|
«Клуб замещающих родителей"Автор статьи: Светлана Полякова
КАК ОПТИМАЛЬНАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В СИТУАЦИЯХ НЕНОРМАТИВНОГО КРИЗИСА. Актуальность данной статьи заключается в необходимости решения проблемы социального сиротства и совершенствования социальной защиты детей, лишившихся родительского попечения. Эту проблему рассматривали и продолжают изучать многие отечественные психологи и педагоги: Колошич Е.Б., А.А. Нестерова, Л. Петрановская, Полякова С.А., Рыбакова А.И., Г. Семья, Сенская С.Е., Цветкова Н.А., М.Н. Швецова, Шульга Т.И. и др. Их работы убедительно доказывают позитивную роль семьи в развитии личности ребенка. Об этом так же красноречиво свидетельствуют американские ученые, следившие за развитием детей-сирот в детских домах Бухареста. Им удалось обеспечить полную случайность выбора детей для передачи на воспитание в приемные семьи и в итоге получить методологически корректные и достоверные доказательства того, что дети приемных родителей опережают в умственном развитии своих ровесников, оставшихся в приютах, даже если эти приюты соответствуют мировому уровню [8]. Сегодня в России проблема семейного жизнеустройства детей-сирот решается путем развития института приемного родительства (приемных семей). Судя по анализу научной литературы [1, 2, 3, 4, 5, 6], целостная технология подготовки приемных семей в России включает следующие микро-технологии: 1) технологию информирования населения; 2) технологию первичного собеседования с кандидатами в приемные родители; 3) технологию сбора информации о потенциальной приемной семье, обследование ее жилищно-бытовых условий; 4) индивидуальные и/или семейные консультации; 5) микро-технологии подготовки детей и взрослых к совместному проживанию (групповую работу с замещающими родителями и членами их семей, индивидуально-групповую психокоррекционную работу с детьми); 6) совместные социальные проекты потенциальных замещающих родителей и приемных детей и круглые столы по их итогам; 7) индивидуально-групповую работу с приемными родителями и детьми по формированию взаимной привязанности (определение времени, места и режима их встреч); 8) оформление документов в органах опеки и попечительства, заключение договора; 9) социально-психологическое сопровождение приемной семьи согласно договоренности об отслеживании процесса адаптации ребенка в семье; 10) микро-технологию организации работы Клуба замещающих родителей. Очевидно, что создание Клуба является завершающим этапом семейного обустройства детей, лишившихся родительского попечения. Научной основой организации Клуба замещающих родителей является представление о том, что приемная семья мало чем отличается от любой другой семьи: в ней действуют те же законы и закономерности, которые характерны для кровно-родственных семейных систем. Тем не менее, приемная семья должна пройти целый ряд характерных только для нее этапов адаптации приемного ребенка в ней, преодолеть множество трудностей, прежде чем у него, рожденного в другой семье, сформируется привязанность к новой. Важно отметить, что исследователи разделяют все кризисы в жизненном цикле семьи (и приемной в т.ч.) на нормативные (они появляются закономерно, знаменуя собой переход к очередной стадии жизненного цикла семьи; их невозможно отменить, можно только ослабить) и ненормативные, которые возникают под влиянием целого ряда факторов - как объективных (потеря работы основным кормильцем семьи, тяжелая болезнь члена семьи и др.) и субъективных, обусловленных личностными особенностями членов семьи, характером их межличностного общения и взаимодействия [7]. Такие ситуации приемные семьи переживают более остро в силу целого ряда причин, в т. ч. по причине незнания личностных особенностей приемного ребенка, недооценки его прошлого опыта, неготовности к адекватной педагогической реакции на те нюансы поведения, которые он демонстрирует в новой семье. Иными словами, успеху приемной семьи необходимо содействие профессиональных психологов. Социально-психологическое сопровождение приемной семьи направлено на предотвращение ненормативных кризисов, помощь в преодолении трудностей в воспитании, обеспечение психологических условий, способствующих личностному развитию ребенка и его полноценной социализации, а также на профилактику возвратов детей в детские социальные учреждения. Стоит подчеркнуть, что социально-психологическое сопровождение - цикличный процесс, протекающий поэтапно: 1) разработка индивидуальных программ сопровождения для каждой конкретной приемной семьи; 2) реализация этих программ; 3) мониторинг программ; 4) анализ достигнутых результатов и снова планирование мероприятий социально-психологического сопровождения с учетом достигнутых результатов и возникших проблем. Программа мониторинга приемных семей содержит критерии и показатели развития ребенка, которые определены в соответствии с возрастными стандартами социализации детей-сирот. С точки зрения специалистов детских домов [2, 3, 4, 5, 7], наиболее значимыми навыками социальной компетенции их воспитанников являются: а) навыки продуктивного общения; б) навыки самообслуживания; в) навыки ориентации в инфраструктурах; г) навыки психологической защиты, самоконтроля, рефлексии; д) навыки учебного труда, общая осведомленность; е) профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение; ж) осознание себя как будущего семьянина; з) правовое самосознание. Причем они с большим успехом формируются в семье. Обучение приемных родителей пониманию психологии ребенка-сироты, а также простым приемам установления позитивных эмоциональных связей с ним проводится в Школе приемных родителей. Однако, как показывает наше исследование, Клуб замещающих родителей – оптимальный способ сопровождения уже состоявшихся приемных семей, особенно в ситуации ненормативного кризиса. И Школа, и Клуб – это также формы организации социальной помощи приемным семьям, дающие возможность приемным родителям обменяться опытом, повысить уверенность в своей родительской эффективности, сформулировать наиболее актуальную проблему воспитания ребенка и своевременно обратиться за помощью. В рамках работы школ приемных семей и клубов замещающих родителей психологи содействуют разрешению не только их актуальных семейных проблем, но и осуществляют социально-превентивные меры. Зачастую замещающие родители нуждаются в помощи специалистов в связи с тем, что их приемные дети имеют опыт нахождения в неблагополучных семьях или в учреждениях для детей - круглых сирот, т.е. сталкиваются с проблемами индивидуального социального развития ребенка (последствиями материнской депривации, отсутствием или слабо выраженными навыками психологической защиты, мотивации к учебе, отклоняющимся поведением и др.). Не найдя педагогически грамотного решения, они начинают осознавать, что находятся в тупике – предвестнике ненормативного кризиса любой семьи. Чтобы «Клуб замещающих родителей» стал эффективным способом оптимизации социально-психологического сопровождения приемных семей, в т.ч. в ситуациях ненормативного кризиса, необходимо составить программу его деятельности. Разработка такой программы осуществляется поэтапно: на первом этапе выявляются проблемы приемных семей (для этой цели применяются: методы наблюдения, беседы, тестирования, анкетирования); на втором этапе на основании выявленных проблем составляется список актуальных тем для обсуждения в Клубе; на третьем этапе утверждается режим работы Клуба и реализуется программа его работы; на четвертом (заключительном) этапе делается анализ полученных в процессе работы Клуба результатов. Целью деятельности такого Клуба является повышение социально-психологической и психолого-педагогической компетентности замещающих родителей. В круг задач организаторов работы Клуба для замещающих родителей входят следующие: а) выявлять и помогать реализовывать положительный опыт семейного воспитания; б) обучить приемных родителей приемам помощи детям в адаптации к новым условиям (в семье, в школе, детских садах и других учреждениях, которые дети посещают, когда приходят в приемную семью); в) расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении приемного ребенка; г) развить навыки продуктивного взаимодействия замещающих родителей с приемными детьми; д) помочь родителям создать в их семьях благоприятные для развития приемного ребенка условия; е) познакомить с методикой мотивации познавательной деятельности ребенка, привитием у него навыков самообслуживания; ж) проработать межличностные конфликты в приемных семьях и показать способы выхода из них; з) познакомить замещающих родителей со способами продуктивного взаимодействия педагог-ребенок-родитель. В системе социально-психологического сопровождения приемных семей «Клуб замещающих родителей» выполняет целый ряд функций: а) направляющая и руководящая функция – выявление и предложение актуальных тем к обсуждению и проработке, методическое обеспечение практических действий, нацеленных на решение тех или иных проблем; б) экспертная функция – оценка поведения членов семьи в каких-либо ситуациях семейной жизни с целью его оптимизации; в) мобилизующая функция – концентрирование внимания родителей на поиске решений имеющихся семейных трудностей и создание условий для продуктивного взаимодействия для их преодоления; г) посредническая функция – организация эффективного взаимодействия замещающих родителей между собой; д) аналитическая – обобщение и комментирование происходящего; е) консультативная – передача родителям информации, идей и специальных приемов оптимизации их общения и взаимодействия с приемным ребенком; ответы на их вопросы. На первой встрече приемных семей в Клубе замещающих родителей обсуждаются и принимаются правила его работы. Например, это: а) правило «здесь и сейчас», б) правило персонализации высказывания (говорить от я…); в) единая форма обращения к друг другу «ты»; г) конфиденциальность; д) запрет переходить на личности; е) обратная связь и др. Правила могут меняться, если появляется необходимость их пересмотра. Клуб замещающих родителей хорош еще и тем, что в рамках его работы могут применяться: индивидуальное семейное консультирование, семейная психотерапия, групповое семейное консультирование; методы активного социально-психологического обучения (дискуссия, ролевая игра, тренинг); семинары-практикумы для приемных родителей с целью повышения их родительской эффективности, круглые столы, беседы, лекции. В работе такого Клуба могут принимать участие специалисты системы социальной защиты населения (социальных служб), здравоохранения, образования, работники правоохранительных органов, священнослужители, сотрудники НКО, волонтеры и др. В 2015 году нами было проведено анкетирование приемных родителей, в результате которого были выявлены и включены в программу работы «Клуба замещающих родителей» на 2016 год следующие «злободневные» темы: 1) понимание поведения приемного ребенка (слишком много ест, прячет еду, берет без спроса или ворует); 2) проблемы в саду, в школе; 3) «ребенок лжет»; 4) у ребенка лень и апатия (ему «все равно»); 5) отклонения в поведении; 6) общение детей – родных и приемных между собой в семье; 7) профориентация: как помочь приемному ребенку сориентироваться в выборе профессии; 8) проблемы наказания и поощрения; 9) компьютер: как научить ребенка извлекать полезную информацию и избежать компьютерной зависимости; 10) что делать, если ребенка мало интересует учеба (приемы мотивации учебной деятельности); 11) проблемы взаимопонимания: педагог – ребенок – родитель; 12) какой должна быть реакция на «плохие» поступки ребенка; 13) запросы на психологическое консультирование по отдельному случаю. Благодаря предварительной исследовательской деятельности в среде замещающих родителей программа работы Клуба оказывается максимально приближенной к потребностям приемных семей. Специалисты, осуществляющие социально-психологическое сопровождение приемных семей, в рамках Клуба замещающих родителей стимулируют приемных родителей к повышению своей родительской эффективности путем активного взаимодействия друг с другом, посредством их обучения выявлять проблемы в воспитании приемного ребенка, когда они еще находятся «в зачаточном» состоянии, формулировать их словесно и выносить на обсуждение в кругу себе подобных, чтобы совместными усилиями осуществлять превенцию более серьезных отклонений в поведении детей. Таким образом, организация «Клуба замещающих родителей» является условием оптимизации социально-психологического сопровождения приемной семьи, преодоления нормативных и ненормативных семейных кризисов. Список использованной литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|