Оценка субъективной стороны восприятия включает изучение таких факторов, как:
1. Уровень развития и особенности органов чувств (анализаторов) у обследуемого лица. Перед экспертом должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у подэкспертного конкретных психических аномалий, например, установление особенностей цветоощущений, восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственная ориентация, размеры, форма, удаленность и т.п.).
Учитывая конкретные условия восприятия, необходимо определить, достаточно ли абсолютная чувствительность зрительного, слухового анализаторов для возможности правильно воспринимать интересующие суд и следствие обстоятельства.
2. Уровень психического развития подэкспертного (сформированность и особенность познавательных процессов). Может быть обусловлен следующими факторами:
возрастной период уровня интеллектуального и личностного развития (так, детям дошкольного возраста свойственны детализированность и неполнота отражения, недостаточная сформированность процессов запоминания, аффективный характер мышления, ограниченность осмысления действительности);
патопсихологические нарушения нормального развития, которые могут оказывать влияние на способность к правильному восприятию юридически значимых событий у малолетних и несовершеннолетних потерпевших.
3. Психическое состояние подэкспертного. В ряде случаев в результате психотравмирующего воздействия у потерпевших возникают кратковременные аффективные состояния (страх, растерянность), основными признаками которых, наряду с доминированием эмоциональных переживаний, являются частичное сужение сознания и нарушения произвольной регуляции поведения.
Как правило, в качестве основной ситуативной переменной, которая при взаимодействии с личностными особенностями может оказать негативное влияние на способность давать правильные показания, выделяют внешнее давление значимых окружающих, заинтересованных в определенном исходе уголовного дела.
Оценка субъективной стороны способности давать правильные показания включает исследование следующих факторов:
Уровень психического развития подэкспертного (особенности мнестических и мыслительных процессов). Особенности памяти, мышления и речи, препятствующие возможности давать правильные показания, могут быть обусловлены:
нарушениями нормального психического развития несовершеннолетнего, вызывающими несформированность процессов обобщения и абстрагирования, логики суждений, недоразвитие высших форм запоминания, плохую ориентировку в практических ситуациях, ограниченный словарный запас, а также недостаточную критичность, мотивационную и волевую незрелость, примитивность морального сознания;
проявлениями естественной возрастной незрелости. Так, для малолетних дошкольного возраста характерно недостаточное развитие произвольных, опосредованных форм запоминания, которые в совокупности с неразвитостью понимания окружающей действительности, осмысления многомерности ее взаимосвязей и взаимозависимостей, несформированностью полноценной логики определяют способность давать правильные показания только с фактической, внешней стороны событий, при невозможности осветить содержательный смысл значимых для дела ситуаций.
Индивидуально-психологические особенности подэкспертного (повышенная внушаемость, подчиняемость, зависимость от мнения и оценок субъективно значимых, авторитетных для них людей, а также повышенная склонность к фантазированию).
Дорогие читатели, спасибо за Ваше внимание к моим статьям!
Если вам понравилась статья, ставьте «спасибо», оставляйте свои отзывы.
Чтобы получить мою консультацию, перейдите по ссылке
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.