|
Из истории развития детской психологииАвтор статьи: Татьяна Колчина
В настоящее время не возникает сомнений в важности периода детства в развитии личности. Как и многие направления современной психологии, детская психология уходит корнями в психоаналитическую теорию, основоположником которой является З.Фрейд. Психоанализ создавался на основе опыта лечения взрослых пациентов. В ходе терапии взрослых делались выводы о раннедетских стадиях и их значении для психического развития личности. Пионерами детского психоанализа стали Анна Фрейд и Мелани Кляйн. А. Фрейд говорила, что ребенок не менее взрослого может страдать и нуждаться в помощи. Она утверждала, что детский психоанализ требует специальной техники, поскольку в отличие от взрослого ребенок является незрелым, несамостоятельным и незащищенным существом. А.Фрейд считала, что вместо толкования свободных ассоциаций и поступков пациента, аналитик должен направить свое внимание туда, где «разыгрываются невротические реакции», то есть на домашнюю среду, окружающую ребенка. Д.Винникот, А.Майер, Э.Эриксон, А.Адлер и многие другие внесли свои идеи в понимание детской психики и развитие детской психотерапии. В 1960-е годы английский психиатр и психоаналитик Дж.Боулби описывает феномен привязанности. Он впервые точно описал явление, с которым сталкивались многие ученые, исследователи детской психики. В теории привязанности Дж.Боулби выдвинул идею о потребности или, даже точнее, жизненной необходимости ребенка в эмоциональной связи со взрослым, прежде всего с матерью. Боулби утверждал, что именно эмоциональная связь с матерью выступает как главная движущая сила в развитии младенца. Теория привязанности обращает внимание не на изучение внутренних психических структур ребенка, «а на нечто, что находится в пространстве между матерью и ребенком в их взаимодействии. Точнее сказать, в том «ответе», который ребенок развивает на отношение к нему матери. Дж.Боулби и вслед за ним М.Эйнсворт и другие исследователи ввели в психологию положение о том, что истоки нарушения функционирования психики ребенка лежат в нарушениях системы его наиболее значимых социальных связях, в характере того «эмоционального эластичного троса», который связывает мать и дитя"[1]. Теория привязанности, изменившая представление о ранних этапах развития ребенка, утверждает, что с самого рождения младенец является активным участником построения эмоциональной связи с взрослыми, прежде всего с матерью. Эта идея получила широкое экспериментальное подтверждение и стала основой для дальнейшего развития детской психотерапии.
[1] Симоненко И. Привязанность и ее влияние на здоровье и развитие ребенка – Курск, КГМУ, 2014 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|