Осознанное самоограничение верующего: возможности гештальт-подхода

Осознанное самоограничение верующего возможности гештальт подхода

Всеобъемлющее, всемирное связывание структур, институтов и культур естественным образом "вытягивает" за собой проблему идентичности. Глобализация с ее "всеобщностью всего" (рынка, технологий, информационного и социального пространства) порождает качественно новые варианты ассимиляции человеком личностного и социального опыта, способы поддержания собственной цельности и субъектности, новые механизмы формирования идентичности. Являясь эпицентром жизненного цикла каждого человека идентичность обеспечивает осознание им своей позиции, ролей, принадлежности к тем или иным социальным группам. Это сфера, где человек соотносит себя с фундаментальными ценностями, со смыслообразующим слагаемым бытия. Идентичность предполагает некоторую устойчивость индивидуальных, социокультурных, национальных или цивилизационных параметров, их самотождественность. Ее ядро составляют традиционная, национальная культура и религия. При этом Н.Н. Федотова указывает на то, что глобализация не приводит к унификации религий, а наоборот, во многих случаях стимулирует религиозный подъем. Сегодня христианство, ислам, иудаизм и другие религии увеличивают свое влияние. В условиях глобализации перед человеком постоянно встает задача воспроизводства сакрального уровня идентичности, восстановление сакрального при возможных и реальных разрушениях идентичности. В этом один из источников конструирования и обретения всех жизненных смыслов [1].

Постепенно психологическая конституция людей приспособится к глобализации, быстро меняющемуся миру,  многовариативности, люди научатся сохранять важную часть себя и при этом быть включенным в жизнь, следовать современным тенденциям, структурировать хаос, сохраняя адекватность. Но пока глобализация является новым явлением для планеты, "золотая середина" идентичности не является среднестатистической нормой. Можно говорить о "полярных" формах: либо жесткой, ригидной, либо о размытой, спутанной идентичности. В середине прошлого века об этом говорил Э.Эриксон [2]. Современные исследователи также указывают на то, что идентичность не раз навсегда установившаяся структура. Если это так, то по выражению Г.И. Малейчука, мы имеем дело с патологией идентичности. В норме, идентичность – динамическое функциональное образование, постоянно изменяющееся. Динамичность предполагает возможность изменяться, развиваться. С другой стороны (как ни парадоксально), еще одним условием здоровой идентичности является стабильность. Стабильность дает ощущение устойчивости Я во времени. И это одно из условий здоровой идентичности – баланс динамичности - статичности. Динамичность-статичность являются биполярными модальностями идентичности [3].

В условиях глобализации человек сталкивается с новыми испытаниями. В частности З. Бауман считает, что "главной и наиболее нервирующей проблемой является не то, как найти свое место в жестких рамках класса или страты и, найдя его, сохранить и избежать изгнания - человека раздражает подозрение, что пределы, в которые он с таким трудом проник, скоро разрушатся или исчезнут" [4].

Перспективы утраты надежного, стабильного пространства идентичности могут вызывать тревогу и более того - формировать установку на контридентичность, при которой человек избегает каких-либо устойчивых самоопределений, позиций, отношений. Деструктивные последствия таких процессов для человека и общества хорошо описаны исследователями [2], [3]. Сегодня к надежным, устойчивым пространствам идентичности все еще можно отнести семью, гендер, национальность, религию. К сожалению и здесь мы наблюдаем "расшатывающие" процессы, возможно эволюционные, но не исключено, что искусственные, запускающиеся геополитическими технологиями. Религиозная идентичность во многом определяет мировоззрение личности, ее систему ценностей, и в конечном итоге - образ жизни.

Данностью сегодняшнего дня является новый уровень сознания людей. Раньше социализация личности имела более плавный характер и идентичность формировалась внутри нее органично, естественно (сын мусульманина становился мусульманином). Социально-культурный антропогенез вывел на передовые позиции ценность свободы выбора, которая ранее была скорее как локальное явление. В условиях глобализации все захотели иметь свободу выбора и более того - выбирать свободу. Не оспаривая значимость этих ценностей все-таки следует признать, что экологичными для человека и общества в целом данные ценности являются в случае их осознанной реализации. Осознанность вообще выходит на первый план как самая важная характеристика жизни людей в современном мире. Можно сказать, что хорошим противовесом негативных эффектов глобализации, когда важными становятся вопросы информационной безопасности, критичности и взвешенных выборов, является именно осознанность, которая будет способствовать саморегуляции и самоорганизации. Осознанность и будет означать свободу выбора, в том числе выбора между свободой и ограничениями. Религиозное мировоззрение и образ жизни связаны с запретами. Например, исламский шариат накладывает на мусульман ряд предписаний, правил и ограничений, которым человеку не всегда легко соответствовать.

В поддержку мусульманской идентичности гештальт-подход способен обеспечить развитие осознанности и творческое приспособление к реальности религиозных ограничений, а также ответственность за собственный выбор, которая сегодня особенно актуальна в связи с глобализаций и появлением в поле жизни человека огромного множества шагов и путей. Осознанное ответственное следование предписаниям становится возможным благодаря самопознанию, организованному в рамках групповой или индивидуальной гештальт-терапии. Конечный выбор осуществляет сам человек, психолог лишь помогает процессу осознавания и поиска творческого решения порою непростого уравнения: удовлетворения своих потребностей, живого реагирования на мир и одновременного удерживания себя в рамках собственных же ценностей. В метафоре глобализации эти рамки, границы каждый день "размываются водами мирового океана", ну и, конечно, "подводными реками" (наши собственные внутренние процессы). Современная гештальт-терапия тесно переплелась с экзистенциальной психологией, фокусом которой являются антропологические понятия смысла и ценностей, идентичности человека, его существования и самоосуществления [5]. Благодаря этому метод способен помочь человеку отличать и выбирать для себя приемлемое, быть свободным, но одновременно сохранять то важное и ценное, что закрепляет человеческое в человеке, а у верующего - духовное, ведущее его к Высшему.

Гештальт-подход - это направление в психологии, которое в качестве главной своей цели обозначает осознавание человеком себя и своих способов контакта с миром [6]. Имея уже более полувековую историю, гештальт-подход, конечно, развивается. И если изначально он рассматривался как метод, раскрепощающий человека и освобождающий его от всех условностей, то сегодня благодаря гештальт-терапии как раз и возможна организация человеком себя и своих отношений с миром с учетом его религиозных ценностей, которые по сути образуют определенную рамку следования за потребностями, имеющимися у человека в связи с его природой.

Самоограничения через подавление своих потребностей, как правило малоэффективны, чреваты психосоматизацией, развитием патохарактерологических черт характера или формированием деструктивного поведения [3], [6], [7].

Гештальт-подход фокусирует внимание на том КАК человек удовлетворяет или не удовлетворяет свои потребности. Неудовлетворенные базовые потребности обозначаются как незавершенные гештальты, которые тянут человека назад, запускают негативные эмоциональные состояния, искажают восприятие реальности, себя и других людей.  Можно условно сказать, что почти каждая значимая история неудовлетворения базовой потребности образует маленький или большой контейнер. Пополняется эта контейнерная станция также сдержанными эмоциями, подавленными реакциями.

В идеале истинно верующий человек как будто должен иметь особую систему потребностей и реагировать на происходящее особым "благочестивым" образом. Но в реальности мы видим, что только единицы достигают такого уровня благодаря духовным практикам. Значительное большинство верующих людей все-таки имеют "земную" психологическую конституцию. Поэтому их желания и эмоциональные реакции, отношения к другим людям, даже несмотря на внешнюю замаскированную сторону, вполне житейские и порою с трудом вписывающиеся в кодекс верующего человека.

В Исламе базовые биологические потребности обозначаются как нафс (эго). Нафс это душа человека с ее "низменными" и "возвышенными" устремлениями. Научиться управлять своей душой с пользой для себя и окружающих есть цель ислама. Пятничная проповедь напоминает мусульманам, что нафс олицетворяет конь, и если всадник смог оседлать и объездить этого коня, он сможет доскакать до Рая. Другими словами, нафс, при правильном воспитании, практике зикра, раскаяния (тауба), может стать мощным механизмом и источником энергии для достижения Рая. Совершенствование человеческого нафса и есть главная цель ниспослания божественных Книг, откровений пророков, посланников и установления законов. Жизнь мусульманина - это путь от животного состояния к тому, чтобы приблизиться к Всевышнему.

Исламский шариат имеет очень четкие правила и предписания, регламентирующие все сферы жизни верующего человека. Этим предписаниям можно следовать как инструкции, выучено, механистически. Кроме того, что такое следование не соответствует идее истиной веры, труднодостижимо без последствий для  психологического состояния и сложно для человека новой формации, ориентированного на свободу.

Нафс в научной психологии может быть описан через теории потребностей и жизненное самоосуществление. Так же имеет место идея совершенствования и развития системы ценностей. В том числе сегодня в психологии и психотерапии выделились направления, тесно связанные с той или иной религиозной конфессией.

Ориентация современного человека на свободный выбор хорошо откликается в гештальт-подходе. По словам Ф. Перлза "он слишком хорош для того, чтобы к нему прибегать только в случае болезней или отклонений", автор провокационно называл гештальт-подход "терапией нормальных" [8]. Действительно, большинство людей, проходящих терапию, особенно групповую, кроме проработки каких-то внутренних проблем, благодаря выходу на новый уровень осознавания себя, своих отношений, на новые формы контакта с близкими, отмечают другое качество жизни.

Осознавание является одним из главных терапевтических инструментов в гештальт-терапии [6]. Это живой процесс моментального расширения сознания, изменения его качества и появление новых смыслов, за счет фокусировки сознания на каком-то аспекте здесь-и-сейчас ситуации: телесном, эмоциональном, когнитивном и т.д. Человек, который словесно признает свою ситуацию, знает о ней, реагирует и чувствует, откликаясь на нее, на самом деле может не видеть ее целиком, не находиться во всей полноте осознавания и контакта. Человек осознающий знает, что он делает, как он это делает, какими обладает альтернативами, и что именно он выбирает, чтобы быть тем, кем он есть. И здесь мы имеем дело со зрелой идентичностью, как признаком психологического здоровья.

Гештальт-терапия направлена на обнаружение неосознаваемых способов самоограничения[1] и чувств, связанных с этим, практически изобретение приемов осознавания в каждом конкретном случае, поиск ресурсов для удовлетворения потребности или самоограничения, часто в виде особых смыслов. Порою человек встает перед очень сложным для себя выбором - между альтернативами-ценностями, который человек не может не делать и вместе с тем не хочет делать [9]. Принятия невозможности "завершить гештальт" через признание большей значимости собственной системы ценности позволяет таким образом гештальт завершить, проживая, чувствуя эту ситуацию. В терминах гештальт-подхода - человек организует "полный контакт"[2], наполняя фазу не процессом удовлетворения потребности, а "прощанием" с ней, что само по себе является контактом. Это соответствует одному из главных принципов гештальт-подхода - принципу целостности личности и позволяет ассимилировать свой опыт через встречу потребностей, чувств, ценностей с жизненной ситуацией. Благодаря этому укрепляется идентичность: она не детерминируется просто фактом принадлежности к социальной группе, страхом отчуждения или религиозным страхом наказания, она осознанно созидается самим человеком, становится его свободным выбором.  Не всегда для того, чтобы остаться в границах мусульманских ценностей надо "прощаться" с потребностью, часто оказывается, что истиной потребностью на самом деле является как раз такая, которую удовлетворять возможно, размещая ее в пространстве семьи, ближайшего окружения, выбирая "допустимый" путь самореализации, либо закрывать незавершенный гештальт через терапию с психологом, особенно если там есть психологическая травма, история с сильными чувствами.

Гештальт-терапевты предлагают людям отделять то, что человек выбирает сам и что ему дается. Люди являются ответственными свои решения, выборы и действия. Обвинение внешних сил (например, наследственность или родителей) рассматривается как нежелание брать на себя ответственность.

Личность, делающая выбор, в гештальт-подходе представлена не как нечто статичное, фиксированное (наподобие "Я"). Специфический для каждого человека процесс, не просто «бытие» человека, а его «бытие-в-мире», которое изменяется в зависимости от возникающих ситуаций обозначается как Self . Дж. Латнер определяет Self как "особый, присущий только нам способ участия в любом процессе, наш индивидуальный способ проявления в нашем контакте с окружающей средой" [10].

Выделяют три функции Self: Ид (Id), Персона (Personality) и Эго (Ego). Id - это все, что относится к биологическому телу, включая потребности, чувства, эмоции, ощущения, инстинкты. Personality - это личность, то есть те знания, которые человек накопил о себе и о мире. Именно функция personality  определяет то, как человек интегрирует предыдущий опыт, как усваивает то, что происходит с ним в жизни, именно она формирует у чувство того, "кто я есть". Мысли, представления, фантазии, идеи, морали, знания, парадигмы, конструкции мышления. Ego в гештальт-подходе - это функция, которая отвечает за принятие решений [10].

Нафс, который представляет человеческую природу, согласно богословским трактованиям, имеет также сложную структуру, динамичен, процессуален. "Я", "Самость", "внутренний мир", имеет низшие уровни и высшие. Мусульмане часто используют слово "эго" как синоним. Нафс человека поддается изменению. Различают пять уровней нафса человека, в соответствии с приближенностью или отдаленностью его обладателя от Всевышнего: ан-нафс аль-аммара (повелевающий творить зло), нафс ал-лаввама (упрекающий нафс), ан-нафс аль-мульхима (вдохновляющий нафс), ан-нафс ар-разия (довольный нафс), ан-нафс аль-марзия (нафс, которым доволен Всевышний) [11].

Можно провести некоторую аналогию между понятиями "self" и "нафс". В структуре нафса также есть уровни (упрекающий и вдохновляющий), когда человек обращается на себя и включает систему саморегуляции, самоорганизациии. Из этого уровня человек делает выбор и движение назад (вниз к своей животной природе) либо вперед (вверх в Высшему).

Функция Ego в гештальт-подходе - это активная функция выбора или сознательного отказа: "я сам с полной ответственностью за мои собственные действия ограничиваю или расширяю контакт с окружающей меня средой, исходя из осознания моих собственных потребностей и желаний" [10].

Ислам запрещает человеку делать "все, что вздумается", гештальт-терапия не защищает принцип "все сгодится", возлагая самые серьезные обязательства на каждого человека в процессе выбора и осознания ценностей. Пост­мо­дер­ни­сти­че­ское на­прав­ле­ние гештальт-подхода Г. Уил­лера утверждает, что по­ступ­ки, ко­то­рые мы со­вер­ша­ем, опре­де­ля­ют­ся пред­пи­са­ни­я­ми и цен­но­стя­ми на­шей куль­ту­ры, отношения подчиняются законам [5]. Эта линия гештальт-подхода также способствует развитию личности верующего человека, его ответственности за решения и выборы, поступки, нравственный выбор.

Как мы видим, гештальт-подхол как философия и метод способствует повышению осознанности личности, собственной ответственности за выбор, способствует развитию такого контакта человека с миром, через который он удовлетворяет свои потребности (что я хочу), либо осознанно отказывается от их удовлетворения во имя следования своим ценностям (кто я есть). Это каждый раз "перезагружает" идентичность человека, поддерживая ее жизненность, процессуальность.

Таким образом, имея в качестве основного инструмента терапии и развития личности осознавание, гештальт-подход может быть применен для поддержки осознанного следования мусульманами законам Ислама, формированию и сохранению мусульманской идентичности. Благодаря фокусировке метода на работе с потребностями и эмоциями человека, в его арсенале множество способов помочь человеку экологично проходить через самоограничения, которые является данностью верующего. Теоретические выводы могут быть проиллюстрированы моим опытом работы в качестве гештальт-терапевта с представителями мусульманской религии, когда возвращение к мусульманской идентичности не было основной целью терапии, но ее дополнительным эффектом и показателем успешности.

Список литературы:

  1. Федотова Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. - №6. - 2003. - С. 50-58.
  2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.- 344 с.
  3. Малейчук Г.И. Клинические аспекты идентичности // Вестник гештальт-терапии: сб. статей. - Минск, 2011. - Вып. 7. - С. 35-42
  4. Бауман З. Идентичность в глобализирующемся мире // Индивидуализированное общество. - М.: Логос, 2005. - С. 176-177.
  5. Уиллер Г. Ге­штальт­те­ра­пия пост­мо­дер­на. За пре­де­ла­ми ин­ди­ви­ду­а­лиз­ма. М.: Смысл, ЧеРо, 2005. - 489 с.
  6. Булюбаш И Д. Руководство по гештальт-терапии. М.: Психотерапия, 2011. - 768 с.
  7. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. – СПб.: Речь, 2004. - 560 с.
  8. Гингер С. Гештальт: искусство контакта. - М.: Академический проект; Культура. - 2010. - 191 с.
  9. Мерсиянова А.П. Основные признаки экзистенциального выбора // Вестник ТГУ: педагогика и психология. - № 335 (июнь 2010). - С.153-156.

10. Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта. – СПб.: Специальная Литература, 1999. – 287 с.

11. Муфтий Дагестана Шейх Ахмад-Хаджи Абдулаев Благонравие праведников. - Махачкала, 2015. - 290 с.

[1] Наиболее распространенными механизмами прерывания контакта (остановки от удовлетворения потребности) считаются: слияние (конфлуенция), интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, эготизм и обесценивание.

[2] Полный цикл удовлетворения потребности состоит из четырех фаз: 1 - преконтакт, где потребность заявляет о себе и осознается, 2 - контактирование, на которой выбирается способ удовлетворения потребности, 3 - полный контакт - встреча с объектом удовлетворения потребности, 4 - ассимиляция - осмысление свершившегося.

 

Статья опубликована

Мерсиянова А.П. Осознанное самоограничение верующего: возможности гештальт-подхода // Современные психологические технологии как средство повышения эффективности социально-психологической помощи. Вып.4: Элект. сб. мат. Межд.научно-практ. конф./гл. ред.Ковалѐв С.Э.–Усть-Каменогорск, ФАО «НЦПК «Ӛрлеу» ИПК ПР по ВКО, 2017. - С.191-195.



Просмотров: 268
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Хочу быть уверенным в себе": работа в гештальт-подходе
  • Магия присутствия: как и для чего быть "здесь и сейчас" гештальт-терапевту
  • Эссе на тему "Феноменология гештальт-подхода"
  • Почти идеальный гештальт (опыт занятий "терапия небом")
  • "Контакт в гештальт-терапии"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Синдром эмоционального выгорания. "Реанимация" в гештальт-терапии
  • Что понимается под "гештальтом" в контексте гештальт-терапии?
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека
  • Групповое гештальт - изнасилование "личности"
  • Долгосрочная гештальт-терапия: для кого, для чего, почему "долгосрочно"?
  • О "пограничниках" в гештальт-терапии
  • Как работает гештальт-терапия(отрывок из книги "Депрессия"(Ковпак Д.В.,Третьяк Л.Л.,2009)
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Что такое "Гештальт-терапия"?
  • Методика французского гештальт-терапевта Жана-Мари Робина "Воспоминания из детства". 
  • Трудности "перевода" (размышления гештальт-терапевта)
  • "Коммунистический" "Рай" шимпанзе бонобо или секс создал человека?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Эссе "Гештальт моей Вселенной"
  • Интроект "Делай через "не хочу" разрушение установки , ассимиляция и защита ценностей.
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь