СПЭ способности потерпевшего правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства

Оценка субъективной стороны восприятия включает изучение таких факторов, как:

1. Уровень развития и особенности органов чувств (анализаторов) у обследуемого лица. Перед экспертом должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у подэкспертного конкретных психических аномалий, например, установление особенностей цветоощущений, восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственная ориентация, размеры, форма, удаленность и т.п.).

Учитывая конкретные условия восприятия, необходимо определить, достаточно ли абсолютная чувствительность зрительного, слухового анализаторов для возможности правильно воспринимать интересующие суд и следствие обстоятельства.

2. Уровень психического развития подэкспертного (сформированность и особенность познавательных процессов). Может быть обусловлен следующими факторами:

  • возрастной период уровня интеллектуального и личностного развития (так, детям дошкольного возраста свойственны детализированность и неполнота отражения, недостаточная сформированность процессов запоминания, аффективный характер мышления, ограниченность осмысления действительности);
  • патопсихологические нарушения нормального развития, которые могут оказывать влияние на способность к правильному восприятию юридически значимых событий у малолетних и несовершеннолетних потерпевших.

3. Психическое состояние подэкспертного. В ряде случаев в результате психотравмирующего воздействия у потерпевших возникают кратковременные аффективные состояния (страх, растерянность), основными признаками которых, наряду с доминированием эмоциональных переживаний, являются частичное сужение сознания и нарушения произвольной регуляции поведения.

Как правило, в качестве основной ситуативной переменной, которая при взаимодействии с личностными особенностями может оказать негативное влияние на способность давать правильные показания, выделяют внешнее давление значимых окружающих, заинтересованных в определенном исходе уголовного дела. 

СПЭ способности потерпевшего правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства
Оценка субъективной стороны способности давать правильные показания включает исследование следующих факторов:

  1. Уровень психического развития подэкспертного (особенности мнестических и мыслительных процессов). Особенности памяти, мышления и речи, препятствующие возможности давать правильные показания, могут быть обусловлены:
  • нарушениями нормального психического развития несовершеннолетнего, вызывающими несформированность процессов обобщения и абстрагирования, логики суждений, недоразвитие высших форм запоминания, плохую ориентировку в практических ситуациях, ограниченный словарный запас, а также недостаточную критичность, мотивационную и волевую незрелость, примитивность морального сознания;
  • проявлениями естественной возрастной незрелости. Так, для малолетних дошкольного возраста характерно недостаточное развитие произвольных, опосредованных форм запоминания, которые в совокупности с неразвитостью понимания окружающей действительности, осмысления многомерности ее взаимосвязей и взаимозависимостей, несформированностью полноценной логики определяют способность давать правильные показания только с фактической, внешней стороны событий, при невозможности осветить содержательный смысл значимых для дела ситуаций.
  • Индивидуально-психологические особенности подэкспертного (повышенная внушаемость, подчиняемость, зависимость от мнения и оценок субъективно значимых, авторитетных для них людей, а также повышенная склонность к фантазированию).

    Дорогие читатели, спасибо за Ваше внимание к моим статьям!

    Если вам понравилась статья, ставьте «спасибо»,  оставляйте свои отзывы.

    Чтобы получить  мою консультацию, перейдите по ссылке

    https://www.psyoffice.ru/bondarenko-t-a/#consultation



Просмотров: 391
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Оценка субъективной стороны восприятия потерпевшего противоправной ситуации (об СПЭ)
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Особенности детей с задержкой психического развития
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Особенности оказания психологической помощи подросткам с задержкой психического развития.
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Вопросы для развития способности к позитивным изменениям
  • Фрирайтинг: Упражнение для развития целостного восприятия информации
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Любовь – обязательное условие для нормального развития ребенка!
  • Коррекционная программа для развития зрительной памяти и мышления у человека с болезнью Дауна
  • Нейропсихологическое сопровождение процессов детского развития. «Метод замещающего онтогенеза»
  • Психологические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
  • Как быть присутствующим или 12 стратегий для развития осознанности
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Особенности развития речи: физиологические основы
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Вопросы для поддержания и развития здорового состояния
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • Трудности в обучении. Тактильные упражнения для развития мышления дошкольников.
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Психофизиология зрительного восприятия. Динамические иллюзии движения. Особенности в изображении
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Основные направления коррекционной помощи детям с задержкой психического развития
  • Уровень развития личности и психологические границы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь