Поле, роли и динамика.

Поле, роли и динамика.

            Работая с группой, каждый из ведущих сталкивался с ролевым проявлением каждого из участников, а в результате и ролью самого ведущего в групповом поле. Я согласен со следующей классификацией этих ролей.

            Камни – члены группы, как правило, молчаливые, не охотно идущие на контакт и на раскрытие в группе. Такие участники со стороны напоминают каменное изваяние, глыбу держащее жестко свои границы.

            Цветочки -  участники группы, которым всегда все нравиться, они довольны всем, что происходит вокруг них и в них самих. Они напоминают цветок на поляне который открыт и доволен греющим его солнцем.

            Всезнайки -  участники группы, которые все знают и все реплики и информация ведущего предсказуема и известна им. Любимые их высказывания: «Я так и знал! Я так и думал!»

            Бунтари – данная категория похожа на всезнаек, но с одним отличием, они способны обесценить всю работу ведущего и группы в целом. Их обычное поведение бунт их цель разрушение.

            Каждая из этих ролей влияет по своему на поле группы и на его динамику. К примеру: камни - успокаивать группу, как бы цементируя ее; цветочки – предавать легкости и поверхностности; всезнайки – критицизма; бунтари – волнения и неопределенности.

            В зависимости от сочетания данных ролей в групповом поле и запроса группы, должна строиться работа ведущего.

            Хочу особое внимание обратить на запрос группы. Запрос группы -  это потребность группы как организма, как единого целого. По-моему, в зависимости от запроса в контексте тематики и должна строиться работа группы.

            Особую роль в этом процессе занимает психотерапевт. В зависимости от роли, которую он себе выбирает  по отношению к группе и будет зависеть динамика группы по продвижению к удовлетворению своей потребности. Если терапевт поддается на критику (преобладание всезнаек) группы, то он может оказаться в позиции «угождающего терапевта» который будет идти на поводу у группы тем самым не способствовать ее продвижению согласно запроса. Если терапевт разбивается о «камни», то возможен ступор, и желание продавить группу, возможно желание доказать (часто встречается у начинающих терапевтов), свою состоятельность как специалист, желание быть лучше. Если терапевт попадает на «цветочное поле», то вся терапия может свестись к эбауту. «Бунтарь» возможно будет дискредитировать ведущего, и агитировать группу на срыв терапии, тем самым терапевт может испытывать страх перед группой и упустить процесс протекания  терапии.

             Как мы видим, не одна из возможных ролей  терапевта не будет способствовать терапии.

             Что же делать терапевту, попадая в похожие ситуации?

             Любой ведущий – это зеркало группы. Настроение, состояние ведущего считывается группой мгновенно. Группа как организм реагирует на этот раздражитель (терапевта) по-разному: отвергает, принимает, борется, поглощает. Собственная осознанность ведущего, своего состояния, потребностей, возможности и желания обратной связи на проявления группы, умение и возможность быть в процессе группового взаимодействия, умение быть частью поля это залог открытого, продуктивного контакта.

              Динамика группы – это процесс! Процесс осознанности, процесс жизни, если хотите процесс продуктивности. Очень часто звучит вопрос: «Какую группу можно считать продуктивной? Или какую работу ведущего можно считать классной?». По-моему, классной и продуктивной работой ведущего для группы можно считать ту, которая включает в себя: новизну в контексте потребности группы, владение процессом групповой динамики, осознанность ведущего.

              Групповая динамика, это процесс комплементарности запроса группы умениями и творчеством ведущего.

https://vk.com/club46489243



Просмотров: 461
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Взросление группы. GROWN UP PSYCHOTHERAPY (GUP) в работе с группой.
  • Кто идет в группы танце-двигательной терапии?А если я не умею танцевать?
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Члены группы: вы мне кто?
  • Если студент говорит о суициде (памятка кураторам студенческой группы)
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Работа с детьми группы риска
  • Возможности психотерапевтической группы.
  • Для чего близким людям зависимого человека необходимо посещать группы взаимопомощи по со-зависимости
  • Работа группы в унисон | Програмирование пространства
  • Работа психолога: Интересное и Полезное 31. Ведение группы
  • Ведущий группы поддержки родителей детей-аутистов
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Влияние контрпереноса специалиста в отношении клиента на динамику супервизионной группы
  • Часть 1. Травля ребенка в школе: обычное дело или болезнь группы?
  • Психотерапевтические группы.
  • Балинтовские группы.
  • Как собираются группы?
  • Сила группы
  • Три группы ошибок
  • Аналитические группы
  • Терапевтические группы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь