|
Кто мы? Про потерю связи с собой и миромАвтор статьи: Ирина Ребрушкина
Продолжаю отвечать пользователям сайта и приглашаю вас задавать свои вопросы, можно прямо здесь в комментариях. Пишет DonnaAnna:
Вообще, интересно, что сейчас ко мне на консультации чаще приходят люди моложе меня – те, кому 25-30 лет. Но с ровесниками я тоже очень люблю работать. Много общих тем и близких мне трудностей. Мне ваш вопрос показался очень многослойным, он о разном. Первое, это о том, что в нас наше, а что - наносное, те самые следы и осколки, как вы образно пишете, и правда интересно: это наследие подходит мне или это что-то по сути чуждое, что мне всучили, а я теперь по привычке несу, бросить жалко.
Второе, что я услышала в вопросе: на что опираться, когда мир стал таким нестабильным? В отличие от того мира, в котором жили до определенного момента наши родители, пока страна не развалилась. И сначала мне показалось, что ваш вопрос – про ту идентичность, которая касается самоопределения себя через принадлежность группе: семье, стране… Мы правда нуждаемся в своей стае, в значимой группе или сфере, про которую можно сказать «мое», «наше»: мой язык, наша страна, наша компания… И в вопросе характерна формулировка - МЫ: кто МЫ, а не "кто Я". Но потом у нас состоялся небольшой диалог в комментариях, и вопрос раскрылся новым слоем:
И пожалуй, да, это тоже про идентичность, но особую – экзистенциальную, про соответствие человека самому себе. Способность проживать свою подлинную, а не чужую жизнь, и впечатляться ею. Об этом есть книга известного психотерапевта Джеймса Бьюдженталя, возможно, вам будет интересно почитать: «Наука быть живым». Если про меня конкретно, то да, я очень тоскую по этому утраченному детскому восприятию, правда. Вы здорово об этом сказали и нашли для этого точные, хорошие слова, очень живо описали то, как ребенок переживает мир.
Мы повзрослели. И я думаю, что в этом медленном повороте ОТ себя, в утрате свежести и подлинности переживаний, способности ТАК впечатляться миром, жизнью, играют роль 2 вещи:
Естественное привыкание происходит в силу адаптации, того, что многое становится знакомым и тогда переходит в разряд автоматизмов. Автоматизмы мы не осознаем, не отслеживаем и соответственно не переживаем. Ничто не сравнится с первым нейронным следом, с первым отпечатком опыта – конечно, он самый яркий. Одно дело, когда я вижу листопад или снег в первый, в пятый, в десятый раз в жизни, да еще и я при этом расту и меняюсь, и между мной пятилетней и мной 13-летней – словно несколько эпох. И другое дело, когда я вижу этот снег и этот листопад в 35-й, в 39-й раз, и я уже при этом не растущий, а сформировавшийся организм, и в нем уже крепчают физиологические процессы старения, а не развития. А вот то, как мы сами убираем свой фокус с нового, разучаемся видеть новое и удивительное в знакомом – это очень интересный момент. Несмотря на то что это 39-й листопад в моей жизни – это все-таки не один и тот же листопад. А я как будто фиксируюсь только на привычном, игнорирую новизну и тогда переживаю скуку. А ведь мир постоянно меняется. Адаптация помогает нам справиться с тревогой, узнавание мира делает его более безопасным (или создает такую иллюзию), мы становимся спокойнее, увереннее, укоренённее, чем в детстве, и вместе с тем немножко мертвеем. Вместе с волнением, тревогой перед неизвестным уходит и острота переживания. Как ее вернуть? Если коротко: 1) замечать новое, искать его намеренно, помнить, что «одинаковое одинаковому рознь», как замечательно сказали авторы книги "Путешествие в гештальт" Наталья Лебедева и Елена Иванова; 2) возвращать себе чувствительность через тренировку телесного и эмоционального осознавания, внимания к тому, что происходит у нас буквально внутри (что с телом, что с чувствами), когда мы соприкасаемся с миром, как позволяем или не позволяем ему влиять на себя. Взросление и воспитание ведь очень связаны с ограничением, с этаким обтесыванием, со сдерживанием телесных импульсов. Нас подстригают, как французский регулярный парк, придают форму, удобную садовникам) Нас учат и затем мы сами учимся контролировать свои телесные побуждения, и в целом это хорошо, на этом базируется культура. Но проблема в том, что вместо управления поведением, нас чаще всего учат подавлять свою чувствительность. Вместо послания, скажем, «драться нельзя, можно сказать словами», ребенок слышит: «злиться нельзя, злиться плохо». И постепенно отучается чувствовать. Нельзя выключить в себе только плохие чувства, а хорошие (интерес, восторг перед миром, радость, удовольствие, свежесть восприятия) – оставить. Выключается все, "пакетом". Поэтому на вопрос "кто мы?" или, точнее, "кто я, какая я?" стоит искать ответ через возращение себе способности чувствовать. *** DonnaAnna, отвечаю ли я на ваш вопрос? Мне интересно. Жду от вас новых идей – о чем вы хотели бы спросить, услышать, порассуждать вместе? Ответ в формате видео - здесь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|