|
Защитные реакции во время психотерапииАвтор статьи: Татьяна Силаева
ЗАЩИТНЫЕ РЕАКЦИИ ВО ВРЕМЯ ПСИХОТЕРАПИИ Психологам известно, что истинный запрос клиент выдает в первые 5-ть минут. В эти 5-ть минут клиент бессознательно выговаривает свою желаемую причину, по которой он пришел. Затем в процессе терапии и на вопрос психолога «Что Вас ко мне привело (что вам важно, каковы трудности, Ваш запрос и т.п.)», клиент, уже анализируя, выдает социально-приемлемую форму своей проблемы. То есть, бессознательно врет, так как отвечает умом, наполовину ограниченным родительскими установками, социальными нормами и личным (часто «горьким») опытом. Собственно, вытащить истинный запрос клиента – это уже половина успеха. Здесь-то нас, психологов, и подстерегают всякого рода неожиданности и сюрпризы. Чем ближе психотерапевт подбирается к истинному запросу (и причине проблемы), тем ощутимее защитные реакции клиента – от отрицательных до положительных. Причем, защитные реакции возникают именно тогда, когда терапевт нащупал проблемную зону. Признаками защитных реакций предполагается считать резкие и повторяющиеся изменения у клиента, заметные визуально психологом. Я бы разделила их на: - позы тела (резко вперед-назад, раскачивание именно в этом месте нашей речи, взмахи рук, сжатие кистей в кулак, теребить край платья, дергать ногой, хрустеть пальцами и т.п. - мимические (зевание, глотание, застывание, плач….) - словесные (повторы слов, фраз, крик, шепот…) - интонационные (значительное повышение-понижение голоса, переход на крик, охриплость, неожиданное молчание) - нервические реакции (тремор телесный, резкая головная боль, боль в теле (любой телесный орган), слезы, нервный смех, потливость, бегание в туалет, покурить, реже - срочно уйти) - отрицание: «я не…» «у меня все хорошо» ..» «нет-нет-нет-нет-нет..» «да-да-да-да-да…» - чувственные (самые трудноуловимые) – испуг в глазах, ужас на лице, напряжение челюстно-височной мышцы, маскообразное выражение лица, ненависть в лице, опустились плечи, резко согнулся, выпрямился резко, вскочил.. И теперь, когда психологу ясно «где собака зарыта» - что теперь прикажете делать? Как поступить, чтобы не спугнуть клиента? Ведь он уже напуган, насторожен, напряжен! Доверие минимальное. Весь в страхе – узкий коридор его чувств, либо бесчувственность. А надо! Надо работать! И тут в каждом случае все индивидуально. Нет общих правил и даже рекомендаций. Действуем по наитию, по интуиции, основываясь на практический опыт. Главное – не пугаться самому психологу, верить в себя. Главное, чтобы преобладающей ценностью у психолога в данный момент была ценность – помочь клиенту, а не ценность «не ударить в грязь лицом, не опозориться». Тогда внешние приоритеты, как то «помошь человеку, а значит Миру в его лице» – обязательно выведут Вас на верную дорожку. Уж поверьте моему опыту. Так всегда и бывает. И у Вас тоже так бывает. «Вижу, «читаю Вас», верю в Вас, мои дорогие коллеги. В процессе терапии, если вдруг клиент начал упираться, отказываться или слишком активно соглашаться (лишь бы от него отстали) - это верный признак, что Вы на правильном пути к поиску причины проблемы клиента. ). Например, моя клиентка призналась мне, что ненавидит, когда всякий раз повторяет «я принимаю эту ситуацию с благодарностью за опыт..». 2-а года она повторяла эту фразу (причем с излишним энтузиазмом), и только теперь призналась мне в этом….). Выявить причину, как известно, и является самым трудным и самым важным. Выявив причину – всегда можно найти способы реализации (что делать, как делать, кому делать, когда делать, зачем и почему….и надо ли вообще ..) . Что же может помочь нам в «пробивании» защитных реакций клиента? Защитные реакции выполняют роль самосохранения организма для безопасности по принципу «пусть со страхом внутри, пусть с проблемой – зато привычно, а значит безопасно». Вот типичный портрет Клиента с защитной реакцией: «А то «щас» как вспомню, как все опять поднимется1 Страшно! И как с этим жить? Менять ведь придется. А сил-то хватит? Поживу-ка я лучше так….НЕТ_НЕТ_НЕТ….У меня все Х_О_Р_О_Ш_О. Просто я так грустно выгляжу, и я не согнулся «в три погибели» – я просто сам такой и голос у меня не тихий и я не плачу – в глаз соринка попала…Что я тут делаю у Вас? Может быть, Вы мне сами скажете? НЕ_НЕТ_НЕТ…это не это!!! Да я хороший. Проблем нет…просто глаз дергается уже 25 лет…а так ничего, жить можно…». Описанное и является ключом к скрытой (бессознательной) выгоды клиента. Клиент уже много лет удерживает эту проблему. Для чего-то она ему нужна. Варианты выявления скрытой выгоды следующие: - пусть представит то, что он хочет. Как ему теперь…?(крутить дальнейшие ответы тем же способом).. Далее: - а теперь пусть представит, что проблема увеличилась (например: если болеешь 5-ть лет, представь что будет, если ты и дальше будешь болеть, всегда болеть…. как тебе это?) - пусть представит, что он без проблемы (представь что выздоровел). Что меняется в твоей жизни? - итог – сам выбирай «быть или не быть, иметь или не иметь». - затем перепроверяем результат: «Попробуйте сказать «я так долго жил с этим (например, болел, разводился не раз, завидовал всем…), что, наверное, поживу с этим еще чуть-чуть, для чего-то мне это нужно..» Если клиент охотно повторяет – значит, у него есть скрытая выгода – хотя бы не тратить усилия на исправление ситуации или другая причина. Зато теперь он не будет тратить ресурсы на свою проблему. Ведь он сам сказал, что она нужна. А если клиент не может проговорить фразу «поживу с этим чуть-чуть – значит, он осознал и взял ответственность за себя сам. Вывод: Защитные реакции на консультации – это ключ к успеху терапии! Будем же с нетерпением и азартом «ловить» эти защитные реакции, проявляющиеся иногда слишком бурно, а иногда столь незаметно, что кажется, их уже не дождешься. Опираясь лишь на знания, психолог рискует превысить роль специалиста и перейти из позиции профессионала в позицию «Я психолог, я лучше знаю, что у тебя акцентуация, личностные искажения, внутри личностный и межличностный конфликт. Слушай меня. Я специалист! Твое мнение не считается. Твои чувства не учитываются. Иди со своими комплексами, треморами телесными, заиканиями куда подальше. Я все сказал! Я специалист!!.А Ты – параноик!» Примерно так и бывает, когда специалист-психолог «переборщил в роли специалиста-психолога» (от страха, от неуверенности, от неопытности и т.п.) и не способен на равных работать с клиентом, заранее не навешивая ему ярлыки «патологий и диагнозов». Ведь специалист отличается от профессионала тем, что специалист ограничил свои знания рамками диплома. А профессионал самообразовывается и постоянно повышает квалификацию инновационными сертифицированными методами, написанием статей, обшением с профессионалами, в том числе и на профсайтах и т.п. Я думаю, что профессионал всегда в поиске и поэтому не позволяет ставить себя в роль всезнающего специалиста-психолога. Он знает одну истину – не только мы консультируем, но и нас пациенты меняют (обучают, лечат, обогащают знанием и опытом). Еще Сократ изрек «Я знаю, что ничего не знаю..». С этим девизом интерес к профессии и клиентам не иссякнет никогда. С интересом к профессии уменьшается риск эмоционального выгорания (так как нет напряжения, интерес – игра, игра – всегда без напряжения). С интересом мы всегда вместо страха «не найти, ошибиться, не помочь, не сказать..» имеем интерес исследования «посмотрим сюда..сделаем так…а если так…а если чуть-чуть..а если туда…как тебе это?» Таким образом, подобно «врачебному постулату о том, что симптом заболевания является и лекарством этого заболевания» - тогда, психотерапевтам и психологам, исследуя защитные реакции, ведущие к скрытой выгоде, удерживающей проблему клиента – имеет смысл использовать эту скрытую выгоду, как ресурс для решения запроса клиента,
Автор статьи медспортпсихолог Силаева Т.Н. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|