- Маленький, ты чего плачешь? - Я не плачу, все нормально.
Маленькой два с половиной года и она плачет. Хорошо так, с завываниями, ей явно плохо. А после этого вопроса глотает слезы и пытается молчать. Но не получается, ведь не тот возраст, чтобы осознанно прекратить.
Меня это пугает и расстраивает. Я хочу помочь, хочу разобраться. Знаю, что дочка в этом возрасте еще не может сама понять, из-за чего слезы, но уже научилась отвечать так, как будто её чувства не важны.
Понимаю, почему так происходит. Потому что мамины слезы, в минуты слабости, тоже не важны. Потому что на вопрос дочери: "Мама, ты плачешь?" я отвечаю также: "Нет, все нормально.". И теперь понимаю, как это неправильно.
Я учу свою дочь не обращать внимания на то, что ей плохо, обесцениваю свои чувства на глазах у ребенка и учу тому же, показываю, что не доверяю ей и лишаю возможности помочь мне, утешить и научится этому.
Когда я это осознала, то пришла в ужас. Хочу, чтобы ребенок знал - взрослые не роботы и тоже могут расстраиваться; взросление - это не игнорирование собственных чувств; дочка тоже может помочь, как и я могу ей помочь.
И я не боюсь поменяться с ней местами и стать дочерью собственному ребенку. Потому что не делаю ее ответственной за свою печаль или радость. Не объясняю, что только её "хорошее" или "правильное" поведение может меня утешить или предотвратить мою грусть. Не требую от нее принятия решений и не бросаю в одиночестве, "уходя" в собственные переживания. Я все ещё мама. Мама, которая иногда грустит.
Хочу дать ей право на мою помощь, в сложных ситуациях, научить её понимать себя и причину собственной печали, злости, страха, радости. И сделать могу это только одним способом - быть честной перед ней, не скрывать свои эмоции, называть их и рассказывать откуда они берутся.
Конечно, я помню, что причины тоже моя ответственность, а не мужа, начальника, мамы, злого дяди на улице или глупого телевизора. "Мы иногда спорим с папой, меня это расстраивает, но я погрущу и станет легче.". "В этом фильме есть печальный момент, я сочувствую героям и плачу вместе с ними.". "Я устала, поэтому могу расстраиваться, так иногда бывает, когда человеку нужен отдых".
Так, можно ли плакать при детях? Вопрос не в том, можно ли выражать свои чувства. Можно. Вопрос в том, КАК вы это делаете. На долго ли погружаетесь в переживания, умеете ли справляться, обвиняете ли окружающих. Остаётесь ли мамой. Умеете ли объяснить так, чтобы малыш понял, не он причина слез и ничего не должен.
Если вы умеете грустить правильно, то сможете научить этому своих детей.
Всегда для вас, Алена Лаврова, Психолог-консультант, СПб, Скайп
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.