Не спешите наказывать ребёнка!

Не спешите наказывать реб нка

Вопрос о  наказаниях часто задают родители и на консультациях, и на психологических форумах. Чаще всего, это касается физических наказаний, что, конечно, неприемлемо. Но ведь агрессия бывает не только физической, но и вербальной, поэтому  и моральное наказание может быть очень болезненным для ребёнка, и иметь далеко идущие последствия в виде сниженной самооценки, неуверенности в себе и других личностных проблем...

Замкнутый круг проблемы наказаний состоит в том, что детское непослушание начинает досаждать, когда родитель сам уже разозлен и раздосадован. А в таком состоянии редко, кто  способен на адекватную оценку ситуации. Поэтому мы представляем  своеобразный чек-лист, который поможет вам разобраться в том, действительно ли ваш ребёнок заслуживает вашего порицания. Итак, прежде, чем ругать непослушного ребёнка, — посмотрите в этот список:

10 ВОПРОСОВ К СЕБЕ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ НАЧАТЬ РУГАТЬ РЕБЕНКА

1. Не противоречат ли ваши требования возрастным особенностям? Маленькие дети не способны терпеть и ждать, сильные сиюминутные желания в дошкольном возрасте успешно вытесняют, казалось бы, усвоенные правила и нормы.  И лет до 11-13, пока не сформируется волевая сфера, ребёнок чаще следует своим "хочу", а не вашим "должен".

2.  Понимаете ли вы причины поведения ребёнка, его потребности, желания? Взгляд на ситуацию со стороны ребёнка не обязательно разрешит проблему. Но это первый шаг к тому, чтобы договориться, найти компромисс.

3.   Учитываете ли вы состояние ребёнка? Может быть, он устал или голоден? Может быть, он напуган (и к этому нужно отнестись серьёзно, какими бы пустяковыми не казались детские страхи). Может быть, расторможен так, что не контролирует себя и не слышит вас? Тут хочется напомнить слова Росса Грина из книги "Взрывной ребёнок":  "Дети ведут себя хорошо, если могут".

4. Не подавляют ли ваши требования естественных механизмов развития? Рассматривайте привычку ребёнка всюду лезть, всё трогать, пробовать на вкус, заглядывать внутрь разных предметов не как ваше наказание, а как счастливый дар, который позволит за несколько лет научиться миллиону важных вещей.

5.  Вас обижает поведение ребёнка или есть подозрение, что он всё делает "назло"? У большинства из нас хранится груз старых обид. Но иногда стоит вспоминать, что песочница осталась позади, и нам не обязательно теперь обзываться в ответ и давать "сдачу", особенно если "обидчик" – наш собственный ребёнок.

6. Не сражаетесь ли вы с физиологическими особенностями ребёнка, разумны ли ваши требования? Ведь часто ребёнок просто не может выполнить ваше требование, а не «не хочет» или «ему просто лень».

7. Не перекладываете ли вы ответственность на ребёнка за свою невнимательность, безответственность или лень? Ведь, если вы вчера что-то запретили, за что-то наказали, а сегодня забыли проконтролировать, то разве виноват ребёнок в том, что забыл про наказание?

8. Делаете ли вы что-то, чтобы ребёнок вас услышал? Умеете ли вы сами сотрудничать и договариваться, можете ли научить этому ребенка? 

9. Не переоцениваете ли вы представление ребёнка об опасностях, его возможности предвидеть последствия своих действий? Ведь мозг ребёнка – это не уменьшенная копия мозга взрослого человека. Он ещё не совсем развит и вызревает постепенно. Только к 16-18 годам он приобретёт черты мозга взрослого человека. И последними созревают лобные доли мозга, те, в которых находятся зоны, отвечающие за контроль над поведением, за возможность предвидеть последствия своих действий. А пока ребёнок действует импульсивно: захотел – сделал.

10. Не отрицаете ли вы право ребёнка на собственные желания, интересы, побуждения? Ведь вы хотите, чтобы ваш ребёнок смог быть успешным, когда вырастет, смог ставить перед собой цели и добиваться их. Именно сейчас он в этом упражняется.

Статья впервые опубликована на сайте Психологического центра "РОСТ" Санкт-Петербург: https://www.psycenter-rost.com/single-post/Ne-speshite-nakazyvat-rebenka

Александр и Елена Созончук, Психологический центр "РОСТ" Санкт-Петербург



Просмотров: 381
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • "Открылась бездна..." (Планетарий и личность ребёнка и взрослого).
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • Может ли ваш ребёнок ответить на вопрос: "Кто я?"
  • Быть "за" ребёнка
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • Когда для ребёнка "слишком". Контейнирование чувств
  • Папа-школа - продвинутый уровень - "Жизненный Сценарий вашего ребёнка"
  • "Роль родителей в формировании самооценки ребёнка"
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Семейные проблемы. Сложности с рождением ребёнка. Открыть "канал рождения детей"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Рождение ребёнка и формирование взаимосвязи в диаде "мать - новорождённый"
  • Моя книга "Кросс-коучинг: станьте домашним психологом для своего ребёнка"
  • Как реагировать на "хочу" ребёнка?
  • "Я знаю своего ребёнка! Она точно сильно переживает!" Или история обиженной мамочки
  • Психолог, "почини" моего ребёнка. Часть 1.
  • Психолог, "почини" моего ребёнка! Часть 2.
  • "Мы" как тест на симбиотические отношения матери и ребёнка
  • "Группы смерти", или как уберечь ребёнка?!
  • "Я не люблю своего ребёнка.. Что со мной не так?"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Чем заменить "нельзя" для ребёнка?
  • "Такого ребёнка я не заказывала"
  • О фобии "избаловать" ребёнка
  • Можно ли "планировать" ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь