О малочисленных группах

О малочисленных группах

Статья
представляет собой осмысление и описание работы с малочисленными группами.
Адресована в основном профессионалам – психологам и психотерапевтам, ведущим терапевтических и обучающих групп.

Мотивация ведущего в работе с малочисленными группами в основном продиктована рядом факторов: нежеланием «терять» людей (при переносе дат группы есть риск отсева записавшихся участников), личным интересом, вознаграждением. Существуют требования по количественному составу группы, они описаны в литературе по групповой терапии [1]. Если в группе один ведущий, то оптимальный состав группы минимум 7, максимум 9-10 человек, что соответствует объёму оперативной памяти. При такой численности группы ведущий внимателен к каждому участнику и к группе в целом [1]. Данная формула подходит для терапевтической группы длительностью один год. Изменение жизненных обстоятельств, потеря интереса к проекту, ошибки ведущего, удовлетворение первичного запроса – вот только некоторые факторы, влияющие на уход участников из группы. Такой численный состав группы позволяет минимизировать риск разрушения группы вследствие ухода участников. В зависимости от темы группы и её длительности меняются и требования к количественному составу. Например, в долгосрочных обучающих проектах минимальное число участников должно составлять 10-12 человек. Так как при меньшем количестве участников становится сложнее решать задачи, продиктованные характером группы. Например, отрабатывать специальные навыки, получать обратную связь, разрешать конфликты и т.д.

На сегодняшний день рынок психологических услуг динамично развивается. Со страниц социальных сетей и различных сайтов на потенциального потребителя услуг «обрушивается» поток рекламы. Человеку нередко сложно сориентироваться в предложениях тренингов, семинаров, индивидуальных консультаций. Рост рынка психологических услуг, на мой взгляд, обусловлен рядом факторов: возросшим интересом к собственному внутреннему миру, гуманизацией общества, наличием талантливых профессионалов, число которых с каждым годом растёт. Однако не каждому терапевту, тренеру удаётся набрать желаемую группу. Деятельность по набору групп, реклама, поддержка контактов с потенциальными участниками, отдельная деятельность и не всегда профессионал, психолог или психотерапевт является компетентным специалистом в этой области. Неоформленность клиентского «запроса», чрезмерные ожидания, конкуренция также влияют на набор группы. И часто психолог-психотерапевт начинает работу с малочисленной группой.

Как мы уже упоминали, жизнеспособность группы зависит от характера и длительности проекта, количества участников. Опишем некоторые феномены, которые встречаются в малочисленной закрытой терапевтической группе. При некоторых оговорках эти феномены характерны и для обучающих групп.

  1. Формирование «особой» среды, «псевдосплоченность». Проходит несколько встреч. Участникам группы кажется, что они не случайно оказались вместе. Группа напоминает «семью» во главе с ведущим. Наблюдается «сверхценность» группы по сравнению с внешним миром. Количество интеракций, вариативность ролей и реакций снижается. Со временем у участников возникает вопросы: «Что они получают в группе кроме принятия? Как достичь желаемых изменений»?
  2. «Влияние на групповой процесс». Слишком большое количество власти за групповой процесс сосредоточено в руках каждого участника. Это создаёт дополнительную возможность для отреагирования и получения вторичных выгод от группы. Например, пропуски группы, опоздания в этом контексте становятся губительными для процесса и жизнедеятельности группы. Ведущий ограничен в управлении групповым процессом. Задачи развития уходят на «второй» план, открывая поле для вторичных выгод. Например, в группе численностью 9 человек при опоздании 3 человек можно начинать работу. А в группе численность 5 человек это невозможно.
  3. «Жизнеспособность». В длительном проекте у каждого участника возникает страх и тревога за будущее группы. Вместо терапевтической задачи приоритетной становится задача выживания группы. Для многих участников группа становится ретравмирующим полем, где могут отыгрываться травмы каждого участника. Например, часто в небольшую группу подбираются участники, которые различными способами стремились сохранить родительскую семью от распада и они таким же способом стараются сохранить и группу. Ведущий в этой ситуации подобен «тревожной матери», беспокоящейся о жизнеспособности ребенка. Стабильность и безопасность в группе нарушаются. Как следствие данной тревоги у участников часто возникает злость и гнев, которые не имеют непосредственного отношения к динамике развития группы. Агрессия обусловлена тревогой, связанной с жизнеспособностью группы.
  4. «Вклад тренера». Группа «выживает» на энергии тренера. При работе с малочисленными группами требуется чрезмерная тренерская включенность независимо от стадии развития группы. Задача групповой терапии ‑ создание социального микрокосма, способствующего изменениям, не решается. Ведущий выступает гарантом жизнедеятельности группы. Можно наблюдать нарушение баланса ответственности за групповой процесс. Рано или поздно ведущий начинает исполнять роль «спасателя» для группы.

Я перечислил основные феномены, которые возникают при ведении малочисленных групп. Если рассматривать обучающую группу, то можно наблюдать те же феномены в сочетании с невозможностью поддерживать обучающий компонент. Тренеру при таких условиях необходимо проявлять «чудеса» творческой адаптации и изобретательности.

Многие терапевты и тренера работают с малочисленными группами, несмотря на сложности, часто это увлекательный и интересный процесс. Цель моей заметки –осмыслить и описать те феномены, с которыми сталкивается ведущий малочисленных групп. Возможно, эта информация будет полезна профессионалам и участникам. Желаю успехов и увлекательной работы J

 

Литература:

  1. Ялом И. "Групповая психотерапия: теория и практика". Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Издательство Института психотерапии, 2005 г.

 



Просмотров: 323
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Ведущий группы поддержки родителей детей-аутистов
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • Правила терапевтической группы
  • Как получить пользу от терапевтической группы?
  • Приручить стыд. Ценность терапевтической группы.
  • Особенности проведения гештальт-терапевтической группы.
  • Первичное собеседование с участником терапевтической группы
  • Теория развития группы: что препятствует общению?
  • ПОЧЕМУ каждый здоровый человек должен пройти группы?
  • Группы раннего развития – «За» и «Против»
  • Взросление группы. GROWN UP PSYCHOTHERAPY (GUP) в работе с группой.
  • Описание работы группы по системным расстановкам
  • Психологический портрет участника социальной группы "4:20"
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Группы созависимых. Помощь тем, кто рядом.
  • Группы факторов, влияющих на становление гомосексуальной идентичности
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Кто идет в группы танце-двигательной терапии?А если я не умею танцевать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь