|
Оказание психотерапевтической помощи клиентам с повышенной тревожностьюАвтор статьи: Гавриленко Виталий Анатольевич
Многие ведущие специалисты в области оказания психологической помощи едины во мнении, что тревога предупреждает об опасности, угрозе и в этом смысле имеет не меньшую ценность, чем боль, следовательно, за тревожностью почти всегда скрывается нечто большее, чем психическое состояние – тревога. Ещё З. Фрейд определял тревожность как сигнал со стороны Ego, предупреждающий индивида о внутреннем конфликте. Обычно конфликт происходит между неприемлемыми импульсами бессознательного и психическими силами, направленными на подавление этих импульсов. Следует также отметить, что тревожность - сигнал не только предупредительный, но и защищающий от конфликтов, потому что задействует механизмы психологической защиты. На сегодняшний день тревога и тревожность в клиническом аспекте относятся к эмоциональным расстройствам. На наш взгляд, психологу-консультанту, оказывающему психологическую помощь необходимо иметь глубокие познания в вопросах этиопатогенеза тревожных переживаний и способов оказания помощи. Современное состояние в области видов психологической помощи предоставляет широкий выбор методов. Но, начинающему психологу, довольно сложно выбрать и определить какой из методов следует применить в данном конкретном случае. В нашем исследовании мы изучили особенности оказываемой психологической помощи в рамках разных модальностях психотерапии. Среди пациентов лечебно-оздоровительного центра была отобрана группа клиентов с повышенным уровнем тревожности, далее были изучены некоторые особенности личности пациентов. На следующем этапе группа была поделена на две, с одной проводили сеансы психотерапии в рамках когнитивно-поведенческого направления, а с другой в контексте глубинно-ориентированного (символдрамы). В качестве гипотез были выдвинуты два предположения:
Для измерения уровня тревожности была использована методика измерения уровня тревожности Тейлора. Для диагностики самооценки была применена методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина. Личностные черты испытуемых исследовались Опросником Кеттелла 16PF. Сравнение данных двух исследований осуществлялось с помощью критерия Т-Вилкоксона. В результате статистического сравнения выявилос, что, как поведенческие психотерапевтические техники, так и символдрама, способствовали значительному снижению уровня тревоги и общей тревожности пациентов. После проведённых сеансов пациенты в меньшей степени воспринимают жизненные ситуации как угрожающие, у них снизилось состояние напряжения, беспокойства, озабоченности и нервозности. Далее былы сравнены личностные особенности пациентов прошедших психотерапевтические сеансы в разных модальностях. Количественный анализ проведённого сравнения позволяет констатировать, что в группе прошедшей символдраматические сеансы произошло больше изменений в личностных чертах, нежели в группе, где оказывалась психологическая помощь поведенческими техниками. Качественный анализ позволяет выделить следующие изменения происшедшие в структуре личностных черт пациентов обеих групп:
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы: - уровень самооценки реактивной и личностной тревоги, а так же общей тревожности по критерию U-Манна-Уитни в отобранных группах пациентов до оказания психологической помощи не имеет различий; - отобранные две группы пациентов не имеют существенных отличий по факторам исследуемым опросником Кеттелла (для определения различий использовался критерий U-Манна-Уитни); - как поведенческие психотерапевтические техники, так и символдрама, способствовали значительному снижению уровня тревоги и общей тревожности пациентов. После проведённых сеансов пациенты в меньшей степени воспринимают жизненные ситуации как угрожающие, у них снизилось состояние напряжения, беспокойства, озабоченности и нервозности; - сравнение двух групп выборок с помощью критерия Т-Вилкоксона позволяет констатировать, что в группе прошедшей символдраматические сеансы произошло больше изменений в личностных чертах, нежели в группе, где оказывалась психологическая помощь поведенческими техниками; - в силу того, что в нашем исследовании мы не разделяли экспериментальные группы по различным критериям (полу, возрасту, образованию и т. д.), а единственным критериям являлась повышенная тревожность, то можно утверждать:
Таким образом, выдвинутые гипотезы нашли своё экспериментальное подтверждение. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|