Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных старшеклассников в ЗабКЛИ

Автор статьи: Есина Татьяна

В психологии одаренность определяется через понятие способности. В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями. Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.  Анализ современных исследований в области акмеологии показывает, что одаренность чаще всего определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психосоциальным развитием и физическими данными. В области опережающего развития познания отмечается повышенная любознательность, связанная с повышенной  биохимической и электрической активностью мозга, способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу, яркое воображение, высокоразвитая фантазия. В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственно сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, имеют хорошо развитое чувство юмора и преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать. В области физических характеристик для одаренных детей свойственен очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна.

Началом психологического сопровождения учащихся Забайкальского краевого лицея-интерната было диагностическое исследование, которое имело своей целью определить особенности именно этих учащихся, и подтвердило вышеизложенный анализ современных  представлений о детях с развитыми способностями.  Результат психодиагностического исследования уровня развития способностей и уровня развития интеллекта показал, что половина старшеклассников достигла высокого уровня развития общих академических способностей (обучаемости), четвертая часть учащихся – высокого уровня развития специализированных способностей (точные, естественные, социальные, филологические науки), у четверых можно было зафиксировать потенциальную специализированную одаренность (физика, информатика, биология). У всех учащихся показатель IQ по методике Р. Амтхауэра (Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, IST) выше 100, у половины всех старшеклассников выше 106, у четвертой части – выше 115. Коллеги оценят эти результаты, как достаточно высокие, учитывая сложность методики.

При этом подавляющее большинство имело выраженные опредмеченные или диффузные страхи, неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка при высоком уровне притязаний диагностировалась у большей части способных учеников, половина старшеклассников испытывала острое чувство одиночества, десятую часть всех учеников посещали суицидальные мысли или намерения.

Зная особенности детей с потенциальной одаренностью и понимая, что современное общество наше не располагает возможностями и ресурсами (педагогическими, родительскими, общественными), чтобы создать таким детям в процессе жизни и обучения комфортные для развития условия, мы не удивляемся такой картине. У детей с высокими умственными способностями за период роста и взросления возникает много сложностей в семье, школе, общении со сверстниками. Проблемы с родителями обусловлены низкой психологической грамотностью общества. Из-за высокой  познавательной активности, склонности начинать несколько дел одновременно и браться за слишком сложные задачи – родители устают от потенциально одаренного ребенка, отталкивают его, и часто просто не умеют на это правильно реагировать. Проблемы со сверстниками начинаются еще в детском саду и обостряются в школе, так как такого ребенка принято считать выскочкой, его интересы не совпадают со сверстниками, он  постоянно оторван от группы. На этом фоне зачастую развиваются проблемы в обучении, потому что кроме одного предмета его не интересуют никакие другие. Далее следуют проблемы с педагогами, которые, ко всему прочему, психологически не готовы к принятию такого ребенка, ориентированы на среднюю норму, привыкли к «коллективным» формам обучения, или не имеют возможностей применить индивидуальный подход (например, из-за большого количества учеников в классе).  Так возникают и развиваются не способности и задатки ребенка,  а          личностные проблемы: страхи из-за развитого воображения, обостренное чувство справедливости, неуверенность в себе и своих силах,  реакция «ухода» от трудностей и проблем.

Программа психологического сопровождения интеллектуально одаренных старшеклассников «Открытая дверь» в условиях специализированного образовательного учреждения базируется  на вышеизложенных результатах диагностического исследования способных учащихся, учитывает все особенности этих детей, включает в себя работу по всем направлениям деятельности психолога (диагностика, коррекция, профилактика и просвещение) и со всеми участниками образовательного процесса (ученики, родители, педагоги). Программа включает в себя поэтапно первичную и проверочную психологическую диагностику уровня способностей и склонностей, а так же личностных особенностей ребенка, индивидуальную и групповую работу с родителями и педагогическим составом, авторские подпрограммы по адаптации, профилактике суицидальных намерений, профилактике зависимости от ПАВ, психологическую подготовку к ЕГЭ и профориентирование.

Специализированное учреждение, каким является наш лицей, позволяет создать психологические и образовательные условия сопровождения, в которых потенциальная одаренность и личность ученика будут гармонично развиваться. Во-первых, это возможность для способного и познавательно активного ребенка оказаться в коллективе «себе подобных», где стремление к знаниям, озабоченность успехами в учебе, активность на уроке и вне его встречает понимание и принятие сверстников, а так же поощрение педагогов. Это положительно сказывается на самооценке учащегося, повышает его веру в свои силы, позволяет довериться и полностью раскрыть свои таланты. Кроме этого,  возникает здоровая конкуренция среди учащихся, позволяющая обучится не только предмету, но и развить умение справляться с трудностями, трудолюбие в достижении успеха и т..п. Во-вторых, психологическая работа с учащимися и их родителями, учителями в индивидуальной или групповой форме возможна целенаправленно в русле формирования грамотного отношения к проблеме развития способностей, обучения эффективным педагогическим формам обучения способных детей и родительским стилям взаимодействия с одаренным ребенком. В-третьих, становится более глубокой психологическая коррекция возникших личностных проблем, так как число детей, обучающихся в лицее по сравнению с общеобразовательной школой меньше, а кроме этого половина учеников проживают в общежитии лицея. Немаловажным условием для качественного психологического сопровождения детей с такими особенностями является возможность достойного материально-технического оснащения психологической службы, наличие оборудованного кабинета, выхода в интернет, формирования диагностической методической базы.

В заключение, хотелось бы заметить, что необходимость создания таких условий для развития способных детей, разработка и реализация качественных программ психологического сопровождения одаренности – первостепенная задача нашего общества. И задача эта тем сложнее, чем больше мы привыкли работать на  среднестатистические показатели. Много лет педагогов и психологов образования ориентировали на «подтягивание» неуспевающих учащихся к среднему уровню,  а те, кто без наших особых усилий показывали высокие результаты, становились «кумирами», «выскочками» или «палочками-выручалочками» на открытых уроках, привыкая к особенному к себе отношению и теряя главную свою способность – трудиться и развиваться. Необходимо осознать, что психологическое сопровождение и социализация одаренных и способных учащихся не эффективно и даже не возможно без сопровождения и социализации тех, кто создает для них условия: родителей,  педагогов, администрации и общества в целом.



Просмотров: 439
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Песочная терапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ
  • Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.
  • Профориентация учащихся с особенностями психофизического развития
  • Особенности одаренности учащихся подросткового возраста в школах с разной системой обучения
  • Одаренность детей: проблема или радость для родителей?
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Важность выбора образовательного учреждения для ребенка с нарушением развития.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения
  • Любовь: почему она так важна для развития ребенка
  • Важны ли для развития детей хорошие оценки в школе ?
  • 4 области развития женщины. Или почему я так одинока?
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • Создание условий для формирования у учащихся навыков конструктивного межличностного взаимодействия
  • Процесс психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с РДА
  • Сохранность брака в условиях высокого уровня экономического развития
  • Игры и задания для развития творческих способностей
  • Организация индивидуального обучения одаренных детей (в системе дополнительного образования)
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Особенности детей с задержкой психического развития
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь