Статья представляет собой осмысление и описание работы с малочисленными группами.Адресована в основном профессионалам – психологам и психотерапевтам, ведущим терапевтических и обучающих групп.
Мотивация ведущего в работе с малочисленными группами в основном продиктована рядом факторов: нежеланием «терять» людей (при переносе дат группы есть риск отсева записавшихся участников), личным интересом, вознаграждением. Существуют требования по количественному составу группы, они описаны в литературе по групповой терапии [1]. Если в группе один ведущий, то оптимальный состав группы минимум 7, максимум 9-10 человек, что соответствует объёму оперативной памяти. При такой численности группы ведущий внимателен к каждому участнику и к группе в целом [1]. Данная формула подходит для терапевтической группы длительностью один год. Изменение жизненных обстоятельств, потеря интереса к проекту, ошибки ведущего, удовлетворение первичного запроса – вот только некоторые факторы, влияющие на уход участников из группы. Такой численный состав группы позволяет минимизировать риск разрушения группы вследствие ухода участников. В зависимости от темы группы и её длительности меняются и требования к количественному составу. Например, в долгосрочных обучающих проектах минимальное число участников должно составлять 10-12 человек. Так как при меньшем количестве участников становится сложнее решать задачи, продиктованные характером группы. Например, отрабатывать специальные навыки, получать обратную связь, разрешать конфликты и т.д.
На сегодняшний день рынок психологических услуг динамично развивается. Со страниц социальных сетей и различных сайтов на потенциального потребителя услуг «обрушивается» поток рекламы. Человеку нередко сложно сориентироваться в предложениях тренингов, семинаров, индивидуальных консультаций. Рост рынка психологических услуг, на мой взгляд, обусловлен рядом факторов: возросшим интересом к собственному внутреннему миру, гуманизацией общества, наличием талантливых профессионалов, число которых с каждым годом растёт. Однако не каждому терапевту, тренеру удаётся набрать желаемую группу. Деятельность по набору групп, реклама, поддержка контактов с потенциальными участниками, отдельная деятельность и не всегда профессионал, психолог или психотерапевт является компетентным специалистом в этой области. Неоформленность клиентского «запроса», чрезмерные ожидания, конкуренция также влияют на набор группы. И часто психолог-психотерапевт начинает работу с малочисленной группой.
Как мы уже упоминали, жизнеспособность группы зависит от характера и длительности проекта, количества участников. Опишем некоторые феномены, которые встречаются в малочисленной закрытой терапевтической группе. При некоторых оговорках эти феномены характерны и для обучающих групп.
Формирование «особой» среды, «псевдосплоченность». Проходит несколько встреч. Участникам группы кажется, что они не случайно оказались вместе. Группа напоминает «семью» во главе с ведущим. Наблюдается «сверхценность» группы по сравнению с внешним миром. Количество интеракций, вариативность ролей и реакций снижается. Со временем у участников возникает вопросы: «Что они получают в группе кроме принятия? Как достичь желаемых изменений»?
«Влияние на групповой процесс». Слишком большое количество власти за групповой процесс сосредоточено в руках каждого участника. Это создаёт дополнительную возможность для отреагирования и получения вторичных выгод от группы. Например, пропуски группы, опоздания в этом контексте становятся губительными для процесса и жизнедеятельности группы. Ведущий ограничен в управлении групповым процессом. Задачи развития уходят на «второй» план, открывая поле для вторичных выгод. Например, в группе численностью 9 человек при опоздании 3 человек можно начинать работу. А в группе численность 5 человек это невозможно.
«Жизнеспособность». В длительном проекте у каждого участника возникает страх и тревога за будущее группы. Вместо терапевтической задачи приоритетной становится задача выживания группы. Для многих участников группа становится ретравмирующим полем, где могут отыгрываться травмы каждого участника. Например, часто в небольшую группу подбираются участники, которые различными способами стремились сохранить родительскую семью от распада и они таким же способом стараются сохранить и группу. Ведущий в этой ситуации подобен «тревожной матери», беспокоящейся о жизнеспособности ребенка. Стабильность и безопасность в группе нарушаются. Как следствие данной тревоги у участников часто возникает злость и гнев, которые не имеют непосредственного отношения к динамике развития группы. Агрессия обусловлена тревогой, связанной с жизнеспособностью группы.
«Вклад тренера». Группа «выживает» на энергии тренера. При работе с малочисленными группами требуется чрезмерная тренерская включенность независимо от стадии развития группы. Задача групповой терапии ‑ создание социального микрокосма, способствующего изменениям, не решается. Ведущий выступает гарантом жизнедеятельности группы. Можно наблюдать нарушение баланса ответственности за групповой процесс. Рано или поздно ведущий начинает исполнять роль «спасателя» для группы.
Я перечислил основные феномены, которые возникают при ведении малочисленных групп. Если рассматривать обучающую группу, то можно наблюдать те же феномены в сочетании с невозможностью поддерживать обучающий компонент. Тренеру при таких условиях необходимо проявлять «чудеса» творческой адаптации и изобретательности.
Многие терапевты и тренера работают с малочисленными группами, несмотря на сложности, часто это увлекательный и интересный процесс. Цель моей заметки –осмыслить и описать те феномены, с которыми сталкивается ведущий малочисленных групп. Возможно, эта информация будет полезна профессионалам и участникам. Желаю успехов и увлекательной работы J
Литература:
Ялом И. "Групповая психотерапия: теория и практика". Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Издательство Института психотерапии, 2005 г.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.