Как мы снижаем агрессию

Автор статьи: Андрей Савенко

Клиент: Наталья, 44 года, работает риэлтором, стаж около 2 лет.

Проблема: ответная агрессия на клиента при холодном звонке.

Этапы нашей работы:

Этап 1: описание проблемной ситуации

Работа Натальи заключается, в том числе, в проведении холодного обзвона по базе. Наталья обзванивает обычных людей, которые хотят продать свою квартиру и предлагает им услуги риэлтора.

Данные об этих людях автоматически поступают в базу компании. Проблема в том, что обзванивает этих людей не только Наталья, но и другие риэлторы города. Поэтому часто происходит так, что человек, которому звонит Наталья, до неё уже успел «приятно» пообщаться с двумя-тремя десятками её коллег. И, мягко говоря, не совсем рад звонку ещё одного риэлтора.

Человек реагирует агрессивно. У Натальи также возникает агрессия. Выразить её открыто Наталья не может – она на работе. Поэтому она вынуждена бороться со своей агрессией. Это отнимает силы. Наталья быстро устаёт и не может долго звонить. Из-за чего теряет клиентов и деньги.

Этап 2: описание эмоций и ощущений

Наталья перечислила такие эмоции:

  • злость (гнев)
  • раздражение
  • обида
  • тревога

Основной эмоцией она назвала гнев.

Телесные ощущения соответствовали основной эмоции: сбивается дыхание, учащается пульс, стучит в голове, жар и напряжение в мышцах

Этап 3: описание действий

Что Наталья делает в такой ситуации:

  • говорит кратко и сухо
  • голос становится жёстче и выше
  • стремится быстрее закончить разговор
  • при этом ходит по кабинету с телефоном

Действия соответствуют основной эмоции.

Этап 4: определение автоматических мыслей

Свои автоматические мысли Наталья сформулировала так:

  • Ты же знаешь, что я звоню по работе, зачем орать?
  • Это не справедливо. Я же не ору, когда мне звонят.
  • Я тебе всё объяснила. Ты не хочешь меня понять. Ты надо мной издеваешься.

После этого с помощью подсказок и вопросов мы нашли ошибки мышления:

  • Человек думает о том же, о чём думаю я (Чтение мыслей)
  • Каждый человек всегда должен относиться уважительно к другому человеку (Долженствования и обязательства)
  • Мне плохо от общения с тобой – значит, ты делаешь это специально (Обоснование эмоциями)

Этап 5: оспаривание автоматических мыслей

Когда мы нашли ошибки мышления, Наталья согласилась, что её автоматические мысли нелогичны и ошибочны. После этого не составило труда сформулировать позитивные мысли. То есть более рациональные утверждения, которые заменяют автоматические мысли и помогают в работе.

Позитивные утверждения выглядели так:

  • Человек может находиться где угодно и думать о чём угодно
  • Если человек плохо воспитан, он может ругаться
  • Человек думает о себе, он не думает обо мне

Этап 6: проверка позитивных утверждений

Проверка выглядит так: Наталья читает свои автоматические мысли. Отмечает про себя возникновение основной эмоции (гнев), как в проблемной ситуации. После этого читает позитивные утверждения. Если позитивные утверждения сформулированы верно, интенсивность основной эмоции должна снизиться. То есть злость должна утихнуть. Наталья отметила некоторое снижение гнева, но этого было недостаточно для продолжения работы. Ей всё равно было сложно звонить следующему клиенту.

Возвращение на Этап 4: определение автоматических мыслей

Здесь стало понятно, что мы прошли недостаточно глубоко. И ещё не нашли основную автоматическую мысль, которая на самом деле вызывает гнев.

Это был самый сложный момент в консультации. Потребовалось сделать ещё несколько попыток, чтобы с помощью уточняющих вопросов дойти до глубинной автоматической мысли.

Логика нашего поиска была следующей:

- если ты злишься на человека, значит, он представляет для тебя угрозу

- если ты не можешь успокоиться потом очень долго (несколько часов), значит, это серьёзная угроза

- как и чем он может тебе угрожать по телефону?

- почему твой Древний мозг (т.е. подсознание) воспринимает словесную агрессию клиента как серьёзную угрозу?

- что страшного произойдёт, если он на тебя злится?

- что самое страшное может случиться в этой ситуации?

В результате мы выяснили следующее. Среди риэлторов происходит много случаев эмоционального выгорания. Т.е. риэлторы не справляются со своими эмоциями, впадают в депрессию и уходят из профессии. Заработать в этой сфере можно хорошо и заработок зависит от твоих усилий. Как поработаешь, так и заработаешь. Как правило, риэлторы, которые ушли из профессии, переходят на работу с меньшим заработком и с окладной частью. По словам Натальи, они хотят вернуться на «вольные хлеба», но не могут. И такая перспектива пугает Наталью. Потому что быть профессионалом для неё очень важно. Профессия – это, по сути, основная часть и смысл её жизни. Другие интересы значат гораздо меньше.

Поэтому проблемная ситуация для Натальи выглядит так:

клиент реагирует агрессивно – у Натальи возникает ответная агрессия – у Натальи возникают автоматические мысли:

– я могу не справиться со своей агрессией

– у меня наступит эмоциональное выгорание

– я потеряю свою работу

– я перестану быть профессионалом

– я перестану существовать

Эти мысли и вызывают приступ агрессии на клиента. Агрессии как способа выживания и защиты от угрозы.

В итоге основную автоматическую мысль Наталья сформулировала так:

- если клиент на меня орёт, я могу потерять профессию

Возвращение на Этап 5: оспаривание автоматических мыслей

С помощью подсказок Наталья нашла две Ошибки мышления:

- раздуваю из мухи слона (Преувеличение степени опасности)

- представляю самое страшное (Катастрофизация)

Наталья вспомнила множество случаев из собственной практики, когда она сталкивалась с агрессией, но всегда справлялась с такими ситуациями. У неё никогда не было эмоционального выгорания. Вспомнила также множество примеров своих коллег. Риэлторов, которые ушли из профессии, оказалось намного меньше тех, кто смог справиться со своими эмоциями. Вероятность своего эмоционального выгорания Наталья в итоге оценила как одну тысячную.

В результате мы сформулировали следующее позитивное утверждение:

- только я сама решаю, оставаться мне в профессии или нет

Это утверждение успешно прошло проверку. Интенсивность гнева заметно снизилась. Результаты тестирования в реальной ситуации также были положительными. Повторные звонки перестали быть проблемой.

Продолжительность консультации составила 2 часа.



Просмотров: 281
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как Наталья стала Леди. История из практики психолога
  • Мысли о будущем (Автоматические Негативные Мысли)
  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • Сгустки личной мысли Натальи Ладыжец. - 1. Лидерство и успех.
  • Что такое автоматические мысли и как с ними бороться?
  • Автоматические мысли как часть терапии неврозов.
  • Автоматические мысли.
  • Автоматические мысли
  • Про автоматические мысли.
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Автоматические мысли и упражнение
  • Автоматические мысли: польза или вред
  • Когнитивная карта: произвольные и автоматические мысли
  • Автоматические негативные мысли, или обман без обмана.
  • Автоматические мысли и глубиные убеждения с точки зрения КПТ
  • Почему у одних людей в сложной ситуации возникают суицидальные мысли, а у других нет
  • Эмоции и ощущения достоверны в большей степени, чем мысли.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Человек - не магнит! Он не может притягивать мечты и ситуации
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Как мы растрачиваем свою энергию на мысли о прошлом и что из-за этого теряем в жизни.
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Человек, которому плохо может раздражать…
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • Как позитивные эмоции и позитивные состояния помогают решать проблемы. Рекомендации психолога
  • Почему позитивные утверждения не работают?
  • Позитивные мысли - строят наше счастье
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Когда эмоции и мысли являются/не являются проблемой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь