенного исследования, симптомы психических расстройств обратившихся пациентов, являлись проявлениями личностного естественного пути развития [7], преимущественно в возрасте до 5-и лет. Для выбора метода коррекции [8;11] учитывалась ведущая деятельность диагностированного возрастного периода и доступные варианты сотрудничества.

Рассмотрим энурез. Освоение навыка опрятности является очередным шагом в социализации, ребенок принимает правила и осознанно управляет своим телом. Причиной нового поведения являются отношения с родительской фигурой [7;11], как образцом для подражания и действие выполняется сначала, как «подарок» родителям. Энурез можно рассматривать, как реакцию отказа  при проблемах в отношениях со значимыми фигурами. Исходя из механизма возникновения симптома, наиболее эффективным вмешательством станет семейное консультирование с формированием адекватного сотрудничества и элементы поведенческой терапии  для клиента с осознанным пониманием последствий своих действий.

При обсессивно-компульсивном расстройстве [13] болезненным для пациента является необходимость однообразных ритуальных действий и неуправляемые навязчивые мысли. В норме многократное повторение ребенок в 2 года использует для прочного усвоения слова или навыка. Ему необходима периодически новая информация для расширения границ компетентности [9]. Таким образом, эффективными будут приемы когнитивно-поведенческой психотерапии [5], клиенту необходимо дать новую информацию по решению его проблемы, которую он не может преодолеть и закрепить новым поведенческим стереотипом.

Следующий пример, который пугает и смущает родителей, мастурбация у детей от пяти лет. В норме данная поведенческая реакция в подростковом возрасте является сублимированным способом получить удовольствие и реализовать избыток энергии [6]. Терапия заключается в изменении режима дня ребенка с физическими нагрузками и обеспечением личной активности, которая является ведущей деятельностью [10], и доставляет максимум удовлетворения соответственно биологическому возрасту клиента.

Последний пример – нервная анорексия [1;12]. Реакция отказа является способом самовыражения для двухлетнего ребенка, обеспечивающая ему собственную значимость. Терапия предполагает семейное консультирование, исходя из смысла симптома, как формы общения с доминантной личностью [7;11]. Индивидуальная терапия предполагает динамический подход, психолог заменяет родительскую фигуру и формирует конструктивные отношения с клиентом, расширяя диапазон способов сотрудничества до возрастной нормы.

Таким образом, описанные примеры позволяют составить представление о принципах использования психологии развития личности в анализе симптоматики психических расстройств у клиентов. Понимание механизма патологической реакции, в свою очередь позволяет выбрать технику вмешательства конгруэнтную состоянию психики.

 

08.11.2017

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учеб­ных заведений/. ― 5-е изд., испр. и доп. ― М.: Аспект Пресс, 2004. ― 365 с.
  2. Выготский Л.С. Психология: М.: 2000 - 1008 с. (Серия "Мир психологии") 
  3. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. (ред.) Практикум по возрастной психологии СПб.: Речь, 2002. 694 е.: ил.
  4. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. 8-11 классы Издательство: ВАКО Год издания: 2008: Педагогика. Психология. Управление
  5. Малкина-Пых И. Техники гештальта и когнитивной терапии. Практика психологии. Правообладатель: Эксмо, Год издания: 2004
  6. Морозова В.Н. Собянина А.С. Азбука воспитания. В 2 книгах. Издательские решения, Кн. 1 - Становление личности. 2016 -404 с. Кн.2 – От дошкольника до студента. 2017 -206 с.
  7. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Психология. Немов Р.С. Кн. 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688с. Психология. Немов Р.С. Кн. 2. Психология образования. 1995, 2-е изд., 496с. Психология. Немов Р.С. Кн. 3. Психодиагностика. 2001, 4-е изд., 640с.
  8. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ <Сфера>, 2000. 512 с
  9. Психология/ Учебник для педагогических вузов. Под ред. Сосновского Б.А. М.: Юрайт-Издат 2005. - 660 с.
  10. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. Реана А.А. СПб Прайм-Еврознак 2002. -656 с.
  11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие в 2 книгах :— Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил :— Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 с: ил.
  12. Роберт В. Кайл Детская психология: тайны психики ребенка Прайм-Еврознак, 2002 страниц: 413
  13. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога /– Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 384 с. – (Справочник).

Morozova Valentina Nikolaevna

   Lead specialist of the Applied Research Center «Akademy of Psychology». Family psychotherapist. Author of books

Applied Research Center «Akademy of Psychology»

[email protected]  Town of Tyumen

Sobyanina Anna Sergeevna

Manager of the Applied Research Center «Akademy of Psychology», educational psychologist.

Applied Research Center «Akademy of Psychology»

[email protected] Town of Tyumen

Zabozlaeva Irina Valentinovna

Candidate for medical sciences, assistent professor of the psychatry of the South Ural State

Medical University

South Ural State Medical University

[email protected] Town of Chelyabinsk

The experience to use the semantics of symptoms of psychological disorders as a marker for choosing optimal methods and techniques for psychological correction and psychotherapy

In this present article we offer an argumentation of an original hypothesis, which states that symptoms of a psychological disorder can be evaluated from the standpoint of age-related psychology. The analysis of pathological indications on this occasion has an application-oriented character. Our aim is, in particular when working with children, to chose a specific method of a psychological intervention and thereby issue a recommendation for the regarding family. This obtains a high effectiveness of a psychological correction without the necessity of medical treatment.

keywords: age-related psychology, psychological correction, methods and techniques of psychotherapy, age-related norm

 



Просмотров: 472
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология. Структура психики. Основы психологии.
  • Позитивная психология личностного развития
  • Структура психики человека. Механизмы развития невротических расстройств
  • Самогипноз. Психология развития личности.
  • Роль раннего вмешательства в коррекции отклоняющегося развития детей
  • Зачатие года. Новогоднее ВОЛШЕБСТВО психологии И ПСИХОЛОГИЯ волшебства.
  • Из истории развития детской психологии
  • Психология развития ребенка. Созревание и потребности.
  • Психология рекламы и реклама Психологии
  • Психология кризиса как направление практической психологии.
  • Психология - это наука? Краеугольный камень психологии.
  • Арт-терапия и другие невербальные направления психотерапии в лечении психических расстройств
  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Возрастная психология – жизненный путь личности. Что влияет на развитие детей - физиология или среда?
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Формирование личности (возрастная психология)
  • Признаки психических расстройств в подростковом возрасте
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Механизм развития любовной зависимости. Психология отношений.
  • Мудрость психики и глупость психологии
  • Психология религии: основные проблемы и перспективы развития
  • Практическая психология: 8 шагов работы с образом симптома
  • Связь детской психологии и работы со взрослыми в психотерапии
  • Психология важнее экономики. Или экономика важнее психологии?
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Психология - Отдел Непрерывного Развития.
  • Аллергия на кошек. Ещё один взгляд с точки зрения психологии и расстановок.
  • Взаимосвязь ранних стадий развития и психических заболеваний подростков
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (1)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь