Кто мы? Про потерю связи с собой и миром

Автор статьи: Ирина Ребрушкина

Продолжаю отвечать пользователям сайта и приглашаю вас задавать свои вопросы, можно прямо здесь в комментариях. 

Пишет DonnaAnna:

Уважаемая Ирина, 
Мы - ваши основные клиенты 35+, но не более 65, мы вообще кто? Сколько в нас "осколков" и следов личностей и установок наших родителей - последнего "советского" поколения. Растерянности перед настоящим, и пониманием, что дети скорее всего намного больше знают о современном мире. Может быть главный вопрос - а кто мы? Как вернуться к себе? К тем кем мы были, к тем кем мы могли бы быть? 
А что вы думаете?

Вообще, интересно, что сейчас ко мне на консультации чаще приходят люди моложе меня – те, кому 25-30 лет. Но с ровесниками я тоже очень люблю работать. Много общих тем и близких мне трудностей.

Мне ваш вопрос показался очень многослойным, он о разном. 

Первое, это о том, что в нас наше, а что - наносное, те самые следы и осколки, как вы образно пишете, и правда интересно: это наследие подходит мне или это что-то по сути чуждое, что мне всучили, а я теперь по привычке несу, бросить жалко.

Кто мы Про потерю связи с собой и миром


В гештальте есть термин для этого - «интроект»; если объяснять его через пищевую метафору, столь любимую Перлзом: интроект - это то, что проглочено без пережевывания и не переварено, не усвоено...

Второе, что я услышала в вопросе: на что опираться, когда мир стал таким нестабильным? В отличие от того мира, в котором жили до определенного момента наши родители, пока страна не развалилась.

И сначала мне показалось, что ваш вопрос – про ту идентичность, которая касается самоопределения себя через принадлежность группе: семье, стране… Мы правда нуждаемся в своей стае, в значимой группе или сфере, про которую можно сказать «мое», «наше»: мой язык, наша страна, наша компания… И в вопросе характерна формулировка - МЫ: кто МЫ, а не "кто Я".

Но потом у нас состоялся небольшой диалог в комментариях, и вопрос раскрылся новым слоем:

Ирина Ребрушкина: А как вы отвечаете на вопрос - кем мы были? Если важно вернуться к себе - значит, когда-то идентичность была определена, а потом утеряна: где-то случился поворот ОТ себя. И интересно, как вы видите - где, в какой точке случился этот поворот?

DonnaAnna: Были детьми остро прозрачно и волшебно воспринимающими жизнь. Каждое явление - чудо, что-то новое - открытие. Разве у кого то иначе? Разве Вы не видели чуда, волшебства, особенности каждого момента? Верили в Деда Мороза, с особым удовольствием разбирали бабушкин сундук, душились мамиными духами, влезали в унты отца? И где именно эта детская идентичность была утеряна)))) В какой точке мог случиться этот поворот? Вы знаете его маркеры признаки ощущения? Может, подскажете как искать)

И пожалуй, да, это тоже про идентичность, но особую – экзистенциальную, про соответствие человека самому себе. Способность проживать свою подлинную, а не чужую жизнь, и впечатляться ею. Об этом есть книга известного психотерапевта Джеймса Бьюдженталя, возможно, вам будет интересно почитать: «Наука быть живым».

Если про меня конкретно, то да, я очень тоскую по этому утраченному детскому восприятию, правда. Вы здорово об этом сказали и нашли для этого точные, хорошие слова, очень живо описали то, как ребенок переживает мир.



Что же с нами случилось и где именно мы свернули не туда?

Мы повзрослели. И я думаю, что в этом медленном повороте ОТ себя, в утрате свежести и подлинности переживаний, способности ТАК впечатляться миром, жизнью, играют роль 2 вещи:

  • естественное стирание новизны, которое неизбежно происходит со временем,
  • то, как мы сами привычно ограничиваем себя, организуем себе скуку, сами стираем эту новизну, не замечаем ее.  

Естественное привыкание происходит  в силу адаптации, того, что многое становится знакомым и тогда переходит в разряд автоматизмов. Автоматизмы мы не осознаем, не отслеживаем и соответственно не переживаем. 

Ничто не сравнится с первым нейронным следом, с первым отпечатком опыта – конечно, он самый яркий.

Одно дело, когда я вижу листопад или снег в первый, в пятый, в десятый раз в жизни, да еще и я при этом расту и меняюсь, и между мной пятилетней и мной 13-летней – словно  несколько эпох. И другое дело, когда я вижу этот снег и этот листопад в 35-й, в 39-й раз, и я уже при этом не растущий, а сформировавшийся организм, и в нем уже крепчают физиологические процессы старения, а не развития.

А вот то, как мы сами убираем свой фокус с нового,  разучаемся видеть новое и удивительное в знакомом  – это очень интересный момент.

Несмотря на то что это 39-й листопад в моей жизни – это все-таки не один и тот же листопад. А я как будто фиксируюсь только на привычном, игнорирую новизну и тогда переживаю скуку. А ведь мир постоянно меняется.

Адаптация помогает нам справиться с тревогой, узнавание мира делает его более безопасным (или создает такую иллюзию), мы становимся спокойнее, увереннее, укоренённее, чем в детстве, и вместе с тем немножко мертвеем. Вместе с волнением, тревогой перед неизвестным уходит и острота переживания. Как ее вернуть?

Если коротко:

1) замечать новое, искать его намеренно, помнить, что «одинаковое одинаковому рознь», как замечательно сказали авторы книги "Путешествие в гештальт" Наталья Лебедева и Елена Иванова;

2) возвращать себе чувствительность через тренировку телесного и эмоционального осознавания, внимания к тому, что происходит у нас буквально внутри (что с телом, что с чувствами), когда мы соприкасаемся с миром,  как позволяем или не позволяем ему влиять на себя.

Взросление и воспитание ведь очень связаны с ограничением, с этаким  обтесыванием, со  сдерживанием телесных импульсов. Нас подстригают, как французский регулярный парк,  придают форму, удобную садовникам)

Нас учат и затем мы сами учимся контролировать свои телесные побуждения, и в целом это хорошо, на этом базируется культура.

Но проблема в том, что вместо управления поведением, нас чаще всего учат подавлять свою чувствительность. Вместо  послания, скажем, «драться нельзя, можно сказать словами», ребенок слышит: «злиться нельзя, злиться плохо». И постепенно отучается чувствовать. Нельзя выключить в себе только плохие чувства, а хорошие (интерес, восторг перед миром, радость, удовольствие, свежесть восприятия) – оставить. Выключается все, "пакетом".

Поэтому на вопрос "кто мы?" или, точнее, "кто я, какая я?" стоит искать ответ через возращение себе способности чувствовать.

***

DonnaAnna, отвечаю ли я на ваш вопрос? Мне интересно.

Жду от вас новых идей – о чем вы хотели бы спросить, услышать, порассуждать вместе? 

Ответ в формате видео - здесь. 



Просмотров: 430
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Ответ на вопрос: "Как найти в себе сил жить?"
  • Общий ответ на вопрос "Как прокачать свою дисциплину, если с ней проблемы"?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Где?" - почему неговорящий ребенок реагирует на этот вопрос.
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Что, чёрт возьми, значит этот ваш вопрос "что ты чувствуешь?!"
  • Вопрос от "худеющей" клиентки: «…вообще не могу себя заставить тренироваться!!! Что делать???»
  • "Как не растрачивать себя по пустякам и не переживать из-за мелочей?" - ответ на вопрос
  • "Как научиться себя хвалить?" Ответ на вопрос
  • Когда говорить об "этом"?..или половое воспитание в семье
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос
  • Вопрос расстановщику. "Я словно виноват перед старшим братом..."
  • Быть вместе. "Легко!.. Или не очень?!"
  • Этот коварный вопрос "Почему?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Вопрос расстановщику. "Рассталась с любимым. Вернуть нельзя забыть?"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Вопрос — ответ: Не разрешаю себе злиться на мать. Злюсь на себя
  • Ответ на вопрос: "Не могу бросить маму, что делать?"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда вопрос "почему" бывает неполезен.
  • Вопрос психологу №4: "Потеряла себя, ничего не хочу!"
  • Главный вопрос психологу или "Почему всё будет хорошо?"
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь