|
Злость: вред или пользаАвтор статьи: Красных Юлия Алексеевна
Злость – это базовая эмоция, которая дана нам от рождения. И если её придумала природа, значит,она для чего-то нужна. Я адепт того, чтобы не разделять эмоции на плохие и хорошие. А злость считаю очень полезной историей. Вопрос в том, умеем ли мы с ней правильно обращаться или нет. В контакте мы с ней или нет. «Я никогда не злюсь» - история утопичная. Злость есть у всех, но кто так говорит, скорее всего с ней просто не в контакте. Чем полезна злость? Когда она возникает – это сигнал: то, что сейчас происходит – нам не нравится. В этот момент энергия злости становится для нас созидательной: мы можем сделать важные выводы, экологично выразить злость и принять решение об изменении ситуации. Например, когда нарушают наши границы – злость – классный индикатор того, что это происходит. Подруга даёт мне непрошеный совет (это нарушение личных границ). Я осознаю, что злюсь. Это значит, что этот момент мне не нравится. Я сообщаю об этом: «Милая, я злюсь, когда мне дают непрошеные советы. Прошу больше так не делать, мне неприятно». И если подруга уважает мои чувства, наши отношения становятся ещё лучше. Я выразила злость, позаботилась о себе. Если бы я подавила злость или не осознала её, я бы что-нибудь промямлила ей в ответ:«Ну да…может ты и права». Она бы продолжила и дальше давать мне непрошеные советы. Она так и не узнала бы, что мне это не нравится. И через годик, когда я дойду до точки кипения, я обрушу на неё трёхэтажный мат. И дружба может встать под вопрос. Осознавать злость, как и все остальные эмоции, мы учимся в детстве. Родители знакомят ребёнка с этим миром и с самим собой. И именно родитель рассказывает об эмоциях и чувствах. Лучше всего для этого подходит техника активного слушания, где мы отзеркаливаем то, что происходит с ребёнком. Когда родитель считывает, что ребёнок злиться, и говорит ему: «Ты сейчас злишься». И важно ребёнку дать прожить это чувство. А если агрессии слишком много, то дать инструмент, чтобы помочь её выразить: например, побить подушку. Хороший пример был в сериале «Отчаянные домохозяйки», где у одной героини умер муж, и она заметила, что из-за этого её ребёнок сильно озлоблен. Она предложила ему побить банки об стену, и это помогло ему снизить напряжение. Проблемы начинаются тогда, когда родитель сам не в контакте с этой эмоцией или очень боится проявления злости у ребёнка. Отсюда происходит: «Ты что орёшь, я тебя сейчас накажу», или «На маму злиться нельзя», или «В нашей семье не злятся». И тогда у ребёнка создаётся представление, что злость – это плохо, и лучше её подавить. Ещё происходит путаница, когда родитель ребёнку, который злится, говорит: «Ты сейчас грустишь». В итоге получается, что человек, когда сталкивается с эмоциями, не понимает, что с ним происходит. Поэтому развитие эмоционального интеллекта – это очень важно как для детей, так и для родителей, чтобы свои эмоции использовать как ресурс, а не разрушаться от них. Вернёмся к экологичному проявлению злости. Её можно предъявлять через Я-сообщения. «Я сейчас злюсь, потому что…». Вы имеете право рассказывать про себя. Ведь в этот момент Вы никого не оскорбляете. Вы можете злиться на себя, Вы можете злиться на кого-то, главное это осознавать. Понимать, что Вам не нравится. И что можно сделать, чтобы этого больше не допустить. Что может происходить со злостью, если мы сразу её не осознали или вообще не находимся с ней в контакте.
Контакт со злостью всегда можно восстановить. И помните, что с помощью злости мы исследуем себя и этот мир: что нам нравится, а что не нравится. Как с нами можно, а как с нами нельзя. Ведь это всё происходит на фоне наших ощущений. Энергию злости можно использовать как ресурс. Собственно для этого она и придумана. И очень важно позволять её себе осознать, экологично предъявить (если нужно) и ПРОЖИТЬ, чтобы она ушла, а не застряла в человеке. И очень важно позволять ребёнку с ней знакомиться и тоже проживать. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|