Как не "зарыть в землю" учебную мотивацию

Как не зарыть в землю учебную мотивацию

«Он совершенно не хочет учиться!» -  как часто мы слышим эту фразу от отчаявшихся родителей, от обеспокоенных учителей… К сожалению, познавательная мотивация – вещь действительно крайне хрупкая, и ее гораздо легче разрушить, чем создать.

При благоприятном стечении обстоятельств учебная мотивация начинает складываться в старшем дошкольном возрасте, а в начальной школе находит свое подкрепление. Если же этого не произошло, нужно понимать, что надежды сформировать ее «с нуля», например, у подростков, абсолютно нереалистичны.

Много общаясь со старшими дошкольниками и сопровождая первоклассников на этапе их адаптации к школе, я замечаю, что не все дети приходят в школу со сформированным желанием учиться. Я постаралась сформулировать некоторые рекомендации для родителей старших дошкольников о том, как все-таки «подстелить соломки» в этом вопросе, ведь, наверное, убеждать в значимости учебной мотивации для благополучной школьной жизни, - далеко не самое нужное занятие.

Во-первых, всячески развивайте и поощряйте любознательность ребенка.

Ведь что такое учебная мотивация на первых этапах своего формирования? Это широкий познавательный мотив. Другими словами, это способность ребенка получать удовольствие от того, что он узнает что-то новое, учится делать то, чего не умел раньше.

На мой взгляд, такое отношение мы, взрослые, вполне можем помочь сформировать. Абсолютное большинство детей любознательны по своей природе (помните эти бесконечные «почему?»), важно только не «задавить» эту природу, ее поддерживать. Если ребенок ходит на какие-то занятия, обязательно спрашивайте его, что было нового и интересного (а не как он себя вел и как его оценили), показывайте на своем собственном примере, что получение новой информации и приобретение новых умений – большое удовольствие.

Во-вторых, важно не создавать отрицательный эмоциональный фон предстоящей школьной жизни ребенка.

Недавно наблюдала в детском садике такую картинку. Мальчик  не особенно умело пытался завязать шнурки. Потерявшая терпения бабушка ему помогла, а потом раздраженно бросила: «А кто тебе в школе-то будет шнурки завязывать? Там с тобой быстро разберутся!»

Чувства бабушки в этой ситуации вполне понятны, равно как и ее обеспокоенность тем, что внук еще не способен должным образом себя обслуживать. Но что из этого разговора вынесет ребенок? Что школа – это такое страшное место, где с ним начнут немедленно «разбираться».

В этой связи, кстати, стоит проанализировать, в случае наличия в семье старших братьев и сестер-школьников, какими эмоциями сопровождается обсуждение школьных дел, выполнение уроков, и подумать, как это все выглядит в глазах ребенка, находящегося на пороге своей школьной жизни.

В-третьих, старайтесь не ориентировать ребенка на то, что оценки – это главное в школьной жизни.

Довольно часто можно услышать такие фразы взрослых: «Васенька, ты такой умный, наверное, в школе круглым отличником будешь» или «Ой, Петя, как ты коряво тут все нарисовал. Пойдешь в школу – тебе «двойку» за такое поставят».

Почему меня не очень радуют такие послания взрослых? Оценка – это самый распространенный вид внешнего учебного мотиватора. До поры до времени он может прекрасно работать, обычно на нем можно «проехать» всю начальную школу и даже чуть-чуть средней. А потом наступает чудный подростковый возраст, для человека самым главным становится общение со сверстниками, все взрослые вместе с их оценками задвигаются на самый дальний план картины мира… Догадываетесь, что в этом случае с учебой происходит?

Кстати, проблема любой внешней мотивации в том, что она формируется гораздо быстрее и легче, чем внутренняя, и внутренней просто не дает сформироваться. То есть если ребенок изначально будет настроен учиться «за оценки», познавательная мотивация у него вряд ли уже сформируется.

В-четвертых, не увлекайтесь слишком ранним включением ребенка в учебную деятельность.

Я здесь про подготовку к школе, которая происходит по принципу «сели за парты, открыли тетрадки, сложили руки и т.д.». Нужно понимать, что для дошкольника основная и самая естественная деятельность – это игра. К учебе он просто еще не готов ни психически, ни физически. Если же мы его надолго погружаем в несвойственную возрасту деятельность, невольно возникает ощущение несоответствия собственных возможностей требованиям, которые предъявляет окружающая среда. А это прекрасный «питательный  бульон» для взращивания школьной тревожности, которая, как вы понимаете, никак не будет способствовать благополучной школьной адаптации в целом и развитию учебной мотивации в частности.

Дорогие читатели, если вы хотите подробнее обсудить со мной проблемы учебной мотивации вашего ребенка, жду вас на очном приеме в Санкт-Петербурге. Также возможна работа по Скайпу и в других он-лайн режимах.


Просмотров: 266
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Семья на пороге школьной жизни ребенка
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Что такое учебная мотивация и какова ее цель в обучении ребенка?
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Если Вашего ребенка травят в школе...
  • 18 рекомендаций по формированию мотивации и поддержке ребенка в школе.
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Мотивация ребенка к учебе. Рекомендации для родителей.
  • Мотивация к школе и первые оценки первоклассников
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Зачем учиться в школе, ведь богатым от этого не станешь?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Как заставить ребенка хорошо себя вести в школе и стать отличником.
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации
  • Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптации
  • Скоро в школу I Готов ли ребенок к школе?
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации. Заключение.
  • Когда отдавать ребенка в школу? Куда пойти учиться: лицей, гимназия или обычная школа?!
  • "Инструкция по мотивации, или почему тебе на самом деле не нужна никакая мотивация".
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Роль родителей в формировании учебной мотивации у подростков
  • Ребенок и школа. Что такое готовность к школе?
  • 25 способов узнать у ребенка как у него дела в школе, не спрашивая, как у него дела в школе...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь