Что значит вести себя нравственно? Это значит проявлять контроль над своим поведением: такой контроль, который препятствует совершению дурных поступков и благоприятствует совершению действий, полезных для других людей.
В нашем обществе любят говорить о нравственном воспитании, которое относится все же к педагогике в большей степени. А мне очень хочется посмотреть на нравственность с точки зрения психологии.
Развитие нравственного чувства у человека напрямую связано с его социализацией. Социализация начинается уже с младенчества и происходит это в семье. Следовательно именно ценности и установки той семьи, в которой живет ребенок, оказывают преимущественное влияние на развитие нравственности. Как это происходит?
Детям свойственна эмоциональная привязанность к близким взрослым. Соответственно, примерно ко второму полугодию первого года жизни младенец обычно сильно привязан к заботящимся о нем родителям. Присутствие родителей, теплое общение с ними приятно ребенку; их отсутствие вызывает тревогу. Поэтому можно предположить, что самые ранние зачатки будущего нравственного поведения закладываются уже в это время. Ребенок четко улавливает, что ласковые жесты, мягкая речь родителя есть проявления любви и заботы. А недовольство на лице мамы, ее строгий тон воспринимаются ребенком как опасность утраты этой заботы. Нет, родители даже не думают его воспитывать в этот момент. Да и ребенок считывает их реакции непроизвольно. Так вот психика ребенка изучает на бессознательном пока уровне зачатки будущих "Вот так хорошо, а вот так поступать плохо".
Поэтому очень важна для нравственного развития ребенка крепкая связь ребенка и близкого взрослого, основанная на положительном эмоциональном подкреплении.
Американские ученые М.Бэкон и И.Чаилд в свое время провели, на мой взгляд, очень важное исследование. Они проанализировали данные о 48 общинах, где отсутствовала письменность, для выяснения вопроса о наличии связи между традициями воспитания детей и уровнем преступности. Уровень преступности определялся по распространенности воровства и причинения вреда другим людям. Оценивались также обычаи и традиции воспитания детей. Были обнаружены следующие тенденции:
1) общины, где родители были отзывчивы к потребностям детей, отличались низким уровнем преступности.
2) воровство было более распространено в общинах, где для воспитания послушания применялись методы наказаний.
3) и воровство, и преступления против личности были распространены там, где воспитание мальчиков было исключительной обязанностью матерей и где отсутствовала возможность тесных эмоциональных связей с отцами.
4) преступления против личности были наиболее частыми в общинах, где детей грубо и неожиданно заставляли проявлять самостоятельность.
Эти данные лишь подтверждают широко известное правило: теплые, близкие связи ребенка и родителя развивают в детях нравственность.
Но чем еще родительская забота помогает в нравственном поведении?
А все просто. Заботливый родитель предоставляет ребенку возможность видеть, как его поведение отражается на окружающих. Ребенку очень важно научиться соотносить потребности и чувства окружающих со своими собственными, с последствиями своих действий. Ребенок заботливых и чутких родителей по умолчанию будет развивать эти качества в себе. Потому что ему важно, какие его действия огорчают родителей, а какие, напротив, заставляют улыбнуться.
Кроме того любящий и заботливый родитель всегда привлекателен для ребенка в смысле тесного взаимодействия с ним. С таким взрослым ребенок будет искать, а не избегать контакта.
Хотя надо одной заботы мало и проявляется она по-разному.
Потому как в добавление к заботе для развития нравственного внутреннего контроля необходимо и основанное на любви поддержание дисциплины. Ну всем же понятно, что правила и запреты в жизни присутствовать должны. Их должно быть немного, они должны быть обоснованы и поданы с родительской заботой. А это подразумевает постоянное общение с ребенком – объяснения, предложения возможных путей действия, мягкое и чуткое развитие самостоятельности ребенка. Физическое же наказание, либо ругань, унижение словесное, или же высмеивание прегрешений только оттолкнут ребенка от родителей. Ну и не забываем про подражание как главный инструмент социализации ребенка: он будет копировать ваше поведение. Поэтому всегда, когда родители жалуются, что их ребенок дерется, обзывается и ведет себя плохо, то, мне лично, первым делом на ум приходит задача проанализировать стиль общения родителей как друг с другом, так и с ребенком. Часто, очень часто корень проблемы в этом. Злой родитель добру не научит, как и добрый не сможет научить злу.
Мне кажется, что в развитии нравственности бОльшую роль играют не разделы по нравственному воспитанию в программах детских садов и темах классных часов в школе. Это, безусловно, все важно и хорошо. И очень красиво описано. Но только на практике далеко не всегда работает. Работает лишь тогда, когда развитие нравственности идет с пеленок, неосознанно для ребенка и проявляясь в обычном ежедневном общении родителей с ребенком, в их чуткой заботе о нем.
Поэтому, родители, давайте научим своих детей любить. Любить нас, любить жизнь. Давайте научим их заботиться. Давайте научим их быть ответственными за свои поступки и дорожить хорошим отношением с близкими детьми. Давайте научим их быть терпимыми к чувствам других людей, научим их любить себя и радоваться мелочам.
Но сначала нужно научить этому себя.
Ведь, по сути, нравственность есть проявление доброты в отношении окружающих. Но чтобы давать эту доброту во внешний мир, нужно вырастить ее внутри. И тут не сказки придут на помощь и не воспитатели в детском саду, и даже не совет по профилактике асоциального поведения в школе. Поможет лишь наш личный пример.