Неизвестный Уолтер Кэннон

Мало  кто знает, что понятие стресс  (англ. stress —  напряжение, давление, нагрузка, напряженность, нажим) ввел в медицину и психологию  американский психофизиолог, доктор медицинских наук Уолтер Брэдфорд Кэннон.

Неизвестный Уолтер Кэннон 

    Этот выдающийся ученый, занимался изучением физиологии человека и животных в лаборатории  Гарвардской медицинской школы. Он первым обратил внимание на то, что организм реагирует на воздействия извне особым образом и это влияет на постоянство его внутренней среды,  названное им гомеостазом.

    Главую роль в поддрержании гомеостаза  Кэннон отводил центральной нервной системе, а в активации функций организма -  симпатическому отделу Вегетативной нервной системы

    Так же, именно он первым описал реакцию «замри-беги-дерись-сдавайся» в монографии «Телесные изменения при боли, голоде, страхе и гневе», 1915г.

    Правда,  Кэннон считал ее последовательностью реакции на стрессор, а не вариантами реакции организма. Таким образом, у него получилось четыре этапа:

  1. Стадия «замри», ориентировочная. Она возникает, если воздействие или угроза непонятная или неотвратимая. Её целью является обнаружение потенциальных угроз: «замри, прислушайся и присмотрись».
  2. Стадия «бегство». Возникает, если причина обнаружена и опознана  как угроза. Проявляется состоянием страха и паники.  Цель реакции - избежать угрозы.
  3. Стадия «дерись».  Возникает, если угрозы избежать невозможно. Характеризуется состоянием безрассудства и агрессии, состоянием «дерись за свою жизнь». Её цель - нейтрализация угрозы.
  4. Стадия «сдавайся». Наступает, если угрозу убрать или нейтрализовать невозможно. Характеризуется состоянием неподвижности и беспомощности. В некотором смысле, организм в это время стремиться «прикинуться мёртвым жуком». Цель - капитуляция перед лицом угрозы.

     Кэннон экспериментально доказал, что эти реакции врожденные и присущи всем животным и людям (не говоря уже о жуках и гусеницах), но имеют разные пусковые механизмы. При этом, в какой-то момент, им было замечено, что реакция не всегда последовательна и может «перепрыгивать» через стадии.

    В результате исследоваий, он пришел  выводу, что  вариативность реакции на стресс зависит от «степени угрозы» фактора и предположил, что чувствительность к запускающим воздействиям можно тренировать.

Подробнее о современных представлениях о реакции человека на стресс и эффективных техниках работы с последствиями, вы можете узнать на моем семинаре Эффективные техники работы со стрессом и психосоматикой.  



Просмотров: 286
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что нужно знать, если вы пережили теракт или катастрофу.Нормальные реакции на ненормальные события
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как начать диалог, если боишься реакции собеседника
  • Слишком сильные реакции - что делать?
  • Зачем нам помнить плохое? Биохимия мозга. Кортизол. Особенности стресс-реакции.
  • Реакция страха "бороться или бежать": эволюция формирования физиологического механизма реакции
  • «Несоразмерные» реакции или кто управляет нашим «Я»?!
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Реакции на смерть, насилие, угрозу жизни. Как помочь.
  • Алгоритм работы с образом Я и актуальным психическим состоянием с помощью МАК
  • «Мысли позитивно и займись лучше йогой». Что нельзя говорить, если у человека стресс
  • Все зависит от вашей реакции
  • Стадии развития травматической реакции-2
  • Почему не ставим цель, если знаем, что она нужна
  • Стресс = спазмы брюшной области, или реакция вегетативной системы на стресс.
  • Угрозы или предупреждения?!
  • Конверсионные реакции при истерическом неврозе. Когда душевная боль становится реальным заболеванием
  • Психосоматические реакции перед важным событием. Как себе помочь
  • Защитные реакции во время психотерапии
  • Стресс возникает или я его создаю?
  • Чем бытовая реакция на рассказ собеседника отличается от реакции психотерапевтической?
  • Разум ставит нам цель за целью и не дает отдышаться, так как не знает, что такое одышка
  • О воспитании детей,или почему угрозы не работают.
  • Самая большая проблема в детской агрессии, - нет, не в самой агрессии, а в реакции на нее родителей.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Как избежать семейных конфликтов на тему «что было бы, если»:
  • Восприятие угрозы - динамика от фобии через обсессии и компульсии к паранойе
  • Травма, как стереотипные реакции
  • Как проработать болезненные реакции
  • Что делать если у меня стресс?!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь