«Клуб замещающих родителей"

Автор статьи: Светлана Полякова

КАК ОПТИМАЛЬНАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В СИТУАЦИЯХ НЕНОРМАТИВНОГО КРИЗИСА.

Актуальность данной статьи заключается в необходимости решения проблемы социального сиротства и совершенствования социальной защиты детей, лишившихся родительского попечения. Эту проблему рассматривали и продолжают изучать многие отечественные психологи и педагоги: Колошич Е.Б., А.А. Нестерова, Л. Петрановская, Полякова С.А., Рыбакова А.И., Г. Семья, Сенская С.Е., Цветкова Н.А., М.Н. Швецова, Шульга Т.И. и др. Их работы убедительно доказывают позитивную роль семьи в развитии личности ребенка. Об этом так же красноречиво свидетельствуют американские ученые, следившие за развитием детей-сирот в детских домах Бухареста. Им удалось обеспечить полную случайность выбора детей для передачи на воспитание в приемные семьи и в итоге получить методологически корректные и достоверные доказательства того, что дети приемных родителей опережают в умственном развитии своих ровесников, оставшихся в приютах, даже если эти приюты соответствуют мировому уровню [8]. Сегодня в России проблема семейного жизнеустройства детей-сирот решается путем развития института приемного родительства (приемных семей). Судя по анализу научной литературы [1, 2, 3, 4, 5, 6], целостная технология подготовки приемных семей в России включает следующие микро-технологии: 1) технологию информирования населения; 2) технологию первичного собеседования с кандидатами в приемные родители; 3) технологию сбора информации о потенциальной приемной семье, обследование ее жилищно-бытовых условий; 4) индивидуальные и/или семейные консультации; 5) микро-технологии подготовки детей и взрослых к совместному проживанию (групповую работу с замещающими родителями и членами их семей, индивидуально-групповую психокоррекционную работу с детьми); 6) совместные социальные проекты потенциальных замещающих родителей  и приемных детей и круглые столы по их итогам; 7) индивидуально-групповую  работу с приемными родителями и детьми по формированию взаимной привязанности (определение времени, места и режима их встреч); 8) оформление документов в органах опеки и попечительства, заключение договора; 9) социально-психологическое сопровождение приемной семьи согласно договоренности об отслеживании процесса адаптации ребенка в семье; 10) микро-технологию организации работы Клуба замещающих родителей. Очевидно, что создание Клуба является завершающим этапом семейного обустройства детей, лишившихся родительского попечения. Научной основой организации Клуба замещающих родителей является представление о том, что приемная семья мало чем отличается от любой другой семьи: в ней действуют те же законы и закономерности, которые характерны для кровно-родственных семейных систем. Тем не менее, приемная семья должна пройти целый ряд характерных только для нее этапов адаптации приемного ребенка в ней, преодолеть множество трудностей, прежде чем у него, рожденного в другой семье, сформируется привязанность к новой. Важно отметить, что исследователи разделяют все кризисы в жизненном цикле семьи (и приемной в т.ч.) на нормативные (они появляются закономерно, знаменуя собой переход к очередной стадии жизненного цикла семьи; их невозможно отменить, можно только ослабить) и ненормативные, которые возникают под влиянием целого ряда факторов - как объективных (потеря работы основным кормильцем семьи, тяжелая болезнь члена семьи и др.) и субъективных, обусловленных личностными особенностями членов семьи, характером их межличностного общения и взаимодействия [7]. Такие ситуации приемные семьи переживают более остро в силу целого ряда причин, в т. ч. по причине незнания личностных особенностей приемного ребенка, недооценки его прошлого опыта, неготовности к адекватной педагогической реакции на те нюансы поведения, которые он демонстрирует в новой семье. Иными словами, успеху приемной семьи необходимо содействие профессиональных психологов. Социально-психологическое сопровождение приемной семьи направлено на предотвращение ненормативных кризисов, помощь в преодолении трудностей в воспитании, обеспечение психологических условий, способствующих личностному развитию ребенка и его полноценной социализации, а также на профилактику возвратов детей в детские социальные учреждения. Стоит подчеркнуть, что социально-психологическое сопровождение - цикличный процесс, протекающий поэтапно: 1) разработка индивидуальных программ сопровождения для каждой конкретной приемной семьи; 2) реализация этих программ; 3) мониторинг программ; 4) анализ достигнутых результатов и снова планирование мероприятий социально-психологического  сопровождения с учетом достигнутых результатов и возникших проблем. Программа мониторинга приемных семей содержит критерии и показатели развития ребенка, которые определены в соответствии с возрастными стандартами социализации детей-сирот. С точки зрения специалистов детских домов [2, 3, 4, 5, 7], наиболее значимыми навыками социальной компетенции их воспитанников являются: а) навыки продуктивного общения; б) навыки самообслуживания; в) навыки ориентации в инфраструктурах; г) навыки психологической защиты, самоконтроля, рефлексии; д) навыки учебного труда, общая осведомленность; е) профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение; ж) осознание себя как будущего семьянина; з) правовое самосознание. Причем они с большим успехом формируются в семье. Обучение приемных родителей пониманию психологии ребенка-сироты, а также простым приемам установления позитивных эмоциональных связей с ним проводится в Школе приемных родителей. Однако, как показывает наше исследование, Клуб замещающих родителей – оптимальный способ сопровождения уже состоявшихся приемных семей, особенно в ситуации ненормативного кризиса. И Школа, и Клуб – это также формы организации социальной помощи приемным семьям, дающие возможность приемным родителям обменяться опытом, повысить уверенность в своей родительской эффективности, сформулировать наиболее актуальную проблему воспитания ребенка и своевременно обратиться за помощью. В рамках работы школ приемных семей и клубов замещающих родителей психологи содействуют разрешению не только их актуальных семейных проблем, но и осуществляют социально-превентивные меры. Зачастую замещающие родители нуждаются в помощи специалистов в связи с тем, что их приемные дети имеют опыт нахождения в неблагополучных семьях или в учреждениях для детей - круглых сирот, т.