Работа с матерью в детской психотерапии

Автор статьи: Оксана Суржина

К детским психологам и психотерапевтам приходят с проблемами детей и подростков, при этом часто  не подозревая, что корни проблемы находятся в семье. Ребенок не самостоятелен, он зависит от своей семьи, поэтому работа только с ребенком малоэффективна.  Более того, может исчезнуть один симптом и возникнуть другой. У ребенка не появляется  ничего из того, что не было бы востребовано его семьей.  А в  системной семейной терапии есть такое  понятие «ребенок как симптом», это когда у ребенка появляются проблемы, объединяющие родителей.

Хочу рассказать один случай из практики. Оле 14 лет, у нее сильные боли в коленях, она регулярно лежит в больнице, ездит на обследование в столицу, ей колют сильнейшие препараты, от которых ей еще тяжелее,  но судя по анализам, есть почти невидимые улучшения. Оля не ходит в школу, при этом вечером гуляет с одноклассниками. Она хороший манипулятор. Девочку ко мне прислал лечащий врач.   Внешне она совсем не напоминает больного человека. Стройная, с сильно подведенными глазами, гривой волнистых волос. Уверенная в себе. Полная семья, есть младший брат Сева. Контактная. Через несколько сессий сказала, что не хочет выздоравливать, иначе заболеет Сева. А в противном случае родители разведутся. Потом выяснилось, что девочка очень обижена на маму, которая ее оставляла у соседей, когда ей было 5 лет.  В том городе, где они живут, у них нет родных.  Ирина, Олина мама,  рассказала, что когда родилась Оля, она находилась в депрессии, потому что ухудшились отношения с мужем, к тому же ей никто не помогал с ребенком.  Она оставляла ее одну дома и часами бродила по улице, потому что не могла слышать ее постоянного плача. Когда дочери было три года, она нечаянно вылила на нее кастрюлю борща, с тех пор на груди Оли   рубцы от ожога. Ирина винит себя. Казалось бы, налицо синдром мертвой матери (не люблю это название, хотя оно очень меткое). Конечно же мать жива, но у нее столько много грусти, так мало интереса к ребенку, да и сердце к нему не лежит, она погружена в себя. Так было и у Ирины, но можно ли ее винить?  Мать  может дать детям только то, что есть у нее самой. Если она не получила любви и внимания  от родителей, то и дать этого в полной мере детям не может.

 У Ирины были безрадостные детство и юность, она ощущала полное равнодушие матери, отец ее оскорблял и лупил , а мама его не останавливала. Ирина хотела в 16 лет покончить с собой, но в последний момент одумалась. Она увидела свою скрипку.  Ирина закончила консерваторию, ее преподаватель брал в свой класс самых  талантливых, но она этого даже не заметила, она не верила в себя.

 У нее по- прежнему плохие отношения с матерью. Есть младший брат- любимец семьи. До сих пор от матери слышит только критику и претензии, хотя старается помогать ей чем может, пытается доказать , что тоже достойна любви.

  Когда дочери было пять лет, муж переживал очередной кризис, потерял бизнес , влез в долги. Ирина ушла из оркестра, стала работать бухгалтером, после работы давать частные уроки. В это время муж играл в компьютерные игры, а дочка была у соседей. Фактически мать одна содержала семью, отдавала долги мужа, но дочь об этом не знала. Девочка боготворит отца, при этом он в ее присутствии обесценивает жену словами: «Подумаешь, родила двоих детей, думает, подвиг совершила!» Сейчас у Ирины очень плохие отношения с мужем,  они на грани развода. Не разводятся, потому что Оля болеет. Последние года три Ирина не работала, занималась лечением дочери. Ее депрессия усилилась. При этом в столичной клинике лечащий врач девочки сказал, что за свою карьеру второй раз в жизни видит синдром Мюнхаузена by proxy. Так называют явление, когда внешне очень заботливая мать постоянно лечит ребенка, при этом настаивает на уколах, хотя можно дать таблетку. У таких мам есть вытесненная агрессия по отношению к детям, они ее маскируют излишней заботой, чтобы не чувствовать вины за свою неприязнь к ребенку.  Кстати, анализы Оли не соответствуют тяжести заболевания, т.е. болезни как бы нет, но как бы и есть со слов Оли и Ирины.
В этом случае терапия была нужна не столько Оле, сколько ее маме. Главные темы этой терапии коренились в собственной истории мамы, она не могла дать дочери необходимую поддержку, руководство , из-за собственного тяжелого жизненного опыта. От меня ей нужна была симпатия, внимание и поддержка. В терапии было и обесценивание моей работы, что тоже стало важным открытием- Ирина осознала, что точно так же она обесценивала дочь и мужа, в свою очередь ее обесценивали ее родители. Кроме личной терапии Ирина посещала терапевтическую группу. Сейчас ее трудно узнать. Она стала более уверенной, спокойной. Они с дочерью лучше стали понимать друг друга, у них теплые хорошие отношения.

С Олей тоже много работали, я для нее стала тем человеком, которому можно доверять, так называемым «хорошим другим».  Для нее открытием было то, что ее болезнь нужна семье, в этом ей помогла работа с образом болезни. На время терапии я стала ее доверенным лицом, она  звонила мне из больницы, когда ей было особенно тяжело, конечно же, я ей это разрешила. Я храню многие тайны девочки, я - надежный контейнер.

Я сознательно не описываю сессии, здесь для меня важно было показать как дефициты матери влияют на их отношения с дочерью. 

Предстоит еще много работы. Пока симптом нужен семье.

Работа с матерью в детской психотерапии



Просмотров: 332
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Почему моя дочь(сын) меня слушать не хотят? Как помочь, когда тебя об этом не просят
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».
  • Что делать, когда плохие отношения с матерью? – Нам поможет Божья Мать. Интересные феномены
  • Как Ирина выходила замуж
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • В этом городе, вообще есть достойные?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Если муж не уходит из семьи, хотя об этом уже заявил
  • Отношения, как много в этом слове...
  • Дети, которых не было (Дзеці, якіх не было)
  • Лепим отношения из того, что было
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Как принять свою маму, если было так больно.
  • Когда психологов не было)
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • ...Когда в семье есть старший ребенок...
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Да не очень-то и надо было!
  • Когда говорить об "этом"?..или половое воспитание в семье



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь