Родительская забота и развитие нравственности.

Что значит вести себя нравственно? Это значит проявлять контроль над своим поведением: такой контроль, который препятствует совершению дурных поступков и благоприятствует совершению действий, полезных для других людей.


В нашем обществе любят говорить о нравственном воспитании, которое относится все же к педагогике в большей степени. А мне очень хочется посмотреть на нравственность с точки зрения психологии. 


Развитие нравственного чувства у человека напрямую связано с его социализацией. Социализация начинается уже с младенчества и происходит это в семье. Следовательно именно ценности и установки той семьи, в которой живет ребенок, оказывают преимущественное влияние на развитие нравственности. Как это происходит?


Детям свойственна эмоциональная привязанность к близким взрослым. Соответственно, примерно ко второму полугодию первого года жизни младенец обычно сильно привязан к заботящимся о нем родителям. Присутствие родителей, теплое общение с ними приятно ребенку; их отсутствие вызывает тревогу. Поэтому можно предположить, что самые ранние зачатки будущего нравственного поведения закладываются уже в это время. Ребенок четко улавливает, что ласковые жесты, мягкая речь родителя есть проявления любви и заботы. А недовольство на лице мамы, ее строгий тон воспринимаются ребенком как опасность утраты этой заботы. Нет, родители даже не думают его воспитывать в этот момент. Да и ребенок считывает их реакции непроизвольно. Так вот психика ребенка изучает на бессознательном пока уровне зачатки будущих  "Вот так хорошо, а вот так поступать плохо".
Поэтому очень важна для нравственного развития ребенка крепкая связь ребенка и близкого взрослого, основанная на положительном эмоциональном подкреплении.


Американские ученые М.Бэкон и И.Чаилд в свое время провели, на мой взгляд, очень важное исследование. Они проанализировали данные о 48 общинах, где отсутствовала письменность, для выяснения вопроса о наличии связи между традициями воспитания детей и уровнем преступности. Уровень преступности определялся по распространенности воровства и причинения вреда другим людям. Оценивались также обычаи и традиции воспитания детей. Были обнаружены следующие тенденции:
1)  общины, где родители были отзывчивы к потребностям детей, отличались низким уровнем преступности.
2)  воровство было более распространено в общинах, где для воспитания послушания применялись методы наказаний.
3)  и воровство, и преступления против личности были распространены там, где воспитание мальчиков было исключительной обязанностью матерей и где отсутствовала возможность тесных эмоциональных связей с отцами.
4)  преступления против личности были наиболее частыми в общинах, где детей грубо и неожиданно заставляли проявлять самостоятельность.


Эти данные лишь подтверждают широко известное правило: теплые, близкие связи ребенка и родителя развивают в детях нравственность.
Но чем еще родительская забота помогает в нравственном поведении? 
А все просто. Заботливый родитель предоставляет ребенку возможность видеть, как его поведение отражается на окружающих. Ребенку очень важно научиться соотносить потребности и чувства окружающих со своими собственными, с последствиями своих действий. Ребенок заботливых и чутких родителей по умолчанию будет развивать эти качества в себе. Потому что ему важно, какие его действия огорчают родителей, а какие, напротив, заставляют улыбнуться.
Кроме того любящий и заботливый родитель всегда привлекателен для ребенка в смысле тесного взаимодействия с ним. С таким взрослым ребенок будет искать, а не избегать контакта.


Хотя надо  одной заботы мало и проявляется она по-разному.

Потому как в добавление к заботе для развития нравственного внутреннего контроля необходимо и основанное на любви поддержание дисциплины. Ну всем же понятно, что правила и запреты в жизни присутствовать должны. Их должно быть немного, они должны быть обоснованы и поданы с родительской заботой. А это подразумевает постоянное общение с ребенком – объяснения, предложения возможных путей действия, мягкое и чуткое развитие самостоятельности ребенка. Физическое же наказание, либо ругань, унижение словесное, или же высмеивание прегрешений только оттолкнут ребенка от родителей. Ну и не забываем про подражание как главный инструмент социализации ребенка: он будет  копировать ваше поведение. Поэтому всегда, когда родители жалуются, что их ребенок дерется, обзывается и ведет себя плохо, то,  мне лично, первым делом на ум приходит задача проанализировать стиль общения родителей как друг с другом, так и с ребенком. Часто, очень часто корень проблемы в этом.  Злой родитель добру не научит, как и добрый не сможет научить злу.

Мне кажется, что в развитии нравственности бОльшую роль играют не разделы по нравственному воспитанию в программах детских садов и темах классных часов в школе.  Это, безусловно, все важно и хорошо. И очень красиво описано. Но только на практике далеко не всегда работает. Работает лишь тогда, когда развитие нравственности идет с пеленок, неосознанно для ребенка и проявляясь в обычном ежедневном общении родителей с ребенком, в их чуткой заботе о нем.

Поэтому, родители, давайте научим своих детей любить. Любить нас, любить жизнь. Давайте научим их заботиться. Давайте научим их быть ответственными за свои поступки и дорожить хорошим отношением с близкими детьми. Давайте научим их быть терпимыми к чувствам других людей, научим их любить себя и радоваться мелочам.

Но сначала нужно научить этому себя.

Ведь, по сути, нравственность есть проявление доброты в отношении окружающих. Но чтобы давать эту доброту во внешний мир, нужно вырастить ее внутри. И тут не сказки придут на помощь и не воспитатели в детском саду, и даже не совет по профилактике асоциального поведения в школе. Поможет лишь наш личный пример.

 

 



Просмотров: 361
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Воспитание личности в себе. Или, давайте уже интегрироваться из «внутренних родителей-детей» в людей.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Как научить ребенка уважать и любить родителей
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Любить ребенка, значит - научить!?
  • Любить ребенка, значит - научить его!!!
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 1 - Проблемы в воспитании.
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Психосексуально развитие детей. Роль родителей.
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Поведение на детской площадке: как научить ребенка вести себя
  • Стили семейного воспитания. Как они влияют на развитие ребенка.
  • Фактор наследственной предопределенности и влияние роли родителя на развитие ребенка
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 1.
  • Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 2.
  • «Очень важно беречь себя, сберегая других»
  • Ребенок случайно увидел, как родители занимаются сексом: как вести себя взрослым?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь