|
Как человек создает свою тревогу?Автор статьи: Журавлева Юлия Валерьевна
Большинство невротических состояний так или иначе связаны с тревогой. Тревога — в первую очередь явление эмоциональное (ведь можно обдумывать какую-то проблемную ситуацию, не испытывая при этом на эмоциональном и телесном уровне того, что впоследствии концептуализируется термином «тревога»). «Я тревожусь», «мне тревожно» — часто эти выражения подразумевают не только рой беспокоящих мыслей, но и внутреннее нервно-мышечное напряжение, похолодение конечностей, потливость рук, жар в области лица и груди, учащенные сердцебиение и пульс, зажатость, частое дыхание, сведение лицевых мышц, гиперчувствительность к внешним воздействиям, дрожь в теле, а также волнение, неуверенность, беспокойство, замешательство, недоверие, робость, стеснение, смятение, панику и еще много разных эмоциональных состояний и телесных проявлений, которые человек характеризует одним понятием — тревога. Иногда кажется, что тревога берется из ниоткуда, иногда всю вину за происхождение тревоги сваливают на трудные ситуации и проблемы обыденной жизни. Иногда уже просто сами мысли порождают тревогу. Трудные ситуации встречаются у каждого. Тем не менее, некоторые люди испытывают состояние тревоги гораздо чаще и/или гораздо интенсивнее, чем другие, доходя порой до бессонницы, неврозов, панических атак, синдрома хронической усталости. Попытаемся понять генез тревоги, обратившись к методологии одной из наиболее эффективных и научно обоснованных видов психотерапии — когнитивно-поведенческой психотерапии. Дело в том, что тревога не берется из ниоткуда, и далеко не всегда даже сами проблемные ситуации жизни «виноваты» в появлении нашей тревоги. Тревогу, как состояние эмоциональное, запускают наши мысли, мы «накручиваем» себя нашими иррациональными мыслями и вызываем тревогу. Да, именно так, хочется сделать акцент на собственной ответственности человека, т.к. часто это не «злые обстоятельства заставляют меня испытывать тревогу», а «я сам себя тревожу, я сам делаю свою тревогу своими мыслями», автоматическими мыслями, которые даже не осознаю, не могу отслеживать и контролировать, и с их помощью запускаю свою тревогу. «Я не смогу»; «ничего не получится»; «я никому не нужен»; «я должен все успеть»; «я не контролирую ситуацию»; «я неудачник»; «если сейчас не получится, то все пропало»; «это невозможно»; «меня выгонят поганой метлой»; «я недостоин»; «я этого не выдержу»; «а как они на меня посмотрят»; «а вдруг что-то случится»… Этот список можно продолжать бесконечно. Обычно люди не имеют навыка отслеживания своих автоматических мыслей и дисфункциональных убеждений, для этого нужна высокая степень осознанности себя и своей внутренней жизни, а также постоянные усилия для движения и приближения к этой осознанности. Недаром некоторые направления когнитивно-поведенческой психотерапии вобрали в себя многое из буддийской философии и медитативных практик, которые как раз нацелены на максимальную осознанность человеком своих внешней и внутренней точек в системе координат времени и бытия, на глубочайшее осознание того, что происходит со мной, моим телом и душой в каждый момент времени. Но если мы вернемся к нашей теме тревоги, то убирать тревожные состояния или хотя бы существенно снижать их интенсивность и управлять своей тревогой можно, если отслеживать и прорабатывать те иррациональные, неадаптивные мысли, которые порождают тревогу. О таком влиянии мыслей на эмоциональные состояния говорили еще философы древней Греции. К примеру, Эпиктет писал: «Не вещи расстраивают нас, а наше отношение к вещам». Во многом нашу тревогу создают не сами проблемные ситуации, а наше отношение к ним, наше восприятие их. Более того, что есть «проблемная ситуация»? Часто мы сами ее квалифицируем как «проблемную», исходя уже из тех иррациональных мыслей и установок, создающих ту же тревогу. И вот уже человек ходит по своему патологическому кругу тревоги, даже не подозревая, что реальность может оказываться совсем другой. Кстати говоря, человек может чувствовать эту «другую реальность», подозревать, что выход где-то у него под носом, но патологические связи круга тревоги слишком сильны для неосознанного ума, и это только усиливает фрустрацию. Кто-то скажет: «Да я всегда знаю, о чем я подумал перед тем как возникла тревога!». На деле это оказывается заблуждением. У большинства нет привычки отслеживать автоматические мысли, осознавать и принимать их неадаптивность и дисфункциональность, а также проблематизировать их. Но если научиться это делать, это станет первым шагом к полноценному избавлению от тревоги. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|