е. сталкиваются с проблемами индивидуального социального развития ребенка (последствиями материнской депривации, отсутствием или слабо выраженными навыками психологической защиты,  мотивации к  учебе, отклоняющимся поведением и др.). Не найдя педагогически грамотного решения, они начинают осознавать, что находятся в тупике – предвестнике ненормативного кризиса любой семьи. Чтобы «Клуб замещающих родителей» стал эффективным способом оптимизации социально-психологического сопровождения приемных семей, в т.ч. в ситуациях ненормативного кризиса, необходимо составить программу его деятельности. Разработка такой программы осуществляется поэтапно: на первом этапе  выявляются проблемы приемных семей (для этой цели применяются: методы наблюдения, беседы, тестирования, анкетирования); на втором этапе на основании выявленных проблем составляется список актуальных тем для обсуждения в Клубе; на третьем этапе утверждается режим работы Клуба и реализуется программа его работы; на четвертом (заключительном) этапе делается анализ полученных в процессе работы Клуба результатов. Целью деятельности такого Клуба является повышение социально-психологической и психолого-педагогической компетентности замещающих  родителей. В круг задач организаторов работы Клуба для замещающих родителей входят следующие: а) выявлять и помогать реализовывать положительный опыт семейного воспитания; б) обучить приемных родителей приемам помощи детям в адаптации к новым условиям (в семье, в школе, детских садах и других учреждениях, которые дети посещают, когда приходят в приемную семью); в) расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении приемного ребенка; г) развить навыки продуктивного взаимодействия замещающих родителей с приемными детьми;  д) помочь родителям создать в их семьях благоприятные для развития приемного  ребенка условия; е) познакомить с методикой мотивации познавательной деятельности ребенка, привитием у него навыков самообслуживания; ж) проработать межличностные конфликты в приемных семьях и показать способы выхода из них; з) познакомить замещающих родителей со способами продуктивного взаимодействия педагог-ребенок-родитель. В системе социально-психологического сопровождения приемных семей «Клуб замещающих родителей» выполняет целый ряд функций: а) направляющая и руководящая функция – выявление и предложение актуальных тем к обсуждению и проработке, методическое обеспечение практических действий, нацеленных на решение тех или иных проблем; б) экспертная функция – оценка поведения членов семьи в каких-либо ситуациях семейной жизни с целью его оптимизации; в) мобилизующая функция – концентрирование внимания родителей на поиске решений имеющихся семейных трудностей и создание условий для продуктивного взаимодействия для их преодоления; г) посредническая функция – организация эффективного взаимодействия замещающих родителей между собой; д) аналитическая – обобщение и комментирование происходящего; е) консультативная – передача  родителям информации, идей и специальных приемов оптимизации их общения и взаимодействия с приемным ребенком; ответы на их вопросы. На первой встрече приемных семей в Клубе замещающих родителей обсуждаются и принимаются правила его работы. Например, это: а)  правило «здесь и сейчас», б) правило персонализации высказывания (говорить от я…); в) единая форма обращения к друг другу «ты»; г) конфиденциальность; д) запрет переходить на личности; е) обратная связь и др. Правила могут меняться, если появляется необходимость их пересмотра. Клуб замещающих родителей хорош еще и тем, что в рамках его работы могут применяться: индивидуальное семейное консультирование, семейная психотерапия, групповое семейное консультирование; методы активного социально-психологического обучения (дискуссия, ролевая игра, тренинг); семинары-практикумы для приемных родителей с целью повышения их родительской эффективности, круглые столы, беседы, лекции. В работе такого Клуба могут принимать участие специалисты системы социальной защиты населения (социальных служб), здравоохранения, образования, работники правоохранительных органов, священнослужители, сотрудники НКО, волонтеры и др. В 2015 году нами было проведено анкетирование приемных родителей, в результате которого были выявлены и включены в программу работы «Клуба замещающих родителей» на 2016 год следующие «злободневные» темы: 1) понимание поведения приемного ребенка (слишком много ест, прячет еду, берет без спроса или ворует); 2) проблемы в саду, в школе; 3) «ребенок лжет»; 4) у ребенка лень и апатия (ему «все равно»); 5) отклонения в поведении; 6) общение детей – родных и приемных между собой в семье; 7) профориентация: как помочь приемному ребенку сориентироваться в выборе профессии; 8) проблемы наказания и поощрения; 9) компьютер: как научить ребенка извлекать полезную информацию и избежать компьютерной зависимости; 10) что делать, если ребенка мало интересует учеба (приемы мотивации учебной деятельности); 11)  проблемы взаимопонимания: педагог – ребенок – родитель; 12) какой должна быть реакция на «плохие» поступки ребенка; 13) запросы на психологическое консультирование по отдельному случаю. Благодаря предварительной исследовательской деятельности в среде замещающих родителей программа работы Клуба оказывается максимально приближенной к потребностям приемных семей. Специалисты, осуществляющие социально-психологическое сопровождение приемных семей, в рамках Клуба замещающих родителей стимулируют приемных родителей к повышению своей родительской эффективности путем активного  взаимодействия друг с другом, посредством их обучения выявлять проблемы в воспитании приемного ребенка, когда они еще находятся «в зачаточном» состоянии, формулировать их словесно и выносить на обсуждение в кругу себе подобных, чтобы совместными усилиями осуществлять превенцию более серьезных отклонений в поведении детей. Таким образом, организация «Клуба замещающих родителей» является условием оптимизации социально-психологического сопровождения приемной семьи,  преодоления нормативных и ненормативных семейных кризисов.

Список использованной литературы

  1. Колошич Е.Б. Современные формы работы с приемными семьями //Образование Минщины. 2011. №4. С. 11-17.
  2. Опыт внедрения инновационных технологий и методик сопровождения семей с детьми: сборник /Кириллова М.В, Сенская С.Е. и др. / под ред. Н.А. Цветковой. Псков: ООО «Гименей», 2015. 148 с.
  3. Психосоциальная технология «Патронатное воспитание» (науч.-метод. пособие по итогам проекта «Экспериментальная площадка по патронатному воспитанию», поддержанного Агентством США по международному развитию в рамках программы АРО «Помощь детям-сиротам в России 2001-2002 гг.) /под ред. Н.А. Рыбаковой – Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2002. 204 с.
  4. Рыбакова Н.А. Социальная работа и социальное образование: условия сохранения и развития жизненных сил человека в динамике социобытия: монография. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2000. 184 с.
  5. Рыбакова А.И., Цветкова Н.А. Личностный подход к формированию межличностной толерантности подростков, воспитывающихся в школах-интернатах //ЭЛ № ФС 77 - 59069 /ISSN 2409-7616 Электронный науч. журнал «ЦИТИСЭ» № 4(4). 2015.
  6. Цветкова Н.А. Социально-психологические технологии работы с женщинами в системе социального обслуживания: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. Москва, 2009. 52 с.
  7. Швецова М.Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: монография. М.: Прометей (МГПУ), 2013. 188 с.
  8. Charles A. Nelson et al. Science. 2007. V. 318. P. 1937-1940.


Просмотров: 405
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психотерапия – школа приемных родителей для своего внутреннего ребенка
  • Программа группы психологического сопровождения замещающих семей "Мой особый ребенок"
  • Социально-психологическое сопровождение приемной семьи как условие профилактики ненормативных кризисов
  • Программа психологического сопровождения замещающих семей "Мой трудный подросток"
  • Работа с перинатальными утратами и травмами потери кровных детей у потенциальных приемных родителей
  • О работе психолога. Опыт ведения групповых занятий «Школа приемных родителей».
  • Неоправданные ожидания приемных родителей.
  • Экстренное консультирование замещающих семей в кризисных ситуациях.
  • Психологические факторы эффективности замещающих семей
  • Краевая общественная организация «Ассоциация замещающих семей «Надежда»
  • особенности консультирования замещающих семей
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Адаптация приемных детей в семье
  • Как преодолеть давление социума при воспитании детей. Своих и приемных.
  • Процесс психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с РДА
  • Проблематика возвратов приемных детей в детские дома и пути ее решения
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.
  • Страхи детей в замещающих семьях
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»
  • Психологическое сопровождение семьи аутичного ребенка
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Психологическая реакция родителей на появление в семье особого ребенка
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Авторитет родителей и современные дети. Из опыта работы с родителями
  • Методические аспекты работы с горем в процессе сопровождения опекунских семей
  • Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи
  • Влияние развода родителей на психологическое благополучие ребенка.
  • Консультирование родителей детей с особенностями развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь