В чем сложность работы психотерапевта

В чем сложность работы психотерапевта

Люди наблюдающие работу психотерапевта  и не имеющие психотерапевтического образования, как правило, не могут себе представить, что конкретно делает психотерапевт, им это непонятно. Они  видят определенные действия психотерапевта которые приводят к определенному результату, но смысл этих действий остаётся для них не до конца ясным. Так же остается непонятным как психотерапевт принимает решение, что ему говорить и как действовать в работе с клиентом.

В последнее время мои знакомые часто интересовались как я работаю.  Я старалась объяснить им особенности моей работы.  Беседуя с людьми не связанными с психотерапией об особенностях работы психотерапевта,  я часто сталкиваюсь с типичными расхожими предрассудками, что для того, что бы работать психотерапевтом  достаточно богатого жизненного опыта, знания теории психологии и психиатрии, умения давать правильные советы и что этому можно научиться просто благодаря опыту.  Я с этим в корне не согласна. Я не буду говорить, наверное, в сотый раз о том что психотерапевт никаких советов не даёт и к психотерапии давание советов не имеет никакого отношения, это сказали много раз до меня.

 Когда я старалась подробно и  последовательно рассказать этим людям о том как я работаю они удивлялись и даже говорили что работа это очень непростая.  На сессии с клиентом психотерапевту приходится отслеживать большое количество проявлений и реакции клиента, а также собственное состоянием и собственные эмоциональные реакции.  При этом необходимо не выпадать из актуального хода разговора, оставаться с клиентом в "здесь и сейчас".

Мы часто слышим фразу что психотерапевт использует свою личность как инструмент, но я практически не видела популярных материалов, где бы раскрывалась, что значит использовать свою личность как инструмент.  Я глубоко убеждена, что для того чтобы работать психотерапевтом нет никакой необходимости не иметь психологических проблем или же стремиться  полностью проработаться  на личной терапии.  Все мы люди у каждого свои заморочки и практика многократно показала,  что полностью проработаться и невозможно даже если вы будете ходить на терапию 10 лет какие-то тараканы в вашей голове всё равно останутся.  

Важно как этот конкретный человек научился c собственной личностью обращаться, чтобы использовать ее в работе.  Этому невозможно научиться  по книгам или лекциям. Здесь как раз таки необходимы тренинги и личная терапия. В дальнейшем я подробнее скажу о том как психотерапевт использует свою личность в работе на конкретных примерах.

У меня есть своя классификация психотерапевтических методик. Это упрощенная классификация.  Я делю психотерапевтические методы на три группы. Проясняющие методы, бихевиоральные и суггестивные. Существуют методики, где сочетаются несколько принципов. Например, поясняющая работа может сочетаться суггестивной.  Проясняющие методики решают проблему на уровне личности клиента. Человек осознаёт, что с ним происходит и понимает как это изменить. При длительной работе меняется личность клиента и необходимость создавать для себя ту или иную проблему отпадает.

 Бихевиоральные методики обучают человека жить со своими проблемами. Человек учится контролировать свои эмоции, снижать эмоциональное напряжение, отслеживать и контролировать свое мышление и выбирать правильные тактики поведения.

Суггестия - это способ внесения изменений в психику другого человека посредством директивного внушения, как правило результаты суггестии недолговечны либо проблема начинает проявлять себя иным способом, что показал Фрейд ещё 100 лет назад.

Я занимаюсь преимущественно поясняющей работой, в первую очередь это гештальт и психоанализ. И в этой статье я расскажу на что я обращаю внимание в своей работе. То есть вернее на что положено обращать внимание психоаналитику и гештальт-терапевту,  поскольку я методы совмещаю, то я обращаю внимания на все.



  1. Движение энергии.

Сильные чувства клиента, импульсы, приложенные к этим чувствам, направленные на их реализацию, отреагирование,  сдерживание;  импульсы, направленные на удовлетворение потребности, либо на игнорирование потребности клиентом определяют движение энергии клиента в рамках гештальт парадигмы.

Отслеживать движение энергии можно по-разному. Это и наблюдение за мимикой и позой клиента. Насколько он расслаблен или напряжён, в какой момент он меняет положение тела. Как он двигается, как он дышит. Это и наблюдение за голосом:  говорит он громко или тихо, ровно или запинаясь. Легко ли подбирает слова для выражения своих мыслей. Говорит ли он прямо или использует и эвфемизмы. Говорит ли он скучно и монотонно, либо громко и эмоционально.

Также отслеживать движение энергии клиента можно по собственному состоянию. Как мне с этим человеком? Скучно ли мне, интересно ли. Чувствую ли я свободу в теле или же скованность. Насколько свободно я сама могу дышать ит.д.

2. Движение по циклу контакта.

Работу в гештальт терапии невозможно представить без использования модели цикла контакта. Терапевт работающий в гештальт парадигме всегда в реальном времени отслеживает на каком этапе цикла контакта находится клиент, происходит ли движение по циклу контакта. Я наверное сейчас не буду вдаваться в подробности, что представляет собой модель цикла контакта.  Скажу лишь, что цикл контакта описывает такие процессы как появление потребности ,осознавание своих ощущений, поиск способа удовлетворения потребности, непосредственное удовлетворение потребности, а также снижение возбуждения после удовлетворения потребностей. Завершается цикл контакта переживанием удовлетворенности. Гештальт-терапевт постоянно наблюдает за тем как клиент прерывает себя в удовлетворении  потребности возвращает клиента к его собственным чувствам и желаниям, чтобы клиент в конечном итоге мог найти для себя подходящий способ удовлетворения собственных потребностей. Терапевт наблюдает за тем как клиент прерывает себя постоянно в течение всей сессии. Даже в одном сказанном клиентом предложении может уже содержаться несколько прерываний.  Действия терапевта зависят от того какие прерывания он увидел и какую тактику в связи с этим он выбирает. Как клиент прерывает в себя на терапевтической сессии также он прерывает в себя и в жизни. Таким образом проработка прерываний на сессии и в отношениях с терапевтом приводит к тому что клиенту становится проще жить так он так как он хочет в своей обычной жизни.

3.Собственные чувства терапевта в терапевтической сессии.

Все мы способны переживать самые разные эмоции рядом с другим. Мы всегда как-то откликаемся на другого. Осознавать свои чувства рядом с другим это один из важнейших способов узнать другого человека. Правда в нашем обществе не очень принято обращать внимание на свои чувства и потому большинство людей свои чувства осознают достаточно плохо. Многие из нас слышали известный анекдот:

Мама кричит в окно маленькому Ванечке:

- Ванечка Иди домой.

- Мама я что проголодался?

- Нет ты замерз!

В общем, в результате такого типичного воспитания люди довольно плохо осознают чего они хотят,  с кем им хорошо, с кем им плохо, что их разрушает, а что наоборот поддерживает. Психотерапевт в результате тренингов и личной терапии учиться чувствовать себя и практически мгновенно осознавать, что с ним происходит,  какие чувства он испытывает здесь и сейчас. Человек в полной мере прошедшей тренинг действительно намного лучше большинства других людей знает себя и способен понимать что он чувствует.

Навык понимания собственных чувств необходим психотерапевту для работы. Отслеживая собственные чувства, как я уже сказала, можно понять что происходит с клиентом. На разнообразные проявления других людей мы на самом деле реагируем типичным образом. Например подумайте какие чувства вызывает у вас самоуверенный человек который при вас себя нахваливает?  Вы можете начать завидовать этому человеку и почувствовать себя не успешным. Вы можете разозлиться на этого человека, вы можете захотеть ему подражать, чтобы стать таким же как он. В некоторых случаях вы можете почувствовать воодушевление от того что вы равны в своей большой успешности.  Так же, в каких то случаях вы можете почувствовать одиночество. Что мы можем сказать о таком человеке? Этому человеку важно возвышаться за счёт других людей он обесценивает других и возвеличивает себя, он таким образом повышает свою самооценку, которая на самом деле нестабильна. Чувство зависти никчемности,   одиночество принадлежат на самом деле этому самому человеку. Это он всем завидует, это он чувствует себя никчемным, он одинок потому что не умеет строить отношения. И специалисту такое становится понятно очень быстро. Отслеживать свои чувства в работе необходимо постоянно. Мне кажется, что умение отслеживать свои собственные чувства в работе - это наверное один из самых сильных инструментов терапевта.

Для любого человека свойственно выстраивать отношения с другими типичным образом. Обычно эта модель отношения идет из детства. Человек выстраивает отношения с окружающими так как он привык их выстраивать со  значимыми другими:  с родителями, братьями, сестрами. Естественно, с терапевтом он так же выстраивает отношения как с каким-то значимым другим.  Он воспринимает терапевта как кого-то из своего прошлого, и соответственным образом общается с ним. Терапевт будучи объектом проекции в этой ситуации может переживать те же чувства, которые испытывал значимый другой в детстве клиента. Это дает очень много информации.

Я слышала такую точку зрения, что посредством личной терапии мы должны расчистить в своей личности пустое пространство, в котором клиент сможет разместить часть своих процессов.

Ещё на ту же тему.  Британский психоаналитик Патрик Кейсмент предлагает такую модель работы, как пробная идентификация с клиентом. Терапевт в процессе работы как бы идентифицируются с клиентом представляет себя на его месте, но тут терапевту важно представить не как бы он себя ощущал будучи в ситуации клиента, а чтобы он чувствовал будь он именно таким человеком, как клиент. Пробная идентификация - это очень полезное упражнение, которое  дает возможность достаточно точно понять что происходит с клиентом.

Применяя всё это терапевту важно не считать свои ощущения истиной в последней инстанции и постоянно запрашивать обратную связь у клиента. Безусловно ощущения - это тонкая материя и у терапевта могут появляться чувства с клиентом никак не связанные.

4. Важно также не забывать про теорию. В психоанализе использование теории имеет очень большое значение, в гештальте ей отводится меньшая роль, но забывать про неё окончательно нельзя. Так или иначе, я считаю, нельзя полностью отказываться от теоретического осмысления того что происходит на сессии. Практически каждая ситуация, которая может возникать в работе с клиентом, так или иначе, описана в классических работах и желательно иметь об этом представление.

5. Актуальная тема беседы.

Ну и скажу очевидную вещь, конечно же отслеживая всё вышеописанное важно не потерять нить беседы у клиента должно быть ощущение что его внимательно слушают и стараются понять.

Своей статьей я, наверное, хотела донести мысль, что методы работы построенные на диалоге, которые не предполагают специальных заданий для клиента или ярких фееричных упражнений - это не просто беседа, где терапевт выступает в роли более мудрого собеседника, советчика, старшего друга, священника и тому подобное. Диалогические проясняющие методы работы представляют собой набор сложных технологий которые осваиваются годами. Их освоение требует личной терапии и прекрасное знание терапевтом самого себя, а также определенных изменений в личности терапевта, которые должны произойти в результате его индивидуального тренинга, чтобы он смог адекватно работать. В идеале, ни одно слово не должно говориться терапевтам просто так, ни одно решение не должно приниматься без причины. Клиент терапевтические отношения - это наиболее естественный и, на мой взгляд, наиболее эффективный инструмент, способствующий глубинным изменениям личности клиента. В отношениях с терапевтом клиент встречается с типичными для него трудностями, проживает свои основные проблемы, жизненные травмы и учиться строить отношения по-другому. Именно это меняет жизнь.

 



Просмотров: 432
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Об опоре на себя, свои ощущения и чувства
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Чтобы чувствовать себя живым, чувства должны переходить в действия.
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Рэкетные чувства или Почему я чувствую себя все время виноватым либо постоянно обижаюсь?
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Особенность клиент-терапевтической сессии в гештальт-терапии.
  • Чувства, эмоции, настроение, ощущения. Ликбез для начинающего клиента.
  • Терапевтические отношения как возможность работы с тревожностью Клиента
  • О том, почему так важно переживать свои чувства
  • Как найти свои чувства (чтобы потом их осознавать)
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Что такое счастье? И почему так важно понимать свои чувства?
  • О личных качествах терапевта, необходимых в работе с клиентом
  • «Очень важно беречь себя, сберегая других»
  • Стоит ли все, что происходит между терапевтом и клиентом называть психотерапией?
  • Механизмы формирования стыда и стратегии работы гештальт-терапевта по восстановлению контакта.
  • Фокусы интервенции и ловушки терапевта в работе с зависимым клиентом
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • Отношения клиент - психолог, психотерапевт. Какие они?
  • Мои потребности и чувства обижают других людей
  • Пример работы с клиентом в гештальт-подходе
  • Работа с запросом клиента в гештальт-терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь