|
Драма подростка. Предотвратить трагедию.Автор статьи: Смоляк Оксана Юрьевна
Так кто же они – подростки? И что происходит с человеком в этот период? Почему вдруг послушный, домашний ребенок – младшеклассник в одночасье превращается в неуправляемого «монстра» - начинает грубить, дерзить, настроение у него меняется очень часто и резко – он то подавлен, то вдруг в эйфории, с ним невозможно ни о чем договориться, на все отвечает отказом, бунтом? Чем все это может для него обернуться в дальнейшем? Когда закончится и закончится ли вообще? И, главное, что со всем этим делать родителям? Эти и многие другие вопросы беспокоят многих – тех, кто так или иначе соприкасается с людьми, находящимися в таком непростом периоде своей жизни, который без преувеличения можно назвать драматическим, тех кто волею судьбы призван помочь этим людям избежать непоправимого – трагедии в своей жизни. Одним из наиболее ярких проявлений подростковости является стремление к рискованному поведению.Под термином «рискованное поведение» подразумевается поведение, которое может привести к потере здоровья и социального благополучия, к инфицированию, психической или физической зависимости, насилию, суицидам. Рискованное поведение может быть двух типов: - деструктивное (наркотики, алкоголь, беспорядочные половые отношения, небезопасный секс, правонарушения различного рода и т.д.) - конструктивные способы реализации желания риска (экстремальные виды спорта, служба в «горячих точках», работа в МЧС) Вариант рискованного поведения – виктимное поведение - это такое поведение, в результате особенностей которого повышается вероятность превращения лица в жертву преступления, обстоятельств или несчастного случая. Многократное обращение к проблеме рискованного поведения свидетельствует об отсутствии единого, согласованного подхода к ее решению, о наличии недостаточно изученных аспектов искомого феномена. Проанализировав много материалов и литературы по этому поводу, я выяснила, что в подходах, объясняющих причины рискованного поведения, преобладают 5 типов:
В этой статье я дам беглый обзор первых четырех. А на пятом - психоаналитическом - подходе я хотела бы остановиться более подробно в отдельной публикации, т.к. именно он, с моей точки зрения, объясняет наиболее глубинные механизмы человеческой психики, изучает закономерности ее развития и, что самое главное, дает реалистические пути преодоления трудностей в развитии, решения проблем и помогает предотвратить много трагедий. Первый – биологический подход – распространен в западной и американской культуре. Нейробиологии Рассел Полдрэк (Russell Poldrack) вместе с другими исследователями сделали первый шаг в направлении к идентификации областей мозга, отвечающие за это особенное поведение подростков. Американские ученые выяснили, что опасное поведение подростков связано с чрезмерным развитием головного мозга. Исследователи попытались найти взаимосвязь рискованного поведения подростков с уровнем развития белого вещества головного мозга. Белое вещество образовано отростками нервных клеток, которые связывают участки коры больших полушарий. В процессе взросления белое вещество становится более плотным и организованным. В ходе исследования выяснилось, что рискованное поведение чаще наблюдалось у тех подростков, белое вещество мозга которых было более организованным и зрелым. Кроме того, исследователи не выявили существенных различий в степени развития мозга мальчиков и девочек, отличавшихся опасным поведением. По словам руководителя исследования профессора Грегори Бернса (Gregory Berns), дальнейшие исследования необходимы для того, чтобы установить обуславливает ли ранее развитие головного мозга подростков их рискованное поведение, или же рискованное поведение способствует развитию белого вещества. В нашей стране при рассмотрении причин рискованного поведения подростков исследователями больше делается упор не на биологические, а на социально-педагогические, психологические причины и причины, вызванные нарушениями в сфере духовно-нравственных ценностей в семье и современном обществе в целом. К социально-обусловленным и педагогическим причинам можно отнести: - недостаточный уровень информированности подростков о последствиях рискованных форм поведения - низкий социальный статус семьи подростка - наплыв небезопасной информации в СМИ - легкая доступность алкоголя и наркотиков для подростков и т.д. - неполная семья, отсутствие необходимой социальной поддержки - чрезвычайно молодой возраст родителей - педагогическая запущенность Факторы, связанные с психическими особенностями родителей, влияющими на эмоциональное становление ребенка. - гиперопека матери, основанная на тревожности и чувстве одиночества, ведущая к формированию у ребенка неуверенности в своих силах, тревожности, неадекватной оценки происходящего; - нервные срывы в виде крика, физического наказания, жестокого обращения, бесчисленных замечаний и критики, компенсирующих нервное напряжение родителей, их неудовлетворенность собственной жизнью; - психопатология родителей (В.Стил), приводящая к искажению межличностных интеракций, жестокому психологическому, а зачастую и физическому обращению с детьми; - эмоциональные нарушения организации семьи: аффективность, приводящая к суматошности в доме и чрезвычайному чувству вины; тревожность в отношениях, привязывающая детей; недостаточная эмоциональная отзывчивость, депривирующая психику ребенка; - определенные личностные особенности матерей (депрессия, низкая самооценка, жертвенность, нарциссизм, импульсивность, нестабильность идентификации), которые через механизм идентификации приводят к формированию характерного стиля личностного реагирования ребенка. Взгляд отечественных исследователей этого ворпроса мне представляется более реалистичным. И при этом данных подход дает больше надежды на то, что предотвратить трагедию реьбенка - подростка - будущего взрослого человека - в наших силах.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|