|
Способы развития стрессоустойчивостиАвтор статьи: Паронина Татьяна Владимировна
Существует множество стратегий по развитию стрессоустойчивого поведения. Мной будут рассмотрены три основные, которыми может воспользоваться человек самостоятельно: Саморегуляция- это способность личности, самостоятельно планировать и реализовывать свою действительность, т.е. строить планы и достигать их, проводить грамотный анализ и оценку полученных результатов, выбирать методы для достижения поставленных целей. Это определение саморегуляции в психологии. В ситуации стресса кроме поведенческого компонента, о котором говорится в определении, большую роль играют способности произвольно регулировать эмоциональное и психофизиологическое состояние, мыслительные процессы и физические действия. На данный момент есть большое количество подходов к классификации методов саморегуляции. В классификации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой выделяются психотехники, которые направлены: - на то, чтобы поменять содержание сознания, т.е. переключить внимание человека на другие моменты его деятельности, предметы и прочее; - на контроль собственного физического «Я» - регуляция дыхания, изменение темпа и громкости речи, контроль мышечного тонуса; - воспроизведение положительных воспоминаний или состояний; - представление социального «Я» - четкое представление своих целей, умение распределять время, чувство уверенности при любых ситуациях; - умение работать с иррациональными убеждениями; - иметь позитивный настрой. А. Г. Каменюкин и Д. В. Ковпак рассматривают в основе два наилучших варианта реагирования на стресс: 1) Поменять отношение к сложившейся ситуации, для предотвращения развития отрицательных переживаний. Этот путь еще называют профилактический. 2) Самостоятельное физиологическое реагирование при влиянии стресса, т.е. изменение физиологических процессов организма для уменьшения негативных реакций. К техникам саморегуляции относятся: Г. Б. Монина и Н. В. Раннала выдвинули классификацию, в основе которой предлагается три основных группы методов (выбор метода зависит от того в какой момент действия сресса, личность использует методы саморегуляции- до, во время и после) : 1) методы, которые применяются для ликвидации предстрессового волнения. Ими пользуются тогда, когда человек ожидает развитие стрессовой ситуации; 2) методы, направленные на устранение переживаний в момент непосредственного воздействия стресса; 3) методы, которыми пользуются уже после пережития стресса. Ю. В. Саенко выдвигает свою классификацию способов регуляции эмоций при действии стрессора: З. Эмоциональное подавление. Это нежелательная техника, т.к. при ее применение происходит вытеснение переживаемых эмоций, за счет чего и меняется внутренний мир. При использовании техник эмоционального подавления, сознание отвлекается от решения поступившей проблемы, т.к. происходит его переключение на другой вид активности. К таким техникам относят: - Регуляция посредством внимания, другой эмоции и мышления. Личность осознано вызывает ту эмоцию, которая является противоположной переживаемой в стрессовый момент, что приводит к подавлению негативной эмоции или снижению ее интенсивности. -Отвлечение. Сознание применяет волевое усилие и перенаправляет мысли на посторонние ситуации и объекты, а не на вызвавшие стресс. - Переключение. В сознании происходит переключение на интересное дело или на обдумывание предстоящей деятельности. - Моторная регуляция, физическая разрядка. Чтобы снизить уровень эмоционального переживания, включается физическая активность, которая представляет собой быстрые интенсивные движения. Перейдем к рассмотрению самомониторинга, как базовой технике саморегуляции. Цель самомониторинга состоит в выявлении и произвольном преодолении эмоциональных состояний, возникающих в ситуации стресса. Человеку необходимо самому распознать появившуюся эмоцию, проанализировать ее возникновение и справиться с ней, а не подавить или перенаправить. Есть большое количество признаков, благодаря которым можно узнать, какие эмоции и чувства переживает личность в данный момент времени. Чтобы это сделать достаточно, уделить немного времени из своего рабочего дня. Необходимо помнить следующее: - данные проверки должны быть кратковременные; - если вы проверяете свои чувства, вам надо помнить о перерывах, независимо от того испытывали ли вы только позитивные эмоции; - данный навык хорош тем, что его можно развить, независимо от природной заложенности, поэтому главным в его использование является практика; - проверять эмоции нужно в разное время, в разных местах и частота проверок должна быть также различна. Во время отработки данного навыка очень важно прислушиваться к своему организму, т.е. следить за физическим и физиологическим состоянием. Наш организм всегда реагирует на изменяющиеся условия, главное знать эти сигналы и уметь вовремя их распознать. Есть ряд признаков, который свойственен всем: -Мышечное напряжение. Повышенный тонус мышечной системы может проявляться в разных областях, как правило, это зона шеи и плеч. - Чувство дискомфорта в животе. Чаще всего возникает при переживании страха или тревоги. - Головная боль и нарушение концентрации внимания, свидетельствуют о перенапряжении, усталости, а также гневе. - Учащенное сердцебиение или дыхание. Признак активизации реакции «борьбы или бегства». При наблюдении за собой в стрессовых ситуациях, можно научиться точно, отмечать какие происходят изменения, а дальнейшем при появление этих изменений, можно узнать, на что идет реакция. Последний способ развития стрессоустойчивости , который будет нами представлен, это релаксация. Релаксация (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения, ослабление) — это состояние, которое возникает у субъекта в ходе снятия напряжения, выражающееся в виде покоя и расслабления. Термин «реакция релаксации» был введен в науку американским кардиологом Гербертом Бенсоном, он объяснял им состояние, которое противоположно реакции «борьбы или бегства», проявляющейся при стрессе. Основными характеристиками релаксации : -Глубокое медленное дыхание; -Уменьшение ритма сердцебиения; -Улучшение кровообращения в конечностях; - Мышечное расслабление; -Уменьшение скорости и нормализация обменных процессов в организме; -Нормализация деятельности эндокринной системы. Есть четыре основных пути релаксации через: Главная задача всех представленных техник, повысить стрессоустойчивость личности, для предотвращения развития стресса и возникновения тяжелых последствий. Каждый может выбрать методику удобную и понятную для себя, можно использовать их как индивидуально, так и применять для работы с группами. Стрессом необходимо уметь управлять, а не подавлять его. Список литературы:
2. Анохин, П.К. Эмоции / П.К. Анохин // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1984.Вербина, Г.Г. Психология эмоций: учебное пособие / Г.Г. Вербина. – Чебоксары: ЧГУ, 2008.Вилюнас, В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2006.Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб., 2001.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Эмоциональный стресс. Л.: Лениздат, 1970.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика,1989.Шадриков, В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В.Д. Шадриков.–М.:Логос,2002. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|