О базовых стадиях развития и целесообразности пересмотра норм

О базовых стадиях развития и целесообразности пересмотра норм

Детские психологи и психотерапевты сталкиваются с проблемами минимальных дисфункций мозга (МДМ) у детей и подростков в самых разных ее проявлениях. Для успешной психотерапии этих проблем мало полагаться на запрос, с которым приходят к специалисту родители детей с МДМ, поскольку запрос может оказаться только вершиной айсберга или относиться не к той проблеме, которую озвучивают родители.

Очень важным моментом для выдвижения гипотезы и выбора психотерапевтического инструментария при проявлениях МДМ является изучение всех вопросов, касающихся протекания беременности матери, особенностей самих родов, послеродовых осложнений или инфекций, перенесенных ребенком, а также развития ребенка до 1 года относительно общепринятых норм развития.

Изучение перинатальной истории ребенка с МДМ важно и для того, чтобы определиться, можно ли разрешить проблемы ребенка без медикаментозной терапии или надо проводить психотерапию одновременно с наблюдением и лечением у детского невролога или психиатра.

Родители детей с МДМ часто очень болезненно относятся к понятию возрастных норм, видя явное отставание своих детей от норм развития. Некоторые родители таких детей часто категорично заявляют о том, что возрастные нормы устарели, и каждый ребенок имеет право на индивидуальную норму развития, нередко ссылаясь на врачей или зарубежных специалистов и авторов.

Вопрос о пересмотре существующих возрастных норм остро встал в последние десятилетия в связи с ростом самых различных видов отклоняющегося развития у детей от 0 до 7 лет. Среди причин такого явления многие авторы называют резкие цивилизационные скачки в самом широком смысле, последствия разрушительных войн, экологические проблемы, снижение фактора естественного отбора населения.

Сторонники расширения диапазона нормы в сторону снижения нормативных требований есть и среди врачей, и среди психологов и нейропсихологов.

Снижение нормативных требований возрастных норм у детей от 0 до 7 лет является необоснованным, поскольку возрастные нормы развития должны служить тем ориентиром, который помогает своевременно определить, диагностировать отклонения в развитии с тем, чтобы принять незамедлительные меры для восстановления нарушенных функций мозговых структур.

С другой стороны, даже если процент психически и соматически здоровых детей в последние годы снизился, то вряд ли это устойчивая тенденция, учитывая компенсаторные и адаптационные возможности развивающегося мозга к экзогенным реалиям и современные возможности организации ранней диагностики причин отклоняющегося развития, дезадаптационных кризисов детей с последующей медикаментозной, физиотерапевтической, психологической коррекцией.

Поскольку в онтогенезе полноценного мозгового субстрата его структуры и функциональные связи созревают поэтапно, то и нормы психического здоровья определяются в соответствии с общепринятыми возрастными стадиями развития на основе генетического и культурного наследия. Из существующих классификаций стадий развития индивида в самом общем виде можно выделить следующие основные стадии:

 0 – 1, 1 - 3, 3 – 6(7), 6(7) - 13, 13 – 19, 19 – 60, 60 – до смерти.

Самыми важными, базовыми в жизни каждого индивида являются первые 3 стадии развития:  0 – 1, 1 – 3, 3 – 6 (7), поскольку именно эти стадии являются определяющими будущее психическое и соматическое здоровье, характер, эмоционально-волевые качества, морально-этические принципы, поведенческие стереотипы. Именно в период развития ребенка от 0 до 7 лет происходит самое интенсивное развитие мозга, пик нейропластичности, который способствует накапливанию и наращиванию адаптационных механизмов мозга и в целом ЦНС.

И, собственно, понятие нормы оценивается как способность ребенка к адаптации к среде, независимо от социального, этнического происхождения и в соответствии задачами возрастной стадии.

И каждая последующая стадия развития для ребенка становится базой для следующего этапа развития, нацеленного на дальнейшее развитие адаптационных механизмов. Однако, когда предшествующая возрастная база оказывается неспособной развиваться в русле нормы из-за неравномерности развития мозговых структур, у таких детей развиваются различные проявления дезадаптации.

Трудности обучения в школе можно во многом предотвратить, если родители будут обращать пристальное внимание на нарушение норм развития с первых дней рождения ребёнка с тем, чтобы вовремя помочь ребёнку преодолеть их, обратившись к неврологам, нейропсихологам, перинатальным, клиническим, детским психологам.



Просмотров: 297
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нормы развития у детей до 1,5 лет
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Роль раннего вмешательства в коррекции отклоняющегося развития детей
  • Задержка психического развития у детей
  • Особенности детей с задержкой психического развития
  • Психокоррекция эмоционально познавательного развития детей с ЗПР
  • Право на жизнь родителей детей с особенностями развития
  • Важны ли для развития детей хорошие оценки в школе ?
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Закон Развития или подсказки Жизни на пути развития
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Школа Форман для детей с аномалиями развития
  • Сказкотерапия как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ
  • Песочная терапия для детей с нарушением развития
  • Секрет развития личности детей от 1 до 6 месяцев.
  • Консультирование родителей детей с особенностями развития
  • Перинатальный опыт как фактор развития страхов у детей
  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • Упражнения с мокрым песком для детей с нарушениями развития
  • Поддерживающие послания для развития детей (Джин Кларк)
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь