Защитные реакции во время психотерапии

Автор статьи: Татьяна Силаева

ЗАЩИТНЫЕ РЕАКЦИИ ВО ВРЕМЯ ПСИХОТЕРАПИИ

Защитные реакции во время психотерапии

     Психологам известно, что истинный запрос клиент выдает в первые 5-ть минут. В эти 5-ть минут клиент бессознательно выговаривает свою желаемую причину, по которой он пришел. Затем в процессе терапии и на вопрос психолога «Что Вас ко мне привело (что вам важно, каковы трудности, Ваш запрос и т.п.)», клиент, уже анализируя, выдает социально-приемлемую форму своей проблемы. То есть, бессознательно врет, так как отвечает умом, наполовину ограниченным родительскими установками, социальными нормами и личным (часто «горьким») опытом. Собственно, вытащить истинный запрос клиента – это уже половина успеха. Здесь-то нас, психологов, и подстерегают всякого рода неожиданности и сюрпризы.

   Чем ближе психотерапевт подбирается к истинному запросу (и причине проблемы), тем ощутимее защитные реакции клиента – от отрицательных до положительных. Причем, защитные реакции возникают именно тогда, когда терапевт нащупал проблемную зону. Признаками защитных реакций предполагается считать резкие и повторяющиеся изменения у клиента, заметные визуально психологом. Я бы разделила их на:

- позы тела (резко вперед-назад, раскачивание именно в этом месте нашей речи, взмахи рук, сжатие кистей в кулак, теребить край платья, дергать ногой, хрустеть пальцами и т.п.

- мимические (зевание, глотание, застывание, плач….)

- словесные (повторы слов, фраз, крик, шепот…)

- интонационные (значительное повышение-понижение голоса, переход на крик, охриплость, неожиданное молчание)

- нервические реакции (тремор телесный, резкая головная боль, боль в теле (любой телесный орган), слезы, нервный смех, потливость, бегание в туалет, покурить, реже - срочно уйти)

- отрицание: «я не…» «у меня все хорошо» ..» «нет-нет-нет-нет-нет..» «да-да-да-да-да…»

- чувственные (самые трудноуловимые) – испуг в глазах, ужас на лице, напряжение челюстно-височной мышцы, маскообразное выражение лица, ненависть в лице, опустились плечи, резко согнулся, выпрямился резко, вскочил..

     И теперь, когда психологу ясно «где собака зарыта» - что теперь прикажете делать? Как поступить, чтобы не спугнуть клиента? Ведь он уже напуган, насторожен, напряжен! Доверие минимальное. Весь в страхе – узкий коридор его чувств, либо бесчувственность. А надо! Надо работать! И тут в каждом случае все индивидуально. Нет общих правил и даже рекомендаций. Действуем по наитию, по интуиции, основываясь на практический опыт. Главное – не пугаться самому психологу, верить в себя. Главное, чтобы преобладающей ценностью у психолога в данный момент была ценность – помочь клиенту, а не ценность «не ударить в грязь лицом, не опозориться». Тогда внешние приоритеты, как то «помошь человеку, а значит Миру в его лице» – обязательно выведут Вас на верную дорожку. Уж поверьте моему опыту. Так всегда и бывает. И у Вас тоже так бывает. «Вижу, «читаю Вас», верю в Вас, мои дорогие коллеги.

В процессе терапии, если вдруг клиент начал упираться, отказываться или слишком активно соглашаться (лишь бы от него отстали) - это верный признак, что Вы на правильном пути к поиску причины проблемы клиента. ). Например, моя клиентка призналась мне, что ненавидит, когда всякий раз повторяет «я принимаю эту ситуацию с благодарностью за опыт..». 2-а года она повторяла эту фразу (причем с излишним энтузиазмом), и только теперь призналась мне в этом….).

Выявить причину, как известно, и является самым трудным и самым важным. Выявив причину – всегда можно найти способы реализации (что делать, как делать, кому делать, когда делать, зачем и почему….и надо ли вообще ..) .

Что же может помочь нам в «пробивании» защитных реакций клиента? Защитные реакции выполняют роль самосохранения организма для безопасности по принципу «пусть со страхом внутри, пусть с проблемой – зато привычно, а значит безопасно».

Вот типичный портрет Клиента с защитной реакцией: «А то «щас» как вспомню, как все опять поднимется1 Страшно! И как с этим жить? Менять ведь придется. А сил-то хватит? Поживу-ка я лучше так….НЕТ_НЕТ_НЕТ….У меня все Х_О_Р_О_Ш_О. Просто я так грустно выгляжу, и я не согнулся «в три погибели» – я просто сам такой и голос у меня не тихий и я не плачу – в глаз соринка попала…Что я тут делаю у Вас?    Может быть, Вы мне сами скажете?   НЕ_НЕТ_НЕТ…это не это!!! Да я хороший. Проблем нет…просто глаз дергается уже 25 лет…а так ничего, жить можно…».

Описанное и является ключом к скрытой (бессознательной) выгоды клиента. Клиент уже много лет удерживает эту проблему. Для чего-то она ему нужна.

Варианты выявления скрытой выгоды следующие:

- пусть представит то, что он хочет. Как ему теперь…?(крутить дальнейшие ответы тем же способом)..

Далее:

- а теперь пусть представит, что проблема увеличилась (например: если болеешь 5-ть лет, представь что будет, если ты и дальше будешь болеть, всегда болеть…. как тебе это?)

- пусть представит, что он без проблемы (представь что выздоровел). Что меняется в твоей жизни?

- итог – сам выбирай «быть или не быть, иметь или не иметь».

- затем перепроверяем результат: «Попробуйте сказать «я так долго жил с этим (например, болел, разводился не раз, завидовал всем…), что, наверное, поживу с этим еще чуть-чуть, для чего-то мне это нужно..»

Если клиент охотно повторяет – значит, у него есть скрытая выгода – хотя бы не тратить усилия на исправление ситуации или другая причина. Зато теперь он не будет тратить ресурсы на свою проблему. Ведь он сам сказал, что она нужна. А если клиент не может проговорить фразу «поживу с этим чуть-чуть – значит, он осознал и взял ответственность за себя сам.

 Вывод:

Защитные реакции на консультации – это ключ к успеху терапии! Будем же с нетерпением и азартом «ловить» эти защитные реакции, проявляющиеся иногда слишком бурно, а иногда столь незаметно, что кажется, их уже не дождешься. Опираясь лишь на знания, психолог рискует превысить роль специалиста и перейти из позиции профессионала в позицию «Я психолог, я лучше знаю, что у тебя акцентуация, личностные искажения, внутри личностный и межличностный конфликт. Слушай меня. Я специалист! Твое мнение не считается. Твои чувства не учитываются. Иди со своими комплексами, треморами телесными, заиканиями куда подальше. Я все сказал! Я специалист!!.А Ты – параноик!»

Примерно так и бывает, когда специалист-психолог «переборщил в роли специалиста-психолога» (от страха, от неуверенности, от неопытности и т.п.) и не способен на равных работать с клиентом, заранее не навешивая ему ярлыки «патологий и диагнозов». Ведь специалист отличается от профессионала тем, что специалист ограничил свои знания рамками диплома. А профессионал самообразовывается и постоянно повышает квалификацию инновационными сертифицированными методами, написанием статей, обшением с профессионалами, в том числе и на профсайтах и т.п. Я думаю, что профессионал всегда в поиске и поэтому не позволяет ставить себя в роль всезнающего специалиста-психолога. Он знает одну истину – не только мы консультируем, но и нас пациенты меняют (обучают, лечат, обогащают знанием и опытом). Еще Сократ изрек «Я знаю, что ничего не знаю..». С этим девизом интерес к профессии и клиентам не иссякнет никогда. С интересом к профессии уменьшается риск эмоционального выгорания (так как нет напряжения, интерес – игра, игра – всегда без напряжения). С интересом мы всегда вместо страха «не найти, ошибиться, не помочь, не сказать..» имеем интерес исследования «посмотрим сюда..сделаем так…а если так…а если чуть-чуть..а если туда…как тебе это?»

   Таким образом, подобно «врачебному постулату о том, что симптом заболевания является и лекарством этого заболевания» - тогда, психотерапевтам и психологам, исследуя защитные реакции, ведущие к скрытой выгоде, удерживающей проблему клиента – имеет смысл использовать эту скрытую выгоду, как ресурс для решения запроса клиента,    

 

                                           Автор статьи       медспортпсихолог   Силаева Т.Н.



Просмотров: 525
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Семейные конфликты, как защитные реакции.
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Слишком сильные реакции - что делать?
  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • Чуть-чуть о пользе Психотерапии...или когда и зачем начинать?
  • Клиент всегда прав. Клиент всегда врет
  • Когда у клиента все плохо, - не пропустите причину
  • Если психолог себя не ценит, то и клиент не ценит психолога
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Что нужно знать, если вы пережили теракт или катастрофу.Нормальные реакции на ненормальные события
  • Как начать диалог, если боишься реакции собеседника
  • Кризис психологов, или «когда клиент всегда прав»
  • Если клиент не знает, чего хочет...
  • И что теперь с этим делать?
  • Пусть любят меня такой, какая есть, ведь я уже не смогу стать другой
  • Что сказать, если клиент бежит из психотерапии…
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Мы принимаем решения быть с этим человеком, а потом находим причину, чтобы уйти от него.
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Если у психолога нет времени на жизнь, хороший ли он специалист?
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Что делать, если клиент недоволен?
  • Что делать, если клиент м...чудак?
  • Что делать, если ваш клиент - перфекционист
  • Убедили. Что теперь с этим делать?
  • Конверсионные реакции при истерическом неврозе. Когда душевная боль становится реальным заболеванием
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь