Способы развития стрессоустойчивости

 

Существует множество стратегий по развитию стрессоустойчивого поведения. Мной будут рассмотрены три основные, которыми может воспользоваться человек самостоятельно:

  • Стратегия саморегуляции.
  • Самомониторинг, как базисная техника саморегуляции.
  • Стратегия релаксации.
  • Саморегуляция- это способность личности, самостоятельно планировать и реализовывать свою действительность, т.е. строить планы и достигать их, проводить грамотный анализ и оценку полученных результатов, выбирать методы для достижения поставленных целей. Это определение саморегуляции в психологии. В ситуации стресса кроме поведенческого компонента, о котором говорится в определении, большую роль играют способности произвольно регулировать эмоциональное и психофизиологическое состояние, мыслительные процессы и физические действия.

    На данный момент есть большое количество подходов к классификации методов саморегуляции. В классификации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой выделяются психотехники, которые направлены:

    - на то, чтобы поменять содержание сознания, т.е. переключить внимание человека на другие моменты его деятельности, предметы и прочее;

    - на контроль собственного физического «Я» - регуляция дыхания, изменение темпа и громкости речи, контроль мышечного тонуса;

    - воспроизведение положительных воспоминаний или состояний;

    - представление социального «Я» - четкое представление своих целей, умение распределять время, чувство уверенности при любых ситуациях;

    - умение работать с иррациональными убеждениями;

    - иметь позитивный настрой.

    А. Г. Каменюкин и Д. В. Ковпак рассматривают в основе два наилучших варианта реагирования на стресс:

     1) Поменять отношение к сложившейся ситуации, для предотвращения развития отрицательных переживаний. Этот путь еще называют профилактический.

    2) Самостоятельное физиологическое реагирование при влиянии стресса, т.е. изменение физиологических процессов организма для уменьшения негативных реакций.

    К техникам саморегуляции относятся:

  • самомониторинг, как базисная техника саморегуляции;
  • психофизиологические техники:
  • дыхательная релаксация;
  • мышечная релаксация;
  • активирующая техника.
  • когнитивные техники ;
  • техника переключения внимания, или «торможения мыслей»;
  • техника «реализм мысли - оптимизм действия».
  • Г. Б. Монина и Н. В. Раннала выдвинули классификацию, в основе которой предлагается три основных группы методов (выбор метода зависит от того в какой момент действия сресса, личность использует методы саморегуляции- до, во время и после) :

    1) методы, которые применяются для ликвидации предстрессового волнения. Ими пользуются тогда, когда человек ожидает развитие стрессовой ситуации;

    2) методы, направленные на устранение переживаний в момент непосредственного воздействия стресса;

    3) методы, которыми пользуются уже после пережития стресса.

    Ю. В. Саенко выдвигает свою классификацию способов регуляции эмоций при действии стрессора:

  • Эмоциональное отреагирование. Переживаемая эмоция осознается и отражается в какой-либо деятельности, которая направлена на разрешение проблемы. Разрядка эмоции происходит через физический или вербальный путь. Эмоциональное реагирование позволяет снизить действие негативных эмоций и является положительным методом саморегуляции. Это может проявляться через гнев, плач, словесную окраску эмоций и другое.
  • Эмоциональная трансформация. Выступает менее действенным методом в отличие от эмоционального отреагирования. Отрицательная эмоция заменяется положительной, в результате чего меняется и отношение к ситуации, но ее решение не происходит. Чаще всего так происходит, когда человек не может повлиять на решение проблемы. Эмоциональное регулирование происходит с помощью когнитивных техник, которые изменяют убеждения и мысли личности, по поводу сложившейся ситуации.
  • З. Эмоциональное подавление. Это нежелательная техника, т.к. при ее применение происходит вытеснение переживаемых эмоций, за счет чего и меняется внутренний мир. При использовании техник эмоционального подавления, сознание отвлекается от решения поступившей проблемы, т.к. происходит его переключение на другой вид активности. К таким техникам относят:

    - Регуляция посредством внимания, другой эмоции и мышления. Личность осознано вызывает ту эмоцию, которая является противоположной переживаемой в стрессовый момент, что приводит к подавлению негативной эмоции или снижению ее интенсивности.

    -Отвлечение. Сознание применяет волевое усилие и перенаправляет мысли на посторонние ситуации и объекты, а не на вызвавшие стресс.

    - Переключение. В сознании происходит переключение на интересное дело или на обдумывание предстоящей деятельности.

    - Моторная регуляция, физическая разрядка. Чтобы снизить  уровень эмоционального переживания, включается физическая активность, которая представляет собой быстрые интенсивные движения.

    Перейдем к рассмотрению самомониторинга, как базовой технике саморегуляции.  Цель самомониторинга состоит в выявлении и произвольном преодолении эмоциональных состояний, возникающих в ситуации стресса. Человеку необходимо самому распознать появившуюся эмоцию, проанализировать ее возникновение и справиться с ней, а не подавить или перенаправить.

    Есть большое количество признаков, благодаря которым можно узнать, какие эмоции и чувства переживает личность в данный момент времени. Чтобы это сделать достаточно, уделить немного времени из своего рабочего дня. Необходимо помнить следующее:

    - данные проверки должны быть кратковременные;

    - если вы проверяете свои чувства, вам надо помнить о перерывах, независимо от того испытывали ли вы только позитивные эмоции;

    - данный навык хорош тем, что его можно развить, независимо от природной заложенности, поэтому главным в его использование является практика;

    - проверять эмоции нужно в разное время, в разных местах и частота проверок должна быть также различна.

    Во время отработки данного навыка очень важно прислушиваться к своему организму, т.е. следить за физическим и физиологическим состоянием. Наш организм всегда реагирует на изменяющиеся условия, главное знать эти сигналы и уметь вовремя их распознать. Есть ряд признаков, который свойственен всем:

    -Мышечное напряжение. Повышенный тонус мышечной системы может проявляться в разных областях, как правило, это зона шеи и плеч.

    - Чувство дискомфорта в животе. Чаще всего возникает при переживании страха или тревоги.

    - Головная боль и нарушение концентрации внимания, свидетельствуют о перенапряжении, усталости, а также гневе.

    - Учащенное сердцебиение или дыхание. Признак активизации реакции «борьбы или бегства».

    При наблюдении за собой в стрессовых ситуациях, можно научиться точно, отмечать какие происходят изменения, а дальнейшем при появление этих изменений, можно узнать, на что идет реакция.

    Последний способ развития стрессоустойчивости , который будет нами представлен, это релаксация.    

            Релаксация (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения, ослабление) — это состояние, которое возникает у субъекта в ходе снятия напряжения, выражающееся в виде покоя и расслабления.

    Термин «реакция релаксации» был введен в науку американским кардиологом Гербертом Бенсоном, он объяснял им состояние, которое противоположно реакции «борьбы или бегства», проявляющейся при стрессе. Основными характеристиками релаксации :

    -Глубокое медленное дыхание;

    -Уменьшение ритма сердцебиения;

    -Улучшение кровообращения в конечностях;

    - Мышечное расслабление;

    -Уменьшение скорости и нормализация обменных процессов в организме;

    -Нормализация деятельности эндокринной системы.

    Есть четыре основных пути релаксации через:

  • Дыхание - проявляется в виде дыхательной гимнастики, при которой происходит слежение за частотой, ритмом и глубиной дыхания.
  • Визуализация (образы). Выполняется при помощи вкусовых, зрительных, обонятельных и прочих ощущений, их комбинаций, которые помогают создать в сознании внутренние образы. При создании положительных образов, человек переключается с напряженного состояния на расслабленное, что помогает восстановить равновесие в эмоциональном плане.
  • Словесное внушение (самовнушение). Самовнушение – внушение самому себе положительных желаний, ощущений, мыслей и т.д. Эта техника наилучшим образом подходит тем, кто доверяет суждениям. При использовании словесного внушения мы вызываем состояние тепла, комфорта и прочего, что приятно человеку.
  • Напряжение. Этот способ основывается на физиологической составляющей: в результате долгого мышечного напряжения автоматически наступает мышечная расслабление. Прогрессивная релаксация была представлена Эдмундом Якобсоном и зосновывается в напряжении и дальнейшем расслаблении определенной группы мышц, при постепенном переходе от одной к другой. Период напряжения существует, чтобы люди могли понять свои зажимы, а расслабления чтобы обучить людей возвращаться в спокойное состояние когда им захочется.
  • Главная задача всех представленных техник, повысить стрессоустойчивость личности, для предотвращения развития стресса и возникновения тяжелых последствий. Каждый может выбрать методику удобную и понятную для себя, можно использовать их как индивидуально, так и применять для работы с группами. Стрессом необходимо уметь управлять, а не подавлять его.

    Список литературы:

      Андерсон, Дж.Р. Когнитивная психология / Дж.Р. Андерсон. - СПб; Питер,
      2. Анохин, П.К. Эмоции / П.К. Анохин // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1984.Вербина, Г.Г. Психология эмоций: учебное пособие / Г.Г. Вербина. – Чебоксары: ЧГУ, 2008.Вилюнас, В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2006.Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб., 2001.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Эмоциональный стресс. Л.: Лениздат, 1970.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика,1989.Шадриков, В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В.Д. Шадриков.–М.:Логос,2002.


    Просмотров: 362
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 3 - оправдывать свои эмоции при отсутствии контроля
  • Простые техники релаксации - помощь в состояниях тревоги, напряжения, стресса, при нарушениях сна.
  • Сила дыхания. (Как восстановить свое эмоциональное состояние в ситуации сильного стресса)
  • Эмоциональная гигиена. Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 1 - подавлять эмоции
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Методы и стратегия мышечной релаксации при ВСД и панических атаках
  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 2 - скрывать токсичные эмоции за маской «у меня все хорошо»
  • Быстрая самопомошь при конфликте - Техника по снятию стресса
  • Забыть, кто я такой. Простая техника релаксации при тревоге и стрессе
  • Что происходит в организме при тревоге?
  • Приемы телесной саморегуляции при стрессе. На примере традиционного танца маори - Хака
  • Практики саморегуляции при посттравматическом расстройстве
  • Чувства и эмоции при нарциссическом расстройстве
  • Эмоции и чувства при созависимости. Часть 2
  • Как научиться подавлять «плохие» эмоции при ребенке?
  • Прогрессивно Мышечная Релаксация (ПМР) для снятия стресса
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Помоги себе сам или техника саморегуляции
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Для чего нужен психолог и как его выбрать? Руководство при выборе психолога
  • Почему многие люди тяжело переносят расставание? Что происходит в мозгу человека при расставании?
  • Что происходит с детьми при разводе
  • Что происходит при тревожных мыслях
  • Что происходит с памятью и вниманием при депрессии?
  • Медитация или релаксация – что полезнее в период стресса?
  • Оптимальная стратегия поведения жены при измене мужа или его уходе из семьи
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Что можно о себе узнать при помощи профессионального тестирования?
  • Можно ли взрослым плакать при детях? И как делать это правильно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